ТРИЗ в работе логопеда
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Найдёнова Галина Георгиевна

ТРИЗ в работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_v_rabote_logopeda.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бердск 2020г. Учитель-логопед Найденова Галина Георгиевн Использование игровых методов и приемов ТРИЗ в работе логопеда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №16 «Белочка»

Слайд 2

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. В настоящее время мы наблюдаем значительный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Все чаще речевая патология носит системный характер.

Слайд 3

Для детей с патологией речи является сложным решение наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части целого , сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. Это говорит о слабо развитом творческом и абстрактном мышлении, о проблемах с вниманием, памятью. Дети с трудом осваивают обобщение и клас сификацию, решают задачи по аналогии.

Слайд 4

С помощью традиционных форм работы в полной мере сложно решить проблему коррекции речи. Сегодня на помощь логопедам пришли новые технологии, например, ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, созданная Генрихом Альтшуллером . Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить системно и нестандартно мыслить, проявлять свою неповторимость, уникальность, стремление найти выход из затруднительного положения.

Слайд 5

Методы, приемы, модели ТРИЗ технологии построены таким образом, что ребенку все время приходится работать с информацией: анализировать, систематизировать, обобщать и применять имеющуюся в собственном опыте, получать ее из разных источников. Все это побуждает детей к использованию разных видов речи: постановка вопросов, объяснение, доказательство, аргументация, речевое планирование. Многие методы ТРИЗ построены на необходимости задавать вопросы, позволяют работать по алгоритму.

Слайд 6

Метод «Круги Луллия » прочно занял свое место в педагогике, как коррекционной так и общей. На сегодняшний день он является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие , помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, повышают мотивацию к обучению. Круги Луллия

Слайд 7

Работая с детьми старшего дошкольного возраста я использую круги Луллия для решения следующих задач: Закрепление произношения поставленных звуков в речи; Развитие фонематических процессов; Уточнение и активизация словарного запаса; Формирование лексико-грамматических категорий; Закрепление навыка составления предложений; Развитие связной речи.

Слайд 8

Автоматизация звуков и формирование фонематических процессов

Слайд 9

Формирование лексико-грамматических категорий

Слайд 10

Развитие связной речи

Слайд 11

Развитие связной речи У детей с ОНР наибольшие трудности вызывает процесс освоения ими связной речи. И это не случайно, ведь связная речь – это сложный вид речевого общения и речемыслительной деятельности, ее характеризуют: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и спрограммированность . Детям, с указанной патологией, очень трудно реализовать в своем высказывании все эти составляющие связной речи, поэтому при ее формировании они нуждаются во вспомогательных средствах. В качестве таких вспомогательных средств я использую: Речевой образец, Наглядность, Моделирование плана высказывания. Использование элементов ТРИЗ технологии позволяет мне повысить у детей интерес и мотивацию к данному виду деятельности. На первых этапах обучения я уделяю значительное внимание формированию навыка составления предложений. В качестве вспомогательных средств использую опорные картинки, схемы. Часто включаю этот процесс в любимую детьми игру «Лабиринт», это позволяет добиваться хороших результатов, дети с удовольствием «шагают» по лабиринту и выполняют поставленные задачи.

Слайд 13

Обучение детей постановке вопроса в диалоге Развитие диалогической формы речи остается одной из актуальных проблем в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи. Дети не могут ответить на поставленный вопрос развернутым высказыванием, значительно затрудняются в постановке вопросов. В методике работы по обучению составлению вопросов вводится схема вопроса. Вопрос обязательно должен состоять из трех слов и содержать вопросное слово, объект и имя признака. Например: «Какой мяч по размеру?» На занятиях с воспитателями дети изучают значки, обозначающие вид вопроса и значки, обозначающие имя признака.

Слайд 14

Имена признаков

Слайд 15

Виды вопросов

Слайд 17

Схемы для составления описательных рассказов

Слайд 18

Системный оператор Цель: способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условие для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.

Слайд 19

Системный оператор ( девятиэкранка )

Слайд 22

Составление логических рассказов по серии картинок

Слайд 24

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиск...

Картотека речевых игр и упражнений с использованием ТРИЗ и РТВ, используемых в работе логопеда

Автором представлены игры с использованием ТРИЗ и РТВ, которые  могут использоваться на логопеедических занятиях с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Игры способствуют не только акт...

«Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда»

laquo;Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда»...

Использование ТРИЗ технологии в практике работы логопеда: вопросы интеллектуального развития дошкольников

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к...