Программа по логоритмике для ДОУ во 2 младшей группе
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logoritmika.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по логоритмике для ДОУ

во 2 младшей группе

Составитель:

к.п.н., учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 Курбатова Ирина Николаевна

Москва 2022

Пояснительная записка.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Занятия ведутся по программе М.Ю. Картушиной.

 Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут во второй младшей группе и, 20-25мин в средней группе. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Направленность программы. Тематическая направленность и организационная вариативность программы занятий способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность с каждым годом, ш наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Цель программы - преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Задачи программы: образовательные: - формировать двигательные умения и навыки,- - развивать пространственные представления; - развивать координацию, переключаемость движений; - знакомить с метроритмикой; воспитательные: - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность; - формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом, - совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;коррекционные: - развивать речевое дыхание - развивать артикуляционный аппарат, - развивать фонематическое восприятие; - развивать грамматический строй и связную речь; о - формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности: Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства в большей мере начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей Занятия проводятся во 2 младшей и средней группах. Срок реализации-1 год. Формы занятий Занятие групповое. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности, При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Ожидаемые результаты и способы их проверки О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно- развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели к концу учебного года: 2 мл.группа: 1. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки. 2. Координирует свои движения с партнёром. 3. Двигается, не напрягая руки и ноги. 4. Поёт протяжно, подвижно, передавая характер музыки 5. Поёт с инструментальным сопровождением и с помощью взрослого. 6. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами 7. Умеет подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане Средняя группа: 1. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки. 2. Координирует свои движения с партнёром. 3. Двигается, не напрягая руки и ноги. 4. Поёт протяжно, подвижно, передавая характер музыки 5. Поёт с инструментальным сопровождением и с помощью взрослого. 6. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами 7. Умеет подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане. Способы проверки знаний, умений и навыков детей > 1. Вводная диагностика - сентябрь. > 2. Итоговая диагностика - май. Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие.

 Учебный план:

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 2-5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 8-12 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений: - на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

 - счётные упражнения;

 - формирующие чувство музыкального размера;

 - на развитие чувства темпа и ритма;

 - на развитие координации движения;

 - на координацию речи с движением;

 - на координацию пения сдвижением;

 - на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

 - чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно- двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

 - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

 - музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

 - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

 - коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Содержание разделов занятия по логопедической ритмике

1. Музицирование - это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании. 1.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом. 1.2. Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов. 2. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. 2.1. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые руками, а также с использованием различных предметов в образно-игровой форме. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. 2.2. Дыхательно-артикуляторный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога. 2.3. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу 3. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе, подвижные). Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения - понятие динамическое, следовательно," развиваема при «стороннем» воздействии. 3.1. Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, а также включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела. 3.2. Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. При исполнении ритмических комплексов используются звуковые жесты тела (хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопывания). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, , кубики. 4. Эмоционально-волевой тренинг

Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен, в первую очередь, на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков)_и позитивной самооценки, путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления о себе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать любые свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи. 5. Креативный тренингспособствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления , умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно- образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. Календарно-тематический план занятий по логоритмике во второй младшей группе

Месяц

№ занятия

Название занятия

Октябрь

 Под грибком

 Осенние листья

 Осень в лесу

 Веселый огород

 Дудочка

 Кот и пёс

 Чудесное яблоко

  Яблонька

Ноябрь

Репка

Осенние подарки

Холодно!

Пушистый котенок

Мы игрушки приглашаем

Вот пришла к нам кукла Катя

К нам гости пришли (итоговое занятие)

Декабрь

Зима в лесу

Гости их лесу пришли

Хомячок Хома

Медвежонок Мишутка

Снеговик

Украшаем елочку

Дед мороз спешит на елку

Наступает Новый год

Январь

Новогодний праздник в лесу

Рукавичка

Серебряный ключик

Кошка и котята

Помогите птицам

Кукла Аня

Новоселье у куклы

Колючий ёжик

Февраль

Котята и щенок

У бабушки в гостях

Как снеговики солнце искали

Парад игрушек

Март

Цыплёнок и его семья

История о том, как цып и цыпа свой дом искали

Белая козочка

У кошки день рождение

Полная

Корзинка

Осенняя

Ярмарка

Сундучок

Осени

Кто как к зиме готовится

Апрель

Зайкина шубка

Храбрый цыпленок

Весенняя капель

Весенний ручеек

Кораблик

Прогулка в весеннем лесу

На полянке

Пароходик

Май

Утренние лучи

Петушок и его семья

Как петушок утро проспал

Колечко

Бобровый пруд

Дела много у зверей

Динь – дон, слышен звон со всех сторон

Чей это домик? (итоговое занятие) диагностика

Список используемой литературы:

• М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»; 3-4 года,4-5 лет,5-6 лет.

• Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2—3 года)

• Е.С. Анищенкова « Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников»

• Лиманская 0,Н Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009.

• Бабушкина Р.Л.,ГрасюкИ.В.,Кислякова О.М. « Логоритмика- занятие или игра?»

• О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;

• Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;

 • Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;

• Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»

• Аудиодиск Железновой

• Нищева Н.В. "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)" - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

• Зацепина М.Б. "Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации" - М.: Мозаика-Синтез,, 2006

• Сергиенко Г.Н. "Учимся, говорим, играем. Коррекционно- развивающая деятельность в ДОУ" - Воронеж: ЧП Лакоценин ОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект " Ладушки" по логоритмике для детей 2 младшей группы.

Проект  по  логоритмике включает 4 раздела, сотавлен  и  апробирован в 2013 и 2014 году. дал  положительные  результаты....

Рабочая программа по реализации образовательной программы дошкольного образования с детьми II младшей группы «Подсолнухи» (3-4 года)

Рабочая программа разработана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования "Тропинки" под редакцией В.Т.Кудрявцева, в соответствии с ФГОС дошкольного образования....

Рабочая программа Совместной деятельности педагога с детьми младшей группы (2–3 и 3-4 года) Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016). Срок ре

ОГЛАВЛЕНИЕ Целевой раздел образовательной программы.Пояснительная запискаЦели и задачи реализации программыПринципы и подходы к формированию программыХарактеристики особенностей развития детей ра...

Сценарий открытого мероприятия по ритмопластике с элементами театрализации, логоритмики «Приключения Колобка» для младшей группы.

Главной целью данного мероприятия является освоение и закрепление детьми гимнастических упражнений под музыку на хореографической основе путём театрализации.В данном сценарии мною разработан игровой п...

Консультация по развитию речи с элементами логоритмики для детей первой младшей группы .

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лури...