Консультация для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников в процессе музыкально − театрализованной деятельности»
методическая разработка

Тельнова Вера Анатольевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv._rechi_detey_v_protsesse_muz_teatraliz_deyat-ti.docx30.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие речи дошкольников в процессе
музыкально − театрализованной деятельности»

Музыкальный руководитель

Тельнова В.А.

 Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством музыкально−театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа музыкального спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Повысить уровень речи детей может музыкально − театрализованная деятельность. Почему? Музыкально−  театрализованная деятельность одно из самых эффективных средств воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли, и достаточно громко, чтобы его услышали.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Музыка − важная составляющая театрализованной деятельности и эстетического воспитания детей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений героев и их настроение. Музыкально−театрализованное представление обязательно сопровождается пением  и плясками, которые очень любят и знают дети. Для плодотворной работы собрана большая фонотека «Сезонные праздники», «Классическая музыка детям», «Музыка для релаксации», «Музыка из мультфильмов и детских фильмов». Музыка является фундаментом театральной постановки, знакомые мелодии и песни сближают детей и героев сказки. Единый музыкального фон помогает лучше настроиться на характеры героев, эмоционально переживать их чувства, прочувствовать более полно и целостно всё произведение.

Музыка и пение развивают способность различать звуки на слух, что необходимо для всех детей. Пение и музыка развивают у детей воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами.

Возьмем, к примеру, пение. Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме.  Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стихов и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов.

Для детей пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.

Даже если дети уже могут бегло читать, процесс рифмовки дает им возможность развивать несколько иной навык, существенный для пения и для развития речи. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии. В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей дошкольного возраста.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Например, путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки).

Пение –это приятный для детей способ развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Возьмем, к примеру, ситуацию “папа берет нас в зоопарк”. В зоопарке дети могут изображать разных животных.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает ещё и оздоровительный эффект.

Умение учиться друг у друга в своей простейшей форме включает ситуации «вопрос-ответ», а это навык, в приобретении которого детям требуется помощь. Они могут перебивать друг друга, невнимательно слушать, что говорит другой. Песни типа “А мы к вам пришли”, где один человек или группа задает вопросы другому, или другой группе, являются наиболее подходящими для развития такого навыка.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе музыкально−театрализованной деятельности мы решаем следующие задачи:

  • развитие речи и навыков театрально–исполнительской деятельности;
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • развитие памяти, внимания, интонационной выразительности, творческого воображения;
  • социальное и нравственное развитие детей;
  • создание атмосферы творчества;
  • вызвать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения и характерные музыкальные фрагменты;
  • преодоление застенчивости и робости;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

картотеки театрализованных игр и упражнений, картотеки сюжетно−ролевых игр, сказки к театрам, представлены в доступе детей различные виды театров.

Полезными для развития речи детей будут: упражнения на развитие речевого дыхания (Мыльные пузыри, Шуточный футбол), логоритмические упражнения, скороговорки и чистоговорки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика (Язычок пошёл гулять). А также игровые театральные упражнения: «Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос», «Фраза по кругу».

По содержанию работы, выделим следующие формы организации музыкально−театрализованной деятельности:

  • прослушивание сказок, потешек, стихотворений;
  • проигрывание отрывка из сказок;
  • режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом;
  • рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;
  • пение общих и индивидуальных песен героев произведения и выразительное исполнение музыкально−ритмических композиций;
  • пантомимические этюды и упражнения с музыкальным сопровождением;
  • дыхательная, артикуляционная гимнастики, пальчиковые игры.

В результате систематического, целенаправленного использования различных форм музыкально−театрализованной деятельности:

  • дети приобретают уверенность в себе;
  • дети могут строить диалог;
  • дети могут использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение);
  • дети могут предложить стихотворение, сказку, песню для постановки;
  • дети могут распределять между собой роли и обязанности;
  • дети могут играть в коллективе и находить компромиссные решения;
  • дети могут запомнить и описать любимого героя.

Результатом совместного творчества воспитанников и педагогов становятся музыкально−театрализованные постановки спектаклей: «Пых», «Золушка», «Дюймовочка», «Репка», «Красная шапочка», «Муха−цокотуха», «Петушок и бобовое зёрнышко» и другие.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщение и применение на практике новых методик развития речи с помощью театрализованных игр и упражнений и в процессе постановки музыкально−театрализованных представлений, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Эмоциональное развитие старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характер...

Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие речи дошкольников по средствам их игровой деятельности"

quot;Развитие дошкольников по средствам их игровой деятельности"...

Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности

Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное с...

Презентация "Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно -исследовательской деятельности"

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процессе идет обогащение памяти ...

Развитие речи дошкольников в процессе поисково-познавательной деятельности.

В данной  статье  рассматривается  возможность  развития  речи  в процессе  детского экспериментирования. Педагогам  предлагается использовать  этот  ...