Конкурс. Выступление на педагогической конференции 2022г. "Возможности логопедической работы с одаренными детьми"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кузина Анна Александровна

Данный материал будет интересен педагогам и логопедам детских садов по работе с одаренными детьми.

Целью данного материала является: создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Белоярский детский сад «Огонек»

Августовская конференция 2022г.

«Эффективные практики реализации рабочих программ воспитания и сопровождения одаренных детей»

Тема: Возможности логопедической работы с одаренными детьми

Подготовили: учитель-логопед Кузина А.А.

учитель-логопед Комарова А.С.

Возможности логопедической работ с одаренными детьми

Одаренность – это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Каждый ребенок талантлив. Добьется ли он успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Цель нашей работы :

создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.

Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Обучение и воспитание, поддержка и социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Речь является одной из важнейших коммуникативных функций. И с каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера.

В нашем детском саду в логопедических группах комбинированной направленности чаще встречаются дети  с ОНР. При ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Очень часто детская одаренность проявляется при создании специальных условий: организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.

Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная, художественная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей, а также способствуют развитию творчества.

Сухомлинский В. А. считал, что творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.

Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности.

Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у детей с общим недоразвитием речи являются:
- активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности;

- развитие познавательной активности;

- организация коррекционно-развивающей направленности занятий.

Занятия с детьми творчеством любого «вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации».

Условия для развития творчества создают кружковые занятия дополнительного образования. Такая форма организации позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности детей, выявить одаренность.

Кружковая работа:

Программа дополнительного образования арт-студия «Пластилиновые звуки» старшей группы комбинированной направленности содержит раздел художественно-эстетической направленности, которые увлекают детей и способствуют развитию творчества.

Большую роль в развитии речи играет мелкая моторика рук, которую развиваем через различные виды художественной деятельности. Такие как: конструирование, лепка, пальчиковые игры, тесто-пластика и др.

Например: лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Программа дополнительного образования «Пластилиновые звуки» комплексно воздействуют на развитие ребенка:

-благотворно влияет на нервную систему;

-повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук;

-формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что у ребенка развивается эстетические качества. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать красоту вокруг нас.

Программа кружка дополнительного образования арт-студия «Театральная фантазия» в подготовительной группы комбинированной направленности так же содержит раздел  художественно-эстетической направленности, которые направлен на развитие способностей в театральной деятельности.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой. Дети с небольшой помощью педагога сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал, изготавливают декорации и атрибутику для различных видов театра.

Основные направления в логопедической группе, которые реализуются через театрально-игровую деятельность это:

1. Развитие культуры речи: артикуляционная моторика, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей моторики: координация движения, мелкой моторики рук, снятия мышечного напряжения.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самодеятельности.

Исходя из проделанной работы с помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Подводя итог, хочется отметить, что использование в коррекционной работе разнообразных методов и приемов способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребенка за счет повышения мотивации к развитию коммуникативной сферы, поддерживают у детей с нарушениями речи познавательную активность, в целом повышает эффективность коррекционной работы, что способствует развитию творческих способностей детей, и помогает выявить одаренность у детей в целом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Времена года» в рамках районного семинара заместителей директоров по дошкольному образованию и руководителей структурных подразделений по теме «Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурса

Цель данного занятия— показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музы...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Выступление на методическом заседании в ДОУ по организации работы с одаренными детьми

Организация работыпо сопровождению одаренных детей в МАДОУ ДСКВ «Югорка»по художественно-эстетическому направлению1 сл. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизн...

Выступление на МО музыкальных руководителей «Работа с одаренными детьми по музыкальному воспитанию в ДОУ»

История возникновения понятия «одаренность» насчитывает несколько столетий. Так, еще в древние времена люди, отличающиеся какими-либо способностями, нестандартными умениями, обладающие высоким уровнем...

Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...