ПЛАН -КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
методическая разработка по логопедии

Москаленко Ирина Ивановна

ЗВУК "с"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап: Подготовительный к постановке звука  С

Тема: звук С

Цели: подготавливать органы артикуляции к постановке звука  С (с помощью артикул. упр.)

            совершенствовать мелкую моторику рук

            Формировать целенаправленный ротовой выдох

            Развивать зрительное восприятие, слуховое восприятие,

Оборудование:  опорные картинки для артик. упр., материал для дыхательных упр, звучащие предметы.

                                                                                           Ход занятия

1. Оргмомент

-Приветствие.

 Говорят, давно на свете

Соловей-разбойник жил,

Резким громким звуком этим

Он богатырей разил.

Ответ: Свист

2. Объявление темы

-Сегодня мы будем учится говорить свистящий звук.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Упражнения для подготовки к звуку с  (перед зеркалом)

Показ, повторение, используются сказки о Весёлом язычке, опорные картинки.

4. Дыхательная гимнастика

-Я  предлагаю поиграть в игру-кто правильнее и сильнее дунет. (Обыгрываются упр. Фокус, забей гол, дуем на язык, греем руки )

Оценка результатов.

5. Развитие слухового восприятия

- «Послушай и покажи».

Работа со звучащими предметами (погремушки, трещотки) Ребёнок прослушивает звучание предмета, затем закрывает глаза и пытается угадать, что звучало.

6. Итог занятия

-Чему ты сегодня научился? Что тебе понравилось?

Этап: Подготовительный к постановке звука  С

Тема: звук С

Цели : подготавливать органы артикуляции к постановке звука С(с помощью артикул. упр.)

             Развивать мелкую моторику рук

            Формировать целенапрвленный  сильный ротовой выдох по центру языка, удерживать язык за нижними резцами

              Развивать слуховое восприятие

Оборудование: картинка-символ звука С (свисток), бумажные листья деревьев, кусочек ватки.

                                                                                       Ход занятия

1. Оргмомент

Приветствие. Послушай  стихотворение: 

У меня был шарик.
Яркий, как фонарик.
Шарик был ого и ах!
А потом он как ба-бах!
Сел на кнопку: раз и - БАМ!
В общем, шарик лопнул сам.
И остались лоскуты
Небывалой красоты

2. Объявление  темы

- Что случилось в стихотворении? (лопнул  шарик)

Сегодня будем готовить язычок свистеть, как лопнувший  шарик(картинка-символ)

3.Артикуляционная гимнастика

-Чтобы научится этому, нужно потренировать язычок.

Артикуляционная гимнастика проходит под речевое сопровождение в стихах. Тренировать удерживать распластанный  язык за нижними резцами.

4.Дыхательная  гимнастика

-Поучимся правильно дышать и дуть сильно-пресильно.

-«Сдуй  листья», «Фокус»

5.Развитие фонематического восприятия

- Хлопни в ладоши, когда услышишь свист лопнувшего  шарика.

6.Итог

-Что тебе понравилось на занятии? Что было сложно?

Этап: постановка звука С

Тема: звук С

Цели: учить правильно произносить звук   изолиров.

           Развивать фонематический слух

           Совершенствовать мелкую моторику рук

          Развивать зрительное внимание, операцию сравнения

Оборудование: разрезная  картинка,  флажок сигнальный,

                                                                        Ход занятия

1. Оргмомент

- Приветствие. Пальчиковая  гимнастика:  Надуваем  быстро  шарик, он  становится большой, вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он тонкий  и худой.

2. Сообщение темы

-  в какую  игру мы играли? Что надували? Что случилось с шариком? Он лопнул и засвистел. Сегодня мы будем учиться произносить этот звук свистеть.

 3. Артикуляционная гимнастика

-Но для этого нам нужно сделать гимнастику для языка и губ. Не устанет наш язык, ведь работать он привык.

(стихотворное сопровождение гимнастики)

4.Постановка  звука

СПОСОБ выбирается от возможностей ребёнка.

-по подражанию           (ЧАЩЕ  всего)                                            

-метод разложения артикуляции

-смешанный способ   +   тактильный, зрительный, слуховой контроль артикуляционного уклад

5.Закрепление поставленного  звука

- Покажем, как мы научились сегодня произносить звук С. Так свистит свисток, свистулька, лопнувший шарик и мяч( показываются картинки).Игровые упражнения: «Пальчики здороваются», «Колечки»

6. Развитие фонематичесого слуха

- Когда услышишь звук  звук С, поднимай флажок

(предлагается прослушать ряд звуков, услышать звук С, дать сигнал флажком)

7. Итог

- Чему ты сегодня научился? Что было трудно?

Этап: автоматизация звука С изолиров.виде  

Тема: звук и буква С

Цели: закреплять звук  в изолированном виде

           Учить давать характеристику звука

           Развивать фонематический слух

           Продолжать развивать мелкую моторику рук

Оборудование: картинки для артикуляц.гимнастики, тренажёры для автом. изолир.звука, флажок, тренажёр «Характеристика звука»

                                                                           Ход занятия

1. Оргмомент

- Найди два одинаковых чайника. Что делают чайники? (кипят).

2. Сообщение темы

-Когда  чайник кипит, он свистит, как свисток-С-С-С. Сегодня мы поучимся говорить звук С.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Давай подготовим язычок, вспомним упражнения, а картинки нам помогут (картинки – символы артик. упр)

4. Развитие фонематического слуха

-Теперь ты будешь ловить звук С – подними флажок, когда услышишь этот звук

(предлагается ряд звуков)

5.Закрепление звука

-Давай вспомним, как произносится звук С. В этом тебе поможет картинка(тренажёр-«Проведи пальцем по линии»        ( упр. «Пальчики шагают», «Пальчики здороваются»)

6.  Характеристика звука

-Давай узнаем, где живёт этот звук. Прикладываем ладонь к горлышку, произносим звук С (голосовые связки сомкнуты, голоса нет- глухость),

Этот звук твёрдый (синий цвет ) обозначения на тренажёре «Характеристика звука»

7. Итог

-Что тебе понравилось на занятии? Что было трудно?

Этап: автоматизация звука С в изолиров. виде

Тема:звук С, буква С

Цели: продолжать учить правильно произносить звук С

           Закреплять  понятие звук, буква

            Развивать операцию сравнения, внимание

          Познакомить с буквой С

Оборудование:  картинка-символ, картинки для артикуляц.гимнастики, тренажёр «Лесенка», азбука настенная,

Тр. «Характеристика звука»

                                                                                 Ход занятия

1. Оргмомент

-Приветствие. Послушай стихотворение. Какой звук очень часто встречается? Сорока прилетела в сад. Садовник этому не рад. Стащить сорока может сливы, А сливы сладкие на диво.

2. Сообщение темы

-Ты догадался, какой звук сегодня мы будем повторять? Правильно, звук С. (картинка-символ)

3. Артикуляционная гимнастика

- Сорока принесла тебе картинки. Как ты считаешь, что это за картинки? (рассматривание)

-Правильно, это картинки для гимнастики для язычка. Покажем сороке, как мы умеем делать эти упражнения.

4.Произнесение и закрепление изолированного звука

-Пройди пальчиками по лесенке, правильно произнося С на каждой ступеньке. (трен.. «Лесенка»)

5. Характеристика звука

-Сорока-стрекотунья просит рассказать о звуке С.Что ты помнишь? (Трен. «Характеристика звука»)

Обговаривание, уточнение характеристики звука, артикуляционного уклада

6. Знакомство с буквой С.

- Произнеси звук С. Что ты сделал? (сказал)

-А теперь я потяну долго-С-С-С. Что ты сделал сейчас? (услышал). Значит, звуки можно говорить и слышать. (сопровождение движениями рот-ухо)

- Наш гостья говорит, что у некоторых букв есть два звука-твёрдый и мягкий. Твёрдые пишутся (обозначаются)синим цветом, а мягкие-зелёным.

- Вот это буква С (показ на картинке-символе).

 - Найди такую букву в нашей азбуке.

 -7. Итог

-Сорока очень рада, что ты поиграл в её игры.Ей пора улетать.

Этап: автоматизация звука С в прямых слогах

Тема: звук С

Цели:  закреплять правильное произношение прямых слогов со звуком С

           Развивать  образное  мышление

           Развивать фонематический слух

             Продолжать закреплять образ буквы С

Оборудование:    домик с артикуляционными упражнениями, тренажёр «Лесенка», флажок, шнурок, игра «Найти  всех»

Ход занятия

1. Оргмомент

-  Давай  найдём на картинке всех свинок.

-Молодец. Ты очень внимательный. На какой звук начинается слово «Свинка?».

2. Сообщение темы

- Правильно.На звук С.

-мы сегодня тоже поучимся поучимся правильно говорить звук С.

-Чтобы правильно произносить этот звук , нужно сделать гимнастику для язычка

-Ты окошки открывай, упражненья выполняй!

4. Введение звука в слог

- ЗАЧИН: Лесенка малышка встала на пути, по лесенке малышке надо нам пройти (тренажёр «Лесенка») прошагать пальчиками лесенку, повторяя слоги Са, Су  и т.д.

5. Развитие  фонематического  слуха

- Ты послушай слоги, когда услышишь звук С, поднимай флажок.

6. Закрепление образа буквы

-Мы с тобой знаем, как выглядит буква С. Попробуем сделать её на столе из шнурка.  На что похожа буква С?

7. Итог

- Что тебе понравилось на занятии? Ты  запомнил, как выглядит буква С?

Этап: автоматизация звука С в прямых слогах

Тема: звук С

Цели: закреплять звук в прямых слогах

            Продолжать развивать звуковой анализ слогов

           Развивать мелкую моторику рук

          Развивать зрительно-пространственную ориентировку

Оборудование: лесенка, мини-лабиринт, картинка-символ звука С

                                                                                       Ход  занятия

1. Оргмомент

-Послушай стихотворение и скажи, какой звук произносится чаще всего?

Будем звук определять,

И словечки называть, Ты за мной повторяй, просто пальцы загибай. : слон, салют, собака, сок, санки, сумка и совок.

-Какой звук ты услышал много раз? Да, это звук С. Сегодня  мы поиграем с этим звуком (картинка-символ)

3.Артикуляционная  гимнастика

- Чтобы язычок размять зарядку сделаем опять. (артикуляционная  гимнастика). Крышку смело выбирай, упражненье выполняй.

4. Закрепление звука в слогах

-Сегодня мы вспомним песенки со звуком С.

ЗАЧИН: Лесенка - малышка встала на пути, по лесенке малышке надо нам пройти (тренажёр «Лесенка») прошагать пальчиками лесенку, повторяя слоги Са,Сы,Су и др.

5. Звуковой анализ слогов

-Сейчас ты повторял слоги или просто звуки? Послушай слог- Са. Назови первый звук.

6. Развитие зрительно-пространственной ориентировки

-Мини-лабиринт «Звук С»

-Помоги букве  пройти по дорожке домой. Когда встретишь пальчиком букву , обязательно называй её.

7. Итог

-Что тебе понравилось на занятии? Какой звук ты называл в  лабиринте?

Этап: автоматизация звука С в обратных слогах

Тема: звук С

Цели: закреплять звук в обратных слогах

            Развивать звуковой анализ слогов

            Совершенствовать зрительно-двигательную координацию

           Развивать графомоторные навыки, операцию сравнения

Оборудование: тренажёр «Цветное пианино», схема слогов, синий, красный кружок, распечатка «Где буква с»

Ход занятия

1. Оргмомент

- Собери картинку и узнаешь, кто пришёл к тебе на занятие. (Собака)

2.Сообщение темы

 На какой звук начинается слово «собака»? Правильно, сегодня мы продолжаем закреплять звук С в слогах.

3. Артикуляционная  гимнастика.

- Язычок всегда готов, Он весел, бодр и здоров! Я стихи тебе читаю, ты упражненья выполняешь.

4. Закрепление звука

- вспомним, как располагаются зубы, губы и язык, если мы произносим звук С.

Мы поиграем с тобой в игру –« угадай слог». Я буду говорить его без голоса, а ты угадай и повтори- беззвучное произношение слогов АС,ОС и т.д..

Игра «Цветное пианино» (карточка с разноцветными кругами)

Раз, два, три, четыре, пять будем вместе повторять

Ас-Ас-Ас- (нажимаем на синие кружочки) Ис-Ис-Ис(нажимаем на красные кружочки) и т.д.

5.Звуковой анализ слогов

- Послушай слог. О-О-С-С.  Какой первый звук? Какой второй звук? (Используется дополнительно красный и синий кружки)

6. Развитие графомоторных навыков, операции сравнения

- Найди и обведи в кружок все буквы С

Контроль, помощь, оценивание

7. Итог

-Что ты сегодня учился делать? Что тебе понравилось на занятии?

Этап: автоматизация звука С в открытых слогах

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в открытых слогах

           Развивать мелкую моторику рук

            Продолжать развивать звуковой анализ слов

           Развивать слухоречевую память

Оборудование:  картинка-символ звука ль, игра «Собери фрукты», схема слогов, 2 красных кружка, один синий.

                                                                                                Ход занятия

1. Оргмомент

-Запомни и повтори слоги (игра «Снежный ком»)

Са, Са-СЫ, Са-Сы-Су, Са-Сы-Су-Са

2. Сообщение темы

-Ты догадался, с каким звуком мы будем сегодня играть? Правильно, со звуком С (картинка-символ)

3. Артикуляционная  гимнастика

-Будем весело играть, будем фрукты собирать, эти фрукты нам помогут всю зарядку выполнять

(игра «Собери фрукты в корзинку»)

4.Закрепление звука С в открытых слогах

-давай поиграем в игру «Пальчики здороваются»

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Начинаем новый день.

       Нам здороваться не лень

Поочередно большой палец правой руки соприкасается сначала с указательным пальцем, затем со средним, безымянным, мизинцем, произнося заданный слог. То же самое пальцами левой руки, затем одновременно и правой и левой. Слоги АСА-УСА  и т.п.

5.Работа над звуковым анализом слогом

Вспомнить схему слогов: Са, аС. Добавление гласного звука(красного кружка перед согласным)

6. Итог

-Как здоровались сегодня наши пальчики? Какие слоги ты запомнил?

Этап: автоматизация звука С в  слогах со стечением согласных

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в слогах со стечением согласных

           Развивать мелкую моторику рук

          Развивать фонематический слух

           Развивать слухоречевую память

Оборудование: картинка –символ звука С, игра «Собери  фрукты»,

Ход  занятия

1. Оргмомент

- Хлопни, когда услышишь слог со звуком С

Па, Ри,Со, Ли,Те,АС,  Тле, Аля, Су, Ми, Не, Лю, Ню, Сы, Су

2. Сообщение темы      

-Какой звук ты учился слышать? Да, звук С. Сегодня  мы поиграем с этим звуком (картинка-символ)

3.Артикуляционная  гимнастика

-Но сначала приготовим наш язычок.

-Будем весело играть, будем фрукты собирать, эти фрукты нам помогут всю зарядку выполнять

(игра «Собери фрукты в корзинку»)

4.Закрепление звука в слогах

Будут пальчики играть, будут слоги называть (слоги типа Спа-Спы, Ска-Ски   и т.д)

Игровые упражнения: «Пальчики здороваются», «Колечки».

5.Развитие слухоречевой памяти

- Игра «Снежный ком» (различные слоги, с которыми уже познакомились)

6.Итог

-Что тебе понравилось на занятии? Что было трудно?

Этап: автоматизация звука С в  слогах со стечением согласных

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в слогах со стечением согласных

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать зрительно-двигательную координацию

           Развивать фонематическое восприятие

Оборудование: веревочка, карточки с различными линиями, разрезная картинка.

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

-О какой букве я говорю: От буквы «О» кусок изчез, и получилась буква   эС.

-Какой  звук у буквы С? (С-С-С). Правильно.

2. Сообщение темы

-Какие слоги со звуком С мы уже можем сказать правильно? (са, сша   и т.п.). И сегодня мы поучимся говорить этот звук правильно.

3. Артикуляционная  гимнастика

- сначала необходимо сделать гимнастику для язычка. Язычок наш не устанет, упражненья повторяет

(гимнастика выполняется под речевое сопровождение логопеда)

4. Закрепление в слогах

-Поиграем в  игру «Верёвочка». Ты веревочку веди и все слоги повтори. Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, произносим заданные слоги.

Слоги типа: спи, ско и др.

5. Развитие фонематического восприятии С

- Хлопай в ладоши всякий раз, когда услышишь звук Ш в слоге.

МА, СО, ПЛИ, СЫ, РУ, СЛЮ, АШК, ИР,ИЛЬ, ОСО, ЫНЫ, ЛИ, ОС

6. Развитие мелкой моторики

-Давай  соберём картинку и узнаем, какое слово начинается на звук С. (слон на самокате)

7. Итог

-  Что тебе понравилось на занятии?

Этап: автоматизация звука С в словах (в начале слова)

Тема: звук С Цели: закреплять звук  в словах

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать зрительно-двигательную координацию

           Развивать фонематическое восприятие

Оборудование:  шнурок с узелками, игра «Звуковые бусы»

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

- Чтобы звук услыхать, будем пальцы загибать: сумка, сад, сапог, сопеть, сом, столы, стоять, суметь.

2. Сообщение темы

- Какой звук встретился во всех словах? Правильно, звук С. Сегодня мы будем учиться произносить целые слова с этим звуком.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка. Язычок наш не устанет, упражненья повторяет

(гимнастика выполняется под речевое сопровождение логопеда)

4. Произнесение изолированного  звука

- вспомним, как произносится звук С. (игра «Развяжи узелок»)- всякий раз, когда развяжешь узелок на шнурке, произноси звук С. (5 узелков)

5. Закрепление в словах

- Я приготовила тебе игру «Звуковые бусы» . Надевай картинку на шнурок и называй картинку.

6. Развитие фонематического восприятия

-Слова со звуком С ты произносишь правильно. А сможешь ли ты услышать слово со звуком С и поймать его? Поиграем в игру «Поймай слово!». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком С (мяч, шаг, собака, лев, день, сон,шуба, вода, стакан,  лежать, рынок, шапка, сорока, лимон, кот, бок)

6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Какие слова со звуком С ты запомнил?

Этап: автоматизация звука С в словах (в начале слова)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук л в словах

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать звуковой анализ слов

           Развивать грамматический строй речи

Оборудование:  разрезная картинка, артикуляционная дорожка, картинки гном и великан, звуковая линейка, картинка-символ звука.

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

-У меня рассыпалась картинка. Поможешь её собрать? (Картинка « собачка»)

2. Сообщение темы

- Какой звук я долго произношу «С-С-обака»Правильно, звук с. Сегодня мы будем учиться произносить слова с этим звуком (картинка-символ)

3. Артикуляционная  гимнастика

- Но сначала сделаем зарядку язычка. (стихи)

4. Произнесение изолированного  звука

- Вспомним, как поются песенки звука С. (игр.упр.»Пальчики здороваются»)- Пальчики обеих рук  здороваются-Са, Су и т.д.

5. Закрепление в словах

-Послушай вот такую историю. Встретились великан и гном. У великана большая сумка, а у гнома маленькая сумочка. У великана большая собака, у гнома маленькая собачка …..?  (так постепенно со всеми приготовленными картинками-

Сани, сапоги, стакан, свитер)

- 6. Развитие звукового анализа слов

-Слова со звуком с ты произносишь правильно. Но вот загадка, где же находится звук С во всех этих словах? В самом начале или в самом конце? Послушай слова ещё раз.

-Правильно, звук С находится в самом начале этих слов. (обозначение на звуковой линейке)- мы передвинем наш звук-пуговку в самое начало слова.

6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Что тебе понравилось на занятии?

Этап: автоматизация звука С в словах (в начале слова)

Тема: звук Ш

Цели: закреплять звук  в словах

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать  память

           Развивать грамматический строй речи

Оборудование:  игра «Собери фрукты», картинки для хар-ки звука, игра «Разноцветный круг»

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

-Приветствие.

-Поиграем в игру «Снежный  ком»- Сом, СОМ-Собака, СОМ-Собака-Сумка и т.д.

2. Сообщение темы

- На какой звук начинались слова?

Правильно ,это  звук С. Сегодня мы  вспомним слова с этим звуком.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Будем весело играть, будем фрукты собирать, эти фрукты нам помогут всю зарядку выполнять

(игра «Собери фрукты в корзинку»)

4. Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Вспомним, как поются песенки звука С. (игр.упр.»Пальчики здороваются»). Что мы помним про звук  С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..

5. Закрепление в словах

-Поиграем в игру  «Разноцветный  круг». Волчок поверни, картинку назови.

- 6. Развитие грамматических категорий.

-Картинки решили сыграть с тобой в прятки. Была сумка (картинка убирается)-нет сумки(произносит ребёнок) и т.д. (слива, самолёт, санки, собака и т.д.)

6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Вспомни и скажи несколько слов со звуком С.

Этап: автоматизация звука С в словах (в конце слов)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать образное мышление

           Развивать грамматический строй речи

Оборудование: самолёт для артикуляционной гимнастики, предметные картинки на звук С(в конце), картинки для характеристики звука, тренажёр «Один-много»+ картинки предм.

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

- Отгадай такую загадку

Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос)

-Правильно, это нос. Послушай, пожалуйста, какой звук я тяну нос-с-с. Этот звук первый или последний?

2. Сообщение темы

-. Правильно ,это  звук с. Сегодня мы поиграем в слова с этим звуком. А где будет звук находится, как в слове нос? В конце.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Язычок гостей встречает, упражненья повторяет, не ленись и ты дружок, где весёлый язычок?

(карточки с артикуляционными упражнениями)

4. Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Вспомним, как поются песенки звука С. ( обратные слоги)(игр.упр. «Колечки»»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..

5. Закрепление в словах

- Ты знаешь, самолётик привез тебе  картинки. Давай их посмотрим.

(называние картинок, где звук С в конце слов-названий ПРЕДМЕТОВ)

6. Развитие грамматических категорий.

- Картинки поспорили, сможешь ли ты их посчитать? Я буду говорить про один предмет, а ты про много таких же предметов (тренажёр-«Один-много»)-  лиса-много лис, коза-много коз, оса-много ос, и т.д.

 6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Что было самое интересное?

Этап: автоматизация звука С в словах (в конце слов)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

           Развивать звуковой анализ слов

           Развивать слухоречевую память

           Развивать грамматический строй речи

Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, предметные картинки на звук С(в конце), картинки для характеристики звука, тренажёр «Один-много»+ картинки предм.

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

-  Послушай  слова, на какой звук они  начинаются? Стоять, спать, служить, сопеть….

 2. Сообщение темы

-. Правильно ,это  звук С. Сегодня хитрая лисичка снова принесла тебе некоторые игры и упражнения..

3. Артикуляционная  гимнастика

-Язычок гостей встречает, упражненья повторяет ,не ленись и ты дружок, где весёлый язычок? (карточки с артикуляционными упражнениями)

4. Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Вспомним, как поются песенки звука С. –( обратные слоги)(игр.упр. «Колечки»»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..

5. Закрепление в словах

- Игра «Ты и я» (Развитие грамматических категорий.)

Я стою -и я стою, я смотрю – и я смотрю (. Перебираются глаголы на звук С)

 -называние картинок, где звук С в конце слов-названий ПРЕДМЕТОВ)- кактус, ананас, абрикос, матрос и др.

7. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Что было самое интересное?

Этап: автоматизация звука С в словах (в середине слова в открытой позиции)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

             Развивать зрительно-пространственную ориентировку

             Развивать звуковой анализ слова

           Развивать мелкую моторику рук

Оборудование: разрезная картинка, домик для артикуляционных упр., предметные картинки

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

- Вот рассыпалась картинка, помоги её собрать . Аккуратно части ставь-ка-  будет целая опять. (разрезная картинка «Слоник») картинка  оставляется на всё занятие.

-Кто пришёл к тебе на занятие?

2. Сообщение темы

-. Правильно , это  слон. На какой звук начинается слово «слон». Правильно, на звук С. Сегодня мы поиграем в слова с этим звуком.

3. Артикуляционная  гимнастика

- Помоги слонёнку  дойти  до зонтика

4 . Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Вспомним, как поются песенки звука С. –( открытые слоги)(игр.упр. «Колечки»»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не  работает…..

5. Закрепление в словах

- Ты знаешь, наш гость слоник привёз  тебе  картинки. Давай их посмотрим и назовём. Для этого поиграем в игру «Разноцветный круг» будем мы волчок вращать и картинки называть. (игра «Разноцветный круг»)

6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Слоник говорит  тебе «спасибо»!

Этап: автоматизация звука С словах (в середине слова после гласного)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

             Расширять предикативный словарь (словарь признаков)

             Развивать звуковой анализ слова

             Совершенствовать мелкую моторику рук

             Совершенствовать операцию сравнения, зрительное внимание

Оборудование: игра «Отличия», картинки для характеристики звука, игра «Шкафчик», картинки «Скажи наоборот»

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

- Игра  «Отличия»

Будь внимательным, смотри, Все отличия найди.

2. Сообщение темы

-Какой звук встретился в словах?

-Правильно , это  звук С.

3. Артикуляционная  гимнастика

- Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка. Язычок наш не устанет, упражненья повторяет(гимнастика выполняется под речевое сопровождение логопеда)

4 . Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Узелочек развяжи, звук ты правильно скажи (при развязывании узелка правильно произносится звук С)

-Ты любишь разгадывать загадки? Вот одна загадка- что же означает эта картинка? (буква С, синий квадрат, колокольчик не работает)

5. Закрепление в словах

  Игра «Шкафчик с картинками»- вот в шкафу лежат картинки, правильно их назови-ка. (масло, куст, пусто, кумыс и т.д)

6. Расширение предикативного словаря

-А вот ещё игра «Скажи наоборот». Только  старайся произносить звук С правильно. (игра «Скажи наоборот» по картинкам) Эта лента широкая,  а эта-…., это солдат смелый, а этот-,   этот кот лежит, а этот-…, этот дом низкий, а этот-

7. Развитие звукового анализа слов

-Заглянем ещё раз в шкафчик. Подумай, где находится звук С в этих словах? (звуковая  линейка).

8.Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Какая игра тебе понравилась больше всего?

Этап: автоматизация звука С

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

             Развивать звуковой анализ слова

             Совершенствовать мелкую моторику рук

             Развивать грамматический строй речи

Оборудование: игра для артикуляционной гимнастики, загадка-ребус, картонный шкафчик с картинками, картинки гнома и великана.

Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

-  Пальчиковая гимнастика: Будем пальчики считать и словечки называть:

Раз-  посылка, два-  сапог, три- сова и осьминог , пять-  скакалка и стоять, все слова смогли назвать!

2. Сообщение темы

-Какой звук встретился во всех словах, которые мы называли?

- Правильно , это  звук С. Хочешь поиграть в игры со звуком С?

3. Артикуляционная  гимнастика

- Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка.

- Крышку смело выбирай, упражненье выполняй.

4 . Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

-  Разгадаем загадку. Как ты думаешь, что значат эти картинки? (буква С колокольчик не работает, синий кружок)

5. Закрепление в словах

-Картинки в шкафчике стоят, поиграть с тобой хотят. Откроем шкафчик, назовём на полочках картинки. Старайся говорить звук л правильно.

-Великан и гном спорят, как правильно назвать эти предметы. У великана носок, а гнома маленький-,  (слова  в зависимости от находящихся картинок)

7. Развитие звукового анализа слов

- Давай покажем гному и великану, как ты хорошо умеешь определять место звука в слове. Отдай великану те картинки, в которых звук С в начале, а гному- в которых в конце.

8.Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Гном и великан благодарят тебя, что ты их помирил!

Этап: автоматизация звука С

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словосочетаниях

             Развивать слоговой анализ слова

             Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное соотнесение

             Развивать навык согласования сущ-х и прилаг-х

Оборудование: разрезная  картинка, предметные  картинки, слоговая  линейка, игра для артикуляционной гимнастики

Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

-  Разрезная картинка «Сова»

2. Сообщение темы

- Кого ты собрал на картинке? (Сова)

 -Какой звук встретился в этом  слове в начале?

- Правильно , это  звук С.  Мы будем закреплять звук в словосочетаниях, Сова принесла тебе несколько заданий.

3. Артикуляционная  гимнастика

- Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка.

- Крышку смело выбирай, упражненье выполняй.

4. Знакомство с термином «словосочетание». Закрепление  звука.

- сова придумала тебе несколько хитрых загадок. Сможешь ли ты найти ошибку и сказать правильно? Красный сапоги, высокая  слон, сухая свитер, сонная барсук

Сегодня мы учились говорить правильно не просто слова, а словосочетания.Это два слова, подходящих друг к другу.

5. Развитие слогового анализа слов

- Давай покажем оленёнку, как хорошо ты определяешь количество слогов  в слове. Прикрути столько крышек, сколько слогов ты слышишь. Сыр, сапоги, кактус.

6.Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Какое словосочетание ты запомнил?

Этап: автоматизация звука С

Тема: звук С

Цели: закреплять звук в словосочетаниях

             Совершенствовать мелкую моторику рук,

             Развивать навык согласования сущ-х и прилаг-х

             Развивать навык звукового анализа слов

Оборудование: предметные  картинки, слоговая  линейка, картинка разрезная «Маша»

Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

-Ты внимтельней смотри, и картинку собери (разрезная картинка «Слон на самокате»  

Давай сделаем гимнастику для пальчиков. Повторяй за мной движения слова:

- Слоник к нам пришёл опять, нам слова надо назвать: СЫР, СОЛОМА, ГОСТИ, СТУЛ, КОСМОНАВТ, НОСОК, УСНУЛ.        

2. Сообщение темы

-Какой звук встретился во всех словах?  Правильно, звук С. Мы со звуком поиграем, сначала упражненья повторяем!

3. Артикуляционная  гимнастика

-Покажем слонику, какие упражнения для языка мы делаем?

- 1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4. Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок

4. Уточнение произношения  звука

- Давай  покажем вспомним, как мы уже имеем говорить слова со звуком С. Назовём картинки (предметные)

5. Закрепление  звука в словосочетаниях

- Слоник такой непоседа,он  иногда делает ошибки в словосочетаниях. Поможем исправить их? (предметные  картинки)

Сладкий  смородина, светлая волосы, быстрая автобус, сонный сова, полосатая носок,красный  сумка

6. Развитие звукового анализа слов

- Слон принес тебе схемы слов. Здесь звук С в начале слова, здесь –в середине, здесь в конце. Разделим картинки на три группы. (предметные картинки)

7.Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Слонику понравилось с тобой играть.

Этап: автоматизация звука С

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в чистоговорках

             Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку

             развивать слухоречевую память

              совершенствовать навык звукового анализа слов

Оборудование:   домик (для артик. гимнастики), картинки предметные, шкафчик с полочками

Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

- Послушай  стихотворение. Какой звук встречается часто?  На сосне сидит синица, Под сосной стоит лисица.

2. Сообщение темы

- Ты догадался, с каким звуком мы сегодня будем играть?

 -Правильно, со звуком С

3. Артикуляционная  гимнастика

-Но сначала нужно  сделать гимнастику для язычка. Вот наш домик необычный, сделаем упражнения на «отлично»

Игра «Домик» с артикуляционными упражнениями.

4. Уточнение произношения  звука + пальчиковая  гимнастика

-  Будем пальчики считать и словечки называть:Раз- собака, два- сапог, три- коса, четыре- сок, ну а пять, ну а пять- будем снова повторять!

5. Закрепление  звука в чистоговорках

- На картинки мы глядим, чисто-чисто говорим.

6. Звуковой анализ слов

- Вот картинки. Они перепутались. Давай поставим на верхнюю полку картинки, где звук С в начале слова, на вторую, где в конце слова.

- Ты сегодня хорошо старался!  Что тебе понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....