Развитие речи дошкольников в процессе поисково-познавательной деятельности.
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

В данной  статье  рассматривается  возможность  развития  речи  в процессе  детского экспериментирования. Педагогам  предлагается использовать  этот  интересный вид  деятельности  не  только  для  развитя мышления  и любознательности,  но  и для обогащения речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности.

     «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».  

Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО   А.И.Савенков

        Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка речь уходит.

      Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена целым рядом негативных факторов:

- ухудшение состояния здоровья детей

- существенное снижение объема общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо как в необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), так и  в равнодушном к нему отношении.

    Поэтому  речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.

     Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем более успешно  его последующее обучение. 

      Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести  целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

    Развивать  речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и  совершенствует познавательную деятельность детей.

     Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача педагогов  не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

  Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

     Наиболее популярная  форма детской исследовательской деятельности  - это игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников.

   Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

       В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

       Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует речевое развитие. Развитие речи и экспериментирования тесно связаны между собой. И эта связь носит  двухсторонний характер:  умение четко выразить мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний через экспериментирование  в свою очередь способствует развитию речи.

       Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы и простые умозаключения. 

      В ходе  проведения эксперимента возможно достижение речевых целей.  Так во время занятий по экспериментальной деятельности происходит обогащение, активизация и актуализация словаря дошкольника (предметного, глагольного, признаков, наречий), ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, активнее входит в связную речь, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка. Также происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.

        Совместное наблюдение за предметами и явлениями в ходе исследования, обсуждение действий и логических заключений, споры и обмен мнениями  способствует формированию и развитию диалогической  речи .

        На занятиях-опытах развивается и связная речь. Ведь возникает необходимость  сформулировать проблему, гипотезу; при объяснении своих действий нужно суметь выбрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий как раз и происходит формирование монологической речи, умение выстраивать посредством устной речи свои собственные действия и действия товарища, делать суждения и умозаключения. Детская поисково-исследовательская деятельность располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников, умение строить связный текст, налаживать взаимодействие с партнером, а также общаться в широком кругу взрослых и сверстников. Развивается и описательный рассказ.

        Во время игр-экспериментов и занятий по исследовательской наблюдается стойкий эмоциональный подъем,  поэтому дети долго вспоминают всё происходящее, рассказывают всем и  долго объясняют, почему происходит то или иное явление, ждут следующего эксперимента с нетерпением. Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент даже стеснительные, мало говорящие дети стремятся выйти на передний план коммуникации.

       Говоря о поисково – исследовательской деятельности дошкольников , следует подробнее остановиться на методике проведения учебных исследований с дошкольниками, которую предложил психолог и педагог, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества» А. И. Савенков. Технология А.И. Савенкова оригинальна, интересна и результативна. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.  По мнению специалистов,  отдельные занятия  по  развитию речи можно  проводить как занятия-исследования, на которых  педагог сначала  подводит детей  к формулировке разнообразных методов исследования: «подумать самостоятельно», «спросить у другого», «позвонить специалисту», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести опыт или эксперимент», «понаблюдать»,  а затем знакомит детей с понятиями: «тема исследования», «гипотеза», «научный доклад».

        На таких занятиях дети учатся непосредственно исследовать предметы и явления окружающего их мира. Дошкольники с помощью педагога выдвигают предположения – гипотезы, проверяют их правильность с помощью методов исследования по плану исследовательской деятельности ( который по сути представляет  собой план рассказа по следам деятельности ). Дошкольники вместе с педагогом учатся собирать доступную информацию на заданную тему, делают совместные выводы по следам исследования. Большое внимание педагогом уделяется процессу обработки выводов и фиксации их с помощью знаков и символов на бумаге.

        На последующем занятии – «научной конференции» - дети делают «научный доклад», т.е. составляют рассказ по следам проведенного исследования или рассказ-описание объекта.  Для дошкольников все это игра, в которой они, как настоящие ученые исследуют неизвестное и делают «доклад». Для педагога  – это решение задач, связанных с развитием связной речи детей: составление рассказа из личного опыта.

      Таким образом, в  результате усвоения детьми причинно-следственных связей  в процессе  поисково-исследовательской деятельности обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи , развивается связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так  что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических  группах  детского сада ...

«Развитие детской инициативы в процессе поисково-познавательной деятельности средствами квест- технологии»

Эксперимент – кратковременного исследования , на примере квест- путешествия в средней группе «В гости к Водяному» организованное педагогом, которое безопасно знакомит детей с различн...

Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности

Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное с...

Презентация "Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно -исследовательской деятельности"

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процессе идет обогащение памяти ...

Презентация "Формирование учебных навыков дошкольника в процессе поисково - познавательной деятельности"

презентация по темеЭкспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность...