Практико-ориентированный проект " Ладушки" по логоритмике для детей 2 младшей группы.
проект (младшая группа) на тему

Антонова Любовь Николаевна

Проект  по  логоритмике включает 4 раздела, сотавлен  и  апробирован в 2013 и 2014 году. дал  положительные  результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ladushki_2.docx43.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № 2

____________2013г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАДОУ

«ЦРР-д/сад № 116»

____________Т.Н.Балкова

                                 ___________     2013г 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______________ 2013г.

______________Т.Г.Грегер 

Проект

«Л А Д У Ш К И»

для детей второй младшей группы.

                                                                                

Составитель:

Антонова Л.Н. –   высшая квалификационная категория

Сыктывкар 2013г.

Практико-ориентированный,  музыкально-игровой  

проект.

                            «Л А Д У Ш К И»

«Если  мы  хотим  наделить мозг ритмическим сознанием,

то нужно, прежде всего,  сообщить  ритм  мускулам, а затем

уже чувствительные нервы позаботятся о том, чтобы передать

его мозгу; в свою  очередь мозг нуждается  в восприятиях  

ритма для того, чтобы при помощи двигательных нервов

                                        передать его мускулам.»                                                                                                                            Э. Жак- Делькроз

                            Содержание.

  1. Классификация  проекта.

                            1  этап.( подготовительный)

  1. Введение.
  2. Актуальность проблемы.
  3. Вводная  диагностика.

                           П  этап. (целевой)

5 .Цель и задачи проекта.

                           Ш этап  ( планирование)

6.Содержание работы  и  план.

7.Ожидаемые результаты.

8.Показатели результативности

                          1У этап     ( исполнительский)

9.Целевые группы.

10.График проведения игр  и  упражнений.

                               У этап   ( рефлексивно-оценочный)

11.Заключительная диагностика.

12.Выводы.

                 Классификация  проекта.

  • Практико-ориентированный,  методический проект.
  • По  количеству участников -  групповой
  • По составу  участников-  детско- родительский,
  •  По  возрасту – дети 3-х лет.
  • По  длительности -  долгосрочный.
  • По  доминирующему  методу-  музыкально  - игровой.

Ведение:

       Среди детей младшего дошкольного возраста мало детей с высоким уровнем развития комплекса музыкальности, ведь ведущими компонентами музыкальности являются: музыкальный слух (ритмический, гармонический, мелодический), творческое воображение, эмоциональность, чувство целого.

            Как свидетельствуют исследования, воспринимающий ритмический слух практически развит хорошо у всех детей, а вот воспроизводящий - довольно слабо. Творческое воображение развито у 80% детей. Его характеризуют свобода, смелость выбора темы, желание создавать, практически отсутствуют образы подражания. Виды творческой деятельности детей очень разнообразны: рисование, сочинение сказок, ᴨесен, игры и т.д. Следовательно, у детей преобладает образный тип восприятия и творческий вид воображения.                                                                                              Занятия   с   музыкой и словом,  каким  являются  многие  музыкальные игры, предоставляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего. В двигательно-музыкальных упражнениях организующим фактором протекания движения во времени является музыка, которая определяет и пространственные рамки выполнения движения.  Двигательно-пространственные упражнения являются конечным результатом творческого проявления детей. Основными элементами в двигательно-пространственных упражнениях является речь с ее естественным ритмом, танцевальные движения и жесты. Особое внимание в них уделяется ритму речи, акценту, выражению мелодии. Самой простой двигательно-пространственной схемой является одночастная музыкальная схема, являющаяся замкнутым целым: строфа стихотворения, поговорка и т.д.

    Музыкальная ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица. Развитие координации движений предполагает овладение ребенком двигательными умениями и двигательными навыками. Они совершенствуются при использовании музыки, которая оказывает влияние на качество исполнения, улучшается выразительность движения, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.

               Г.А.Волкова путем многолетних исследований доказала, что                                                                                 логоᴨедическая ритмика2 тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность), что эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их свободе и непринужденности. Она заметила, что движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.                                                                                                                  

  • Актуальность проекта:

   Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что  в детской  психологии,  методике  развития  речи  и  музыкальности  дошкольников хорошо  известна роль  становления слуха  и формирования ритмических  способностей.  Установлено,  что плохое  восприятие  ритмической  структуры звуковой среды резко  тормозят формирование речи  в  раннем   и  дошкольном возрасте.  Если чувство  ритма  несовершенно,  то   замедляется  и   становление развернутой  речи,  она  невыразительна  и  слабо  интонирована.  И  в  дальнейшем слабое  развитие  слуховых  и  моторных  способностей  тормозит развитие  ребенка,  ограничивая  не только сферу  интеллектуальной  деятельности,  но  и  общение  со  сверстниками.   Упражнения  и  игры  на  развитие  чувства  ритма  способствуют  не  только  формированию  восприятия  ритмической среды,  но  и  развитию  эмоциональной  сферы  воспитанников, что   также  немаловажно  для речевого и умственного    развития.

     В последние годы прослеживается  ярко  тенденция отставание большинства  воспитанников  в  речевом  развитии. Такая  ситуация     сложилась  в  настоящее  время  в нашем МАДОУ  во П младших группах  №№1 и 14.   Обратила внимание, что несмотря  на  то, что к  началу учебного года в сентябре детям уже исполнилось почти 3 года (от 2.8мес до 3.2 мес.) многие воспитанники  не  поют  на  занятии.  В  процессе  осенней  диагностики  выяснила,  что не  поют,  потому что  плохо говорят,  словарный запас невелик,  некоторые  дети  не  произносят  много  звуков  или заменяют  их  другими.  Такое положение является в настоящее  время   в  целом  нормой для данного  возраста.  Однако  без  специально  организованной  работы, создавшаяся ситуация может длиться неопределенное  время. Меня,  как музыкального  руководителя, это не  устраивало, и прежде  всего  не  устраивало  то,  что  дети  не  поют.    Приняла решение, найти  выход  из  сложившейся  ситуации.   Изучив  специальную литературу, поняла, что  организация  дополнительных,  музыкально-двигательных занятий  в игровой форме,  будет  способствовать развитию и коррекции двигательной сферы,  музыкальности воспитанников, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействовать устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.

Данные диагностики речевого развития, сводная таблица 2-х младш.  групп.

          Всего воспитанников в 2-х младших группах- 45  

 

Уровни

месяц

  Высокий

 средний

  низкий

  низший

с

я

м

с

я

м

с

я

м

с

я

м

Кол. детей

1

22

26

20

16

3

2

%

2.2

 48.8

57.7

44.4

35.5

6.6

4.4

Из приведенной  таблицы  видно, что в группах  много  детей  с  низким  уровнем  речевого  развития  и  к  январю  ситуация  в  группе  сильно  не изменилась.  С высоким уровнем речевого развития пока только 2.2% воспитанников,  со  средним 57.7,  остальные с низким  и  низшим уровнем.

Сводная таблица музыкального  развития,  сформированности  навыков  в  музыкальной деятельности. Воспитанников 45.

Уровни

месяц

  Высокий

 средний

  низкий

  низший

с

я

м

с

я

м

с

я

м

с

я

м

Кол. детей

3

4

23

29

18

10

2

2

%

6.6

8,9

51.1

64.4

40.0

22.2

4.4

4.4

Музыкальное   развитие  воспитанников  соответствует их  возрасту,  кроме 2-х воспитанников.

                                 Цель  проекта:  

 Содействие  музыкальному и речевому  развитию  воспитанников.

  • Задачи:

1.Развивать  музыкально-ритмические  способности  дошкольников                       посредством  специального подбора  и проведения музыкально-дидактических  игр, игр-хороводов   и  упражнений.

2. Способствовать  формированию   речевых   навыков.

  1. Развивать  произвольное  внимания, память, воображение.

4.Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать  радостное  настроение.                            

                   

                                   Ш Этап.

                     Содержание  работы.  

 Содержание  работы  построено  на   элементарном  музицировании  на шумовых  инструментах,   организации  музыкально-дидактических  игр, музыкально-ритмических  движений  с  разными  предметами  и  без  предметов. Включены в репертуар игры-хороводы и коммуникативные  и другие игры.                                                                                                             Ритмические игры    развивают чувство ритма, темпа, метра   (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше           ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.                                                                                                             Элементарное  музицирование  на детских  музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

 Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

      В репертуар  включены игры Екатерины  и  Сергея Железновых,  Е.Д. Мокшанцевой,  И. Каплуновой, А. Бурениной, Т Сауко  и других авторов.

  месяц

      Репертуар

                    задачи

Январь

«Новогодний  оркестр»

Муз. коми народная плясов.

Играть на шумовых инструментах , вслушиваться  в  аккомпанемент, правильно передавать ритм четвертями..

«Разминка» муз. Е.Д. Мокшанцевой.

Развивать ритмичность движений,  мелкую  моторику рук, умение  вовремя переходить  от  одного  движения  к  другому.  

«Песенка  про  игрушку» (стр. 5. И. Каплунова)

Учить  прохлопывать  в  ладоши  ритм слова, обозначающего  названия  игрушки ( мяч дом, машина, кукла, зайка)

Игра- сказка  «Наши гости»  стр.6. И. Каплунова

Проговаривать и  прохлопывать  ритмиче- скую  формулу в ладоши и  по коленям. Выполнять всем вместе  и  поочередно.

Февраль

«Идем  и  прыгаем»

Муз. Рустамова

Аудиосборник «Топ-хлоп»

Различать 2 контрастные части   в музыке,  менять  движения  со  сменой  частей.  Ритмично, медленно  выполнять прыжки  на 2-х ногах на сильную  долю  такта,  бег  выполнять  на  четверти.

«Паровоз»  стр.7. И. Каплунова

Протопать, затем  прохлопать  имя  машини ста.  Медленно  проговорить и  сыграть  на любом  ударном  инструменте  ритм.

Колобок   муз.                                О Боромыковой.

Выставлять  ногу  на  пятку  на  сильную  долю  такта,  при  повторении  хлопать  в  ладоши.  Упражнять в  ходьбе под  музыку, выполнении  движений  по  смыслу текста. Развивать дружеские взаимоотношения   среди сверстников.

«Колокольчики  звенят».

Муз.  Филлипенко Д.

 Играть  на  колокольчиках  и бубне  поочередно, выстукивая  ровно  четверти,    при  повторениях  ритмический  рисунок усложнять.

Март

«Упражнения  с  ладошками» (см. стр. 20 Этот удивительный  ритм)

Развивать координацию  движений, моторику рук. двигательную  память.

   

        Гопачек

укр. н. мелодия

Учить ритмично играть  на  различных  шумовых инструментах на 1 часть музыки( выстукивать четверти),  на 2 ю часть играть на воображаемой дудочке- развивать движения пальцев.

 Едем  на  лошадке, едем  на  автомобиле.

Упражнять  в  выполнении  прямого  галопа  и  топающего шага  ритмично в соответствии  со  звучанием  музыки.  Развивать воображе ние. Вариант  игры- выстукивать  на  ложках цокание  копыт  лошадки -8 четвертей, 3 целые  и   выдерживать  паузу, затем в более быстром  темпе:  восьмые и четверти

«Золотые  лучики»

Вальс Грибоедова.

Учить  двигаться с ленточками. Выполнять  ритмично  в  такт  музыке взмахи двумя руками вместе   и  поочередно- одна рука вверх,  другая-вниз и  другие движения..

Апрель

Игры  с  палочками

(стр.21 «Этот удивительный ритм»)

Развивать координацию  движений, моторику рук, двигательную  память,  произвольное внимание.

Солнышко  и дождик   М. Раухвергера.

Двигаться ритмично в соответствии  с  музыкой, менять вовремя движения со  сменой частей в музыке,  менять  темп движений  с  медленного  на быстрый.

           Эхо

Развивать внимание, умение точно повторять заданный  простой  ритмический рисунок  и более  сложный.

       

          Качели

А.Д. Филиппенко

Ритмично, в соответствии  с  музыкальным аккомпанементом,  качать сцепленными  руками, вправо-влево и выполнять образное  движение «пилим дрова».

Развивать умение действовать совместно в паре.

Май

Волшебные платочки обр. Р Рустамова.

Выполнять разнообразные движения  с  платочками,  в  том  числе  взмахи платочками  и одновременно  притопом  одной  ногой на  сильную  долю  такта,  согласованно с музыкой.

Игры по желанию детей

Развивать желание детей  играть  в  музыкальные игры  по  своему  выбору. Уметь выразить  словесно  свое  желание.

«Едем на лошадке»

Е. Железнова

Выстукивать ритм на ложках, используя разные  приемы.

«Мы ногами топ-топ»

Е. Железнова.

Отхлопывать  в ладоши  сложный ритмический  рисунок,  затем выполнять  то же  самое  ногами.  Далее выполнять  движения  по  смыслу  текста  руками,  поворачивать  корпус и  т.д.

                                         

  •  Ожидаемые результат реализации проекта

                Развивающие:

  • Развитие  чувства  ритма, музыкальности.
  • Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.
  • Развитие речи и пополнение словарного запаса воспитанников.
  • Активизация познавательных процессов ребенка.

        Воспитательные:

  • Интерес к  музыкальным, логоритмическим играм.
  • Развитие коммуникативных отношений.

Оздоровительные:

  • Укрепление психического и физического здоровья детей  3 лет.

        Показатели результативности:

  • Положительная динамика  уровня музыкального  развития, сформированности  навыков  (по  показаниям  диагностики).
  • Использование  игр   детьми в  самостоятельной деятельности в группе  и  на  прогулке,  дома.
  • Отзывы родителей и педагогов.                      

                            1У этап.                    

                       Целевые группы.

Целевые группы

   Что получают от реализации проекта (дети).

 Что выполняют и получают, реализуя проект (взрослые)

Дети

Развитие чувства ритма, координации и ритмичности движений.

Развитие речи и пополнение словарного запаса.

Развитие коммуникативных отношений.

Укрепление психического и физического здоровья.

Развитие творческих способностей.

Развитие памяти, произвольного внимания.

Умение соотносить действия с текстом.

Знакомство  с  новыми  играми.

Педагоги

 Обогащают свой педагогический опыт.

Участвуют в организации  концерта.

Оформляют информационные листы.

Готовят  атрибуты к играм.

Участвуют в творческих выставках.

Родители

Знакомятся с  играми и упражнениями,  которые можно использовать  дома  с  ребенком.

Участвуют в творческих выставках.

Участвуют в музыкальных праздниках, утренниках.

Помогают в изготовлении атрибутов.

Получают информацию о влиянии игр на развитие ребенка.

Проводит вводную   и  заключительную диагностику музыкального  развития  воспитанников, уровня сформированности навыков  в  музыкальных  видах деятельности.

 Изучает  и  проводит  игры  и  упражнения.

Разучивает  игры  и  упражнения  с  педагогами  и  родителями.

Руководит изготовлением атрибутов  и  принимает  участие  в  их изготовлении.

Консультирует педагогов  и  родителей.

Совершенствует профессиональное  мастерство.

Обогащает свой педагогический опыт  работы.

                   

  • График работы  по  проекту.

 

срок

Содержание работы

 ответственный

 Отметка о выполнении

15.09-15.10

Диагностика  уровня музыкального  развития

Антонова Л.Н.

Справка по итогам  сдана 15.10

ноябрь

Изучение литературы,

анализ диагностики  речевого развития

Антонова Л.Н.

выполнено

декабрь

Составление проекта, защита на педагогиче ском  совете

Антонова Л.Н.

выполнено

декабрь

Корректировка  проекта  в  соответствии  с  предложениями

Антонова Л.Н.

выполнено

январь

Годовая промежуточная диагностика. ( для  проекта-вводная)

Антонова Л.Н.

выполнено

январь

Консультации - практи -кумы с воспитателями,  родителями

Антонова Л.Н.

выполнено

Январь-май

Работа  по реализации  проекта.

Антонова Л.Н.

воспитатели, родители

Приступили  к  реализации

май

Заключительная диагностика, отчет  на  педагогическом  совете

Антонова Л.Н.

май

Выпуск информационного  бюллетеня для родителей

воспитатели

    1. Игры   в каждой  группе  планируется  проводить 2 раз  в  неделю на музыкальных занятиях, по расписанию НОД,  

2. Дополнительно к занятиям,  игры организуются музыкальным руководителем во  2-й половине дня (продолжительность 10-15 минут), во время игровой деятельности  с применением аудиозаписей. Игры разучиваются новые в соответствии  с  планом  и  повторяются знакомые детям игры.

         Место  проведения - помещение  группы.

             Группа № 14- понедельник, пятница -   в 16.20

             Группа  № 1- понедельник, пятница  -   в 16.40

3. Игры и  упражнения  включаются  в  сценарии  праздников  и

                  досугов.              

   

                              У   этап   (рефлексивно-оценочный)

  • Заключительная диагностика  по  окончании  учебного  года.
  • Итоги  диагностики, выводы  по  реализации  проекта  обсуждаются  на  педагогическом  совете.

Работа  в соответствии  с  графиком  будет  продолжена  до  окончания  учебного  года.  Дети  с  нетерпением   ожидают  приход  музыкального  руководителя  в  группу.  Постоянно  на  занятии  спрашивают: «А  вы  вечером  к  нам  придете?»   Это  положительный  показатель  проводимой  работы  с  воспитанниками.  После проведенных  консультаций  с  родителями, многие  родители, увидев музыкального  руководителя вечером  в  группе,  интересуются  успехами  ребенка,  рассказывают  о том, как занимаются  с  ребенком  дома.  

Литература:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников...

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 112 с.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений;  М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

3. «Теоретические основы проектной деятельности.

 Место проекта в педагогическом процессе ДОУ ». http://dsskazka.caduk.ru/p85aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков» сценарий развлечения в 1 младшей группе.

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков»сценарий развлечения в 1  младшей группе. Цель: создать радостное, веселое настроение.Задачи: воспитывать активность, любозна...

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Занятие по экспериментированию «Зайка в гостях у детей младшей группы». Первая младшая группа. Воспитатель Лобыкина Е.В.

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с камнями и ватой....

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе. «Успехи детей младшей группы».

Младший возраст – важней период в развитии вашего ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы по лепке (рельефной) «Бусы для мамы» II младшая группа

1.Воспитывать умение слушать стихотворение, умение сопереживать, воспитывать заботливое отношение к маме.2. Учить детей составлять целое из частей.3. Воспитывать интерес к лепке, учить налеплять на ос...