Конспект занятия-драматизации «Волшебный мир сказок» с детьми подготовительного возраста с ФФНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сафина Татьяна Юрьевна

Задачи:

Коррекционно-развивающие: развивать у детей фонематические процессы; логическое мышление; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Коррекционно-воспитательные: вызывать чувство сострадания к героям сказок, которые попали в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, сочувствовать и сопереживать им.

Коррекционно-образовательные: обобщать и закреплять знания детей о сказках, о сказочных персонажах; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизации; упражнять в употреблении притяжательных прилагательных; обогащать лексический запас, закреплять умение детей составлять слова из букв, умение использовать в речи крылатые выражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия-драматизации «Волшебный мир сказок»

с детьми подготовительного возраста с ФФНР

Задачи:

Коррекционно-развивающие: развивать у детей фонематические процессы; логическое мышление; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Коррекционно-воспитательные: вызывать чувство сострадания к героям сказок, которые попали в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, сочувствовать и сопереживать им.

Коррекционно-образовательные: обобщать и закреплять знания детей о сказках, о сказочных персонажах; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизации; упражнять в употреблении притяжательных прилагательных; обогащать лексический запас, закреплять умение детей составлять слова из букв, умение использовать в речи крылатые выражения.

Предварительная работа: чтение сказок «Айболит», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Заячья избушка», «Сказка о золотом ключике, или приключения Буратино», «Золушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, клубок яркой толстой пряжи, буквы на разных геометрических фигурах; 4 стола; иллюстрации к сказкам: «Айболит», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Заячья избушка», «Сказка о золотом ключике, или приключения Буратино», «Золушка»

Атрибуты к спектаклю «Маша и медведь»; костюмы героев сказки «Маша и медведь»

Ход занятия:

I. Организационный момент. Приветствие гостей.

«Доброе утро»

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! -

Солнцу и птицам.

-Доброе утро! -

Улыбчивым лицам.

II. Педагог:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

Ребёнок:

Сказку любим с детских лет.

Сказка шлёт нам свой привет.

И девчонки, и мальчишки –

Все читают сказки в книжках.

Нас герои в гости ждут,

В сказку добрую зовут.

Наша помощь им нужна.

Педагог:

Вы готовы, дети?

Дети: -Да!

Дети, стоя в кругу, передают клубочек друг другу, получается узор, волшебный ковёр.

Педагог:

 Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем колдовать

Мы цветной ковер плетем

В сказку с вами попадем.

(Звучит волшебная музыка)

Педагог:

Что ж, друзья, пора в дорогу,

Поспешим мы на подмогу.  

Чтоб в пути нам не скучать,

Мы с вами можем поиграть.

Я скажу слова из сказки -

Продолжайте без подсказки.

Дети, стоя в кругу, добавляют фразу:

Поди туда – не знаю куда, (принеси то – не знаю что).

Скоро сказка сказывается, (да не скоро дело делается).

Это всё присказка, не сказка (сказка будет впереди)…

Дети подходят к столам, где разложены буквы.

Педагог: Пока мы с вами шли, в сказочной стране случилась беда. Посмотрите, в избушке сидит Баба-Яга, сидит и Иванушка, играет золотыми яблочками. Вы узнали эту сказку? (Ответы детей).

На экране иллюстрация сказки «Гуси-лебеди».

Педагог: Баба-Яга заколдовала слова – спрятала их в разные фигуры. А сестрице дала задание – расколдовать. «Расколдуешь – отдам братца, не расколдуешь – берегись!» Ребята, давайте поможем сестрице составить слова.

На четырёх столах геометрические фигуры, на которых написаны буквы.

 -составить слово из букв, написанных на кругах;

- составить слово из букв, написанных на квадратах;

- составить слово из букв, написанных на треугольниках;

- составить слово из букв, написанных на ромбах.

 (Слова: зима, урок, школа, лето).

Дети выполняют задание.

Педагог: Молодцы, ребята, помогли сестрице спасти братца. Дети, как в сказке «Гуси-лебеди» яблонька помогла сестрице Аленушке и братцу Иванушке?

Дети: Яблоня укрыла своими ветвями детей.

Педагог: Посмотрите, какая необычная яблоня, а яблоки не простые, а волшебные. 

Яблонька-матушка помоги нам, укажи путь в следующую сказку.

Яблоня человеческим голосом «говорит»: Отгадайте сначала загадки на моих яблочках, тогда и путь свой узнаете.

Педагог: (срывает яблочки и читает загадки). А теперь проверим, как вы знаете героев из сказок.

Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.                      

                               (Дюймовочка )

Над моим простым вопросом

Ты потратишь много сил:

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

                        (Папа Карло)

 Внучка к бабушке пошла,

 Пироги ей понесла.

 Серый волк за ней следил,

 Обманул и проглотил.

                       (Красная шапочка)

   На неведомых дорожках

Дом ее на курьих ножках.

Темный лес вокруг стоит,

Огонек в окне горит.

                     (Баба Яга)

Бабке Ёжке птицы служат –

Над деревней стаей кружат.

Ищут маленьких ребят,

Утащить их в лес хотят.

                                    (Гуси-лебеди)

Был он сделан из полена,

И в каморке с папой жил.

А вот нос его, наверно,

Самым длинным в мире был.

                                       (Буратино)

На последнем яблоке написано: - Налево пойдете, дорогу в лесу найдете.

Педагог: Чтоб в пути нам не скучать,

                 В «Добавлялки» можно поиграть.

Дети идут змейкой, выполняя упражнения на общую моторику.

Ок-ок-ок, стоит в поле ... (теремок).

Ок-ок-ок, покатился ... (колобок).

Ят-ят-ят, серый волк не съел ... (козлят).

Цо-цо-цо, снесла курочка ... (яйцо).

Ят-ят-ят, гуси-лебеди ... (летят).

На экране иллюстрация сказки «Заячья избушка».

Педагог: Дети, вы узнали эту сказку? (Ответы детей) 

Выгнала лиса зайца из лубяной избушки и сказала, что не пустит, пока он не даст ответы на её задачи. Зайчик не может ответить, поможем ему?

  Реши задачи-шутки.  

  • Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 моркови. Сколько фруктов набрала Наташа?
  • Сколько стаканов воды можно принести ситом?
  • На балконе сидели 3 воробья и 2голубя. К ним прилетела 1 бабочка. Сколько птиц стало?
  • Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого больше: девочек или мальчиков?
  • Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?
  • На ёлке 8 веток. На каждой ветке вырос один плод. Сколько всего выросло яблок?    

Педагог: Молодцы, ребята, помогли зайчику.  

 Зло наказано опять,

 Надо дальше путь держать

 В гости к следующей сказке.

Педагог: Мы продолжаем путешествие и впереди у нас новая сказка.

На экране иллюстрация сказки «Золушка».

Педагог: Ребята, вы узнали эту девочку?

Дети: Это Золушка.

Педагог: Злая мачеха приказала Золушке навести порядок в комнате своих дочерей. Ребята, посмотрите какой беспорядок устроили сестрицы. Поможем Золушке собрать предметы обуви и одежды из частей.

Дети, стоя за столами, собирают разрезные картинки.

Педагог: Молодцы, ребята! И Золушке помогли! Можно продолжать путь.

Педагог: Мы с вами снова окажемся в новой сказке, а в какой отгадайте сами.

Ребёнок:

Этот доктор знаменит

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечится

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…

Дети: Айболит!   

На экране появляется иллюстрация сказки «Айболит».

Педагог:

Посмотрите на экран. Угадайте, кто и где спрятался?  

Д/игра «Чей хвост?». (Ответы детей).

Педагог: Молодцы, ребята! Помогли Айболиту найти своих зверей и вылечить.

Педагог: На пути у нас следующая сказка.

Д/игра «Составь слово по первым звукам». Нужно составить слова по первым по первым звукам названий картинок, изображённых на экране. Мы с вами узнаем название сказки.

Педагог: Правильно, ребята! Это русская народная сказка «Маша и медведь». А теперь мы с вами отправимся в театр на сказку.

Педагог: Вы все расположились в зрительном зале, а на сцене будут выступать актеры. Но для того, чтобы стать хорошими актерами, нам нужно выполнить несколько упражнений:

- Максимально частое открывание рта с произнесением слогов па-па-па.

- Произнесение гласных звуков -а, -э, -у, -и, -о.

- Пропевание гласных звуков -а, -э, -у, -и, -о.

- Шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-и, а-у, а-э, а-о, а-и, а-у-а.

Педагог: Итак, ребята, мы подготовились к выступлению на сцене. Сейчас дети-актеры будут выступать, а мы с вами будем смотреть.

Педагог: Ребята, но для начала давайте повторим правила поведения в театре. Как нельзя вести себя в театре?

Дети: Нельзя разговаривать, кушать, шуметь, вставать, ходить.

Педагог: Правильно!

  (Дается три звонка).

Начинается спектакль.

 Сцена затемнена. На авансцену выходит ведущий.

Ведущий.                Дед Иван да Бабка Даша

                        Жили вместе с внучкой Машей,

                        Доброй, умной и послушной.

                        Как-то раз пришли подружки,

                        В лес зеленый стали звать:

                        Грибы – ягоды сбирать.

Открывается занавес. На сцене декорация деревенского дома.

Около ворот стоят Дед, Баба и Маша. Раздаются голоса подруг:

«Маша, Машенька! Пойдем с нами в лес по  грибы, по ягоды!»

Маша.                 Отпустите, Баба с Дедом!

                        Я вернусь домой к обеду.

                        Погуляю лишь в лесу,

                        Грибов- ягод принесу.

Баба.                         Ладно, Машенька, ступай.

Дед.                           Только, чур, не отставай

                        Ты от девочек-подруг,

                        Чтоб не заблудиться вдруг.

Маша с подружками идут по лесу.  На сцене появляется декорация:

избушка Медведя.

Ведущий.                 Вот пришли подружки в лес,

                        А в лесу полно чудес.

                        Маша бегала, резвилась

                        Да отстала, заблудилась.

Маша идет по лес, оглядывается, кричит: «Ау! Ау!»

Маша.                 Не найти домой дорожки.

                        Страшно мне. Устали ножки.

 (Увидела избушку)

                        Ой! Гляди-ка, на опушке

                        Очень ладная избушка.

(Подходит к избушке.)

                        Кто живет в избушке этой!

                        Постучу-ка…

(Стучит.)

                        Нет ответа.

(Снова стучит, прислушивается.)

                        Тук-тук-тук!.. Опять молчок,

                        Дома лишь один сверчок.

 Ведущий.                 А в избушке жил Медведь.

                        Дверь забыл он запереть.

Маша заходит в дом.

Маша (задумчиво).        К дому долгая дорога…

                        Отдохну- ка здесь немного.

  Ведущий.                 В избу Машенька вошла

                        И на лавку прилегла.

                        Вечером пришел Медведь,

                        Стал от радости реветь…

Входит Медведь, замечает девочку, лежащую на лавке, гладит.

Маша просыпается и садится.

Медведь.                 Одному в избушке скучно.

                        Будешь, Маша, мне подружкой.

                        Мы теперь с тобой вдвоем

                        Очень славно заживем.

                        Я малиной угощу,

                        Но домой не отпущу.

Медведь протягивает Маше корзинку с ягодами; Маша испуганно

Отодвигается от него, всхлипывает, трет глаза.

Ведущий.                 Маша очень огорчилась,

                        Испугалась, прослезилась.

Маша. (Огорченно.)        Что ж поделать!? Хоть не рада,

                        Жить в лесной избушке надо!

Медведь.                 Будь хозяйкой в доме, Маша!

                        Прибери, свари мне кашу,

                        Отдохнуть приляг в кровать.

                        Только, чур, не убегать!

                        От меня не убегают.

                        А сбежишь –тебя поймаю,

                        Рассержусь тогда совсем,

                        Догоню – и сразу съем!  

Медведь выходит из дома. Маша в задумчивости садится на лавку.

Ведущий.                 Бедной Маше страшно очень,

                        Жить в лесу она не хочет.

                        Стала думать и гадать,

                        Как бы ей домой удрать.

Маша вскакивает с лавки и хлопает в ладоши.

Маша (радостно.)         Ай да Маша, молодец!

                        Догадалась наконец!

Маша вносит в избу большую корзину, прячет ее под стол, зовет Медведя, он входит, садится за стол. Маша угощает его пирогами.

Маша (лукаво.)         Милый Миша! Будь мне другом,

                        Окажи ты мне услугу:

                        Пирожки снеси к обеду

                        Ты в деревню Бабке с Дедом.

                        Но гляди, приятель Миша,

                        Прослежу сама я с крыши,

                        Уговор у нас таков:

                        Сам не ешь ты пирожков!

Медведь.                 Как тебе не услужить,

                        Коли обещал дружить?!

                        Я корзинку лишь найду

                        И тот час назад приду.

Медведь выходит, Маша достает из-под стола корзину, забирается в нее

и кладет сверху пирожки.

Ведущий.                 Лишь из горницы он вышел,

                        Наша Маша не на крыше,

                        А в корзине притаилась,

                        Пирожками принакрылась.

Возвращается Медведь с пустой корзиной; увидев корзину с пирожками, ставит на пол свою пустую и берет полную.

                        В дом Медведь вернулся снова.

Медведь (удивленно). Глянь! Корзина уж готова…

                        В путь пора, коль слово дал!

Медведь взваливает корзину на плечи и выходит.

Ведущий.                 И в деревню зашагал.

Избушка медведя прикрывается занавесом.

Декорации: дом Маши.

Ведущий.                Шел Потапыч, притомился,

                        У пенька остановился.

Медведь.                 Сяду, что ли, на пенек,

                        Съем румяный пирожок!

Ведущий.                 Вдруг он слышит голос Маши.

Маша (выглядывает из корзинки).

                        Вот лентяй! Шагай-ка дальше.

                        Сесть не вздумай на пенек,

                        Есть румяный пирожок!

Ведущий.                 Мишка вздрогнул, оглянулся,

                        О пенек чуть не споткнулся.

Медведь (удивленно озираясь). Ох, глазаста эта Маша!

                        Знать, идти придется дальше.

                        Высоко, видать, сидит –

                        Далеко она глядит.

(Медведь идет дальше.)

Ведущий.                 Прошагал еще немного.

Медведь (подходя к другому пеньку).

                        Ох-ох-ох… Устали ноги.

                        До чего ж хорош пенек…

                        Сяду, съем-ка пирожок!

                        Маше тут не углядеть…

Маша.                 Ошибаешься, Медведь.

                        Все я вижу, все я слышу!

                        И не вздумай даже, Миша,

                        Ты садиться на пенек,

                        Есть румяный пирожок!

 Ведущий.                 Мишка очень удивился,

                        У пенька остановился.

 Медведь.                 Где же девочка сидит,

                        Что далеко так глядит?

                        Эта Маша –всех хитрей!

                        Побегу –ка поскорей!

Открывается часть занавеса, за которой декорация дома Маши. Медведь подходит к дому, ставит корзину на землю, вытирает лоб.

                        Уф!.. Закончена работа…

                        Вот он дом, а вот ворота.

(Стучит в ворота.)

                        Кто тут в доме? Отпирайте

                        И гостинцы принимайте.

                        Пирожки прислала Маша,

                        Дорогая внучка ваша.

На стук с громким лаем выбегают собаки, нападают на Медведя.

Собака.                 Двор хозяйские собаки

                        Защитить готовы в драке

                        От непрошенных гостей.

                        Вот уж мы тебя, злодей!

Собака лает, медведь машет на неё лапами, отбиваясь, затем убегает, оставив корзину на месте. Собака бежит за ним.

Ведущий.                 Грозный лай собак услышав,

                        Не на шутку струсил Миша.

                        Уж куда ему во двор –

                        В лес удрал во весь опор.

Бабка.                 Отвори-ка, Дед, ворота:

                        Гостя поглядеть охота.

Дед открывает ворота, выглядывает, замечает корзину.

Дед (удивленно).        Тут корзинка, но не наша…

(заглядывает в корзину, радостно восклицает.)

                        А в корзинке –внучка Маша!

Маша вылезает из корзины и обнимается с Бабой и Дедом.

Маша.                 Я смекалку проявила

                        И Медведя обхитрила.

                        Воротилася домой

                        Да с корзинкой не пустой.

Маша дает корзину с пирожками Бабе с Дедом.

                        Пирожки в моей корзинке

                        С всевозможною начинкой.

                        Кушай, Баба! Кушай, Дед!

                        Славным будет наш обед!

Артисты выходят на поклон.

Занавес.

Педагог: 

                        Волшебной птицей сказка обернётся,

                        Рассыпав чудеса, взмахнёт крылом.

                        Закружит в хороводе, встрепенётся,

                        Чтобы наполнить радостью наш дом.

Песня «Верьте в чудеса» (поют все дети).

– Ну, вот и пора нам домой. Я предлагаю вернуться в детский сад с помощью волшебного заклинания:

1, 2, 3, 4, 5 –                                 По очереди разгибаем пальчики из кулачка.

Начинаем колдовать                        Сгибаем и разгибаем кулачки.

Возвращаемся назад                        Вращательные движения кистями. 

В наш любимый детский сад.          «Встряхиваем» кисти рук.

III. Итог занятия.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по стране сказок. Вам понравилось? В каких сказках мы с вами побывали? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с диагнозом ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи "Весёлое путешествие"

Актуализация словаря и формирование лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с общим недоразвитием речи на тему: "Животные жарких стран"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с ОНР: "Лесные тропинки"

Конспект НОД ПО развитию связной речи и навыков чтения у детей подготовительного возраста с ОНР...

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные·        ...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как помочь героям сказок?» с детьми старшего возраста

конспект открытого итогового занятия кружка по экспериментированию на тему: "Как помочь героям сказок?"...

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности «Экскурсия в школу»

Конспект открытого занятия по развитию речис детьми подготовительного возрастав группе компенсирующей направленности                        ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности На тему: «Волшебная книга зимы» с детьми подготовительной группы «Амблиопия, косоглазие»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиНа тему: «Волшебная книга зимы»с детьми подготовительной  группы «Амблиопия, косоглазие»...