Конспект непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с диагнозом ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи "Весёлое путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Куликова Дарья Юльевна

Актуализация словаря и формирование лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с общим недоразвитием речи на тему: "Животные жарких стран".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-

образовательной деятельности в

подготовительной группе «Почемучки»  

по развитию лексико-грамматического строя речи

у детей с общим недоразвитием речи:

«Весёлое путешествие».

Составитель: Куликова Д.Ю. – учитель-логопед ГБДОУ                    детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                         

                                               2013г

Цель:  Развитие и формирование лексико-грамматического строя речи по теме – «Животные жарких стран».                                                                             Задачи:

1.Обучающие задачи:

  • Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;
  • Закрепить умение образовывать существительные с суффиксом –ёнок, -онок (названия детенышей);
  • Закрепить умение согласовывать существительные с числительным 5;
  • Совершенствовать навык составления простых предложений.

2.Развивающие задачи:

  • Развитие номинативного словаря по теме;
  • Развитие предикативного словаря по теме;
  • Развитие координации речи с движением;
  • Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • Развитие пространственной ориентировки на листе бумаге;
  • Развитие слухового и зрительного внимания;
  • Развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания;
  • Развитие общих речевых навыков;
  • Развитие творческого воображения;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Развитие интонационной выразительности речи, чёткости дикции.

3.Воспитательные задачи:

  • Содействовать воспитанию собственной активности, инициативности, самостоятельности, чувства значимости (формирование положительной «Я-концепция»);
  • Формировать навык сотрудничества, воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи.
  • Воспитывать  умение слышать и слушать друг друга;
  • Воспитывать  самоконтроль за речью;
  • Воспитывать чувство отзывчивости, дружелюбия;                                                                            
  • Воспитывать познавательный интерес, желание учиться.        

                                     

4.Здоровьесберегательные задачи:

  • Профилактика нарушений осанки  и зрения.

Методы и приёмы:

-Наглядные (показ, демонстрация);

-Словесные (инсценировка сказки, беседы,  диалоги);

-Игровые (движения под музыку, подвижные игры, дидактические игры, координация речи с движением, сюрпризный момент).

Использование современных  педагогических  технологий:

-Интеграция областей (коммуникация, познание, чтение художественной литературы);

-Личностно-ориентированная модель взаимодействия;

-Технологии использования в обучении игровых  методов;

-Здоровьесберегающие  технологии;

-Обучение в сотрудничестве.

Оборудование:

1.Фланелеграф                                                                                                                 2.Верёвки с узелками – «Лианы»                                                                                     3.Игра «Кто спрятался в джунглях?»                                                                              4.Карточки «человечки-действия»                                                                                    5.Афиша с изображением контуров животных и букв                                       6.Макеты животных для игры «Цирк»                                                                     7.Мягкая игрушка – обезьянка Чита                                                                             8.Билеты для сказочного театра с изображением животных                                9.Маски с изображениями: гориллы, льва, тигра, слона, бегемота        10.Ширма, заборчик                                                                                               11.Магнитафон, аудиокассеты с записями («Звуки природы», песня «Чунга Чанга»)                                                                                                                      12.Игровизоры, черные  маркеры                                                                                13.Доска                                                                                                                        

                                          Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед:  Ребята, я хочу предложить вам отправиться сегодня в весёлое путешествие,  в конце которого мы попадем с вами в сказочный театр, где сами побываем актерами. Нам предстоит преодолеть много различных испытаний, первое из которых – поход в джунгли.                                                               Кто из вас знает, что такое джунгли?          

Дети: Джунгли – это тропический лес.

Логопед: Правильно. А в джунглях растут пальмы, лианы и бамбук. На лианах очень любят качаться обезьянки. Давайте представим, что вы маленькие обезьянки, и по этим длинным лианам доберёмся до джунглей.

II. Координация речи с движением «Лианы».

(Дети берут в руки длинные зеленые верёвки – «Лианы», с завязанными на одинаковом расстоянии  8-и узелками).

Дети проговаривают стихотворение, одновременно перебирая узелки на каждое слово:

Лучшие качели –

Гибкие лианы.

Это с колыбельки

Знают обезьяны.

III. Игровое упражнение «Кто спрятался в джунглях?»                                (образование притяжательной формы прилагательных)

Звучит музыка: звуки леса, щебетанье птиц, журчание ручья.

Логопед: Мы с вами попали в заросли джунглей. Здесь спрятались разные звери. Посмотрите внимательнее  и скажите, кто спрятался в джунглях?

1-й ребёнок: В джунглях спрятался лев.

Логопед: Как ты догадался?

1-й ребёнок: Я вижу львиную гриву.

2-й ребёнок: В джунглях спрятался тигр. Я вижу тигриный хвост.

3-й ребёнок: В джунглях спрятался крокодил. Я вижу крокодилью пасть.

4-й ребёнок: В джунглях спряталась змея. Я вижу змеиный след.

5-й ребёнок: В джунглях спряталась птица. Я вижу птичий хвост.

6-й ребёнок: В джунглях спряталась обезьяна. Я вижу обезьянью голову.

Логопед: Вы молодцы! Нашли всех животных.

IV. Игра «Весёлые человечки».                                                                                      Логопед: А сейчас я хочу познакомить вас с весёлыми человечками, которые выполняют разные действия (лежат, летят, плавают, ползают, сидят, прыгают, бегают, ходят). Они помогут вам определить, что умеют делать ваши животные. Возьмите только тех человечков, действия которых умеют выполнять ваши животные и назовите их.

1-й ребёнок: Лев умеет -  лежать, ходить, сидеть, бегать, прыгать.

2-й ребёнок: Тигр умеет -  лежать, ходить, сидеть, бегать, прыгать.

3-й ребёнок: Крокодил умеет -  плавать, лежать, ходить,.

4-й ребёнок: Змея умеет - ползать.

5-й ребёнок: Птица умеет  - сидеть, ходить, летать.

6-й ребёнок: Обезьяна умеет – сидеть, ходить, бегать, прыгать, лежать.

Логопед: Ребята! А где в нашем городе можно встретить всех этих животных?

Дети: Их можно встретить в зоопарке, в цирке…

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в цирк. А на чем можно добраться из далёких джунглей до нашего цирка отгадайте загадку:                                                   Без разгона ввысь взлетаю,                                                                                                          Стрекозу напоминаю…                                                                                                                    Отправляюсь я в полёт                                                                                                              Кто же это?.....

Дети: Вертолёт!  

V. Подвижное упражнение «Вертолет».

 Сядем дружно в вертолёт,             (Дети бегут по кругу, изображая полет на                                                                                                                Цирк нас в гости всех зовёт.             вертолёте)

VI. Игра «Цирк».

1.Соотнесение цветных изображений животных  с их контурами на афише.

2. Соотнесение цветных изображений букв с их контурами, выкладывание слова –«АФИША»

Логопед: Мы с вами прилетели в цирк. Сейчас здесь начнется представление и чтобы узнать, кто будет выступать, нужно прочитать афишу. Но художник, который её рисовал очень рассеянный. Он нарисовал только контуры, а раскрасить забыл. Попробуйте отгадать по этим контурам, кого изобразил художник. Выберите цветные изображения и тогда вы узнаете, кто сегодня выступает на арене.

(Дети подбирают к контурам – цветные изображения животных и выкладывают слово «АФИША»)

Логопед: Сегодня все животные выступают со своими детёнышами, а они такие непоседы, что разбежались по всей арене и потеряли своих родителей. Ребята!  Помогите детёнышам найти своих родителей и назовите всю семью, чтобы они никогда больше не потерялись.

Дети находят детёнышей и ставят рядом с родителями, называя всю семью.

1-й ребёнок: Папа-лев, мама-львица, детёныш-львенок.

2-й ребёнок: Папа-тигр, мама-тигрица, детёныш-тигрёнок.

3-й ребёнок: Папа-бегемот, мама-бегемотиха, детёныш-бегемотик.

4-й ребёнок: Папа-верблюд, мама-верблюдица, детёныш-верблюжонок.

5-й ребёнок: Папа-кенгуру, мама-кенгуру, детёныш-кенгурёнок.

6-й ребёнок: Папа-жираф, мама-жирафа, детёныш-жирафёнок.

Логопед: Вы помогли почти всем животным вернуть своих непослушных малышей. Но вот один детёныш, никак не может найти свою маму, потому что забыл, как она выглядит.

Давайте нарисуем для него портрет его мамы по клеточкам и тогда он её точно найдёт.

VII. Графический диктант «Слониха».

(Дети рисуют по клеточкам изображение слонихи, под диктовку логопеда).

Логопед: Вот теперь вы помогли всем животным.

Логопед: В цирке также выступает мартышка Лолита.

Мартышка Лолита – горем убита.

Пример не решила и мел проглотила.

Давайте развеселим Лолиту и вместе с ней станцуем танец «Чунга-Чанга».

 VIII. Физкультминутка. Танец «Чунга-Чанга».

(дети выполняют движения под фонограмму).

Логопед: Молодцы! Вы развеселили мартышку Лолиту. Она была грустная, а теперь какая?

Дети: Весёлая!

Логопед: И за это она дарит вам билеты в сказочный театр.

А вы знаете для чего в театре нужны билеты?

Дети: Они нужны, чтобы найти свои места в зрительном зале.

Логопед: Правильно! Внимательно посмотрите на свои билеты, назовите, кто на них изображен.

IХ. Согласование существительных с числительным 5.

1-й ребёнок: У меня на билете пять слонов.

2-й ребёнок: У меня на билете пять страусов.

3-й ребёнок: У меня на билете пять леопардов.

4-й ребёнок: У меня на билете пять обезьян.

5-й ребёнок: У меня на билете пять крокодилов.

6-й ребёнок: У меня на билете пять жирафов.

Логопед: Найдите такие же картинки на стульчиках и займите свои места.

Дети садятся на стульчики.

Х. Инсценировка развивающей сказки «Как зверята подружились».

Логопед: Ребята! Мы с вами попали в сказочный театр, и здесь может стать артистом каждый, кто наденет волшебную маску. А вы хотите стать артистами?

Дети: Да, хотим.

Логопед: Тогда наденьте волшебные маски и произнесите волшебные слова – Раз, два, три повернись и в зверюшек превратись!

Логопед раздаёт маски с изображением: гориллы, льва, тигра, слона, бегемота.  Дети надевают маски, произнося волшебные слова и поворачиваясь вокруг себя. Затем  занимают свои места за ширмой.

Дети разыгрывают сказку из цикла «Развивающие сказки» Н.В.Нищевой - «Как зверята подружились».

Логопед:  Однажды наша девочка отправилась в зоопарк. Она давно хотела побывать на площадке молодняка. Подошла она к забору и услышала, что кто-то громко плачет.

(На сцене появляется девочка, а затем обезьянка - горилла).

Девочка: Что случилось? Почему ты плачешь?

Горилла: Я недавно приехала из Африки, а меня тут все обижают.

(Появляется львенок. Он грозно приближается к обезьянке).

Львенок:      Буду я царем зверей,                                                                                                                      

                       в джунглях нет меня сильней.

                       Я тебя огрею лапой.

                       Очень сильный я, как папа.

(Львенок толкает обезьянку и убегает. Горилла плачет. Появляется тигренок).

Тигренок:   Тигр – полосатый кот,

                      В джунглях Африки живёт.

                      На охоте круглый год

                       Тигр – полосатый кот.

(Он сердито толкает обезьянку и убегает. Появляется слоненок).

Слоненок:   У слона длиннющий хобот,

                       Доставать бананы чтобы,

                       Чтоб к ручью не наклоняться,

                        Чтоб водою обливаться.

(Он пугает обезьянку и уходит.  Появляется бегемотик).

Бегемотик:   Я – малютка -  бегемотик.

                        Я сейчас разину ротик,

                        К обезьянке подскочу,

                        Обезьянку проглочу!

(Подбегает к обезьянке, широко раскрывает рот, пугает, убегает).

(Обезьянка громко плачет. Появляются все зверята и окружают обезьянку).

Девочка: Как же вам не стыдно, зверята? Зачем вы обижаете маленькую гориллу? Вот она вырастет  и отомстит вам. Знаете какого она будет роста?

Зверята: Какого?

Девочка: выше самого высокого папы.

Львенок:  Ты будешь такой огромной?

Горилла: Да!

Тигренок:  И очень злой?

Горилла:  Нет. Гориллы – миролюбивые животные и первыми никогда не нападают.

Слоненок:  А чем вы питаетесь?

Горилла:  Мы любим лианы, бананы и дикий сельдерей.

Бегемотик:   А где живут гориллы?

Горилла:  Мы устраиваем гнезда в кронах деревьев.

Тигренок: А давайте жить дружно и не будем больше обижать маленькую гориллу.

Зверята: Давайте!

Логопед: Спасибо, ребята! Вы показали очень интересную сказку.  А чему она вас научила?

Дети: (ответы детей) Она научила нас быть дружными, помогать друг другу, не обижать….

ХI. Итог.

Логопед: Наше весёлое путешествие подошло к концу. Вспомните, где мы с вами побывали, кого видели? (Ответы детей).                                                Логопед: Чтобы вы не забыли какие животные живут в жарких странах, я дарю вам наклейки с их изображением.

Дети: Спасибо!

                     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие развитию фонематического слуха у детей с ОНР. Обучение звуко-буквенному анализу с использованием графических записей....

Конспект организованной образовательной деятельности учителя – логопеда на развитие лексико-грамматического строя в подготовительной к школе группе. Тема «Мой Город»

Цель организованной образовательной деятельности:активизировать словарь по лексической теме «Город Волгодонск»...

Конспект совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста.

Конспект совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста рекомендован для освоения детьми навыка осознанно делить слова на слоги и составлять многосложные слова....

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...