Общие закономерности развития речи в онтогенезе
статья по логопедии

-Единство биологического и социального. Предполагается, что речевое развитие происходит на основе сохранных биологических факторов. При нарушении лобных отделов мозга нарушается формирование речи. Речь - не врождённая функция, она появляется в процессе общения.

-Тесная связь развития речи ребёнка с развитием мышления, восприятия, памяти.

 влияние развития мышления проявляется в усвоении значения слова;

влияние мышления проявляется при сравнении последовательности того или иного значения в других языках (форма единственного и множественного числа в русском языке – простые);

развитие речи ребёнка связано с развитием восприятия ребёнка (ребёнок начинает выделять признаки предметов, цвета делятся на основные и оттенки);

развитие речи связано с процессами расширения объёма восприятия (сначала однословные высказывания, потом двухсловные);

развитие речи связано с развитием памяти (при нарушении памяти возникает сенсорная алалия).

-Скачкообразность речевого развития. Связано с наличием сенситивного периода (наиболее благоприятного), то есть когда у него возникает активный словарь. Признаком формирования речи является гетерохронность - несовпадение, разновременность фаз развития отдельных функций, психических процессов.

- Поэтапность – наличие определённых периодов в речевом развитии ребёнка. Идёт от усвоения продуктивных форм к усвоению непродуктивных (от продуктивного окончания –ы к непродуктивному -а).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_zakonomernosti_razvitiya_rechi_v_ontogeneze.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Общие закономерности развития речи в онтогенезе

1) Единство биологического и социального. Предполагается, что речевое развитие происходит на основе сохранных биологических факторов. При нарушении лобных отделов мозга нарушается формирование речи. Речь - не врождённая функция, она появляется в процессе общения.

2) Тесная связь развития речи ребёнка с развитием мышления, восприятия, памяти.

 а) влияние развития мышления проявляется в усвоении значения слова;

б) влияние мышления проявляется при сравнении последовательности того или иного значения в других языках (форма единственного и множественного числа в русском языке – простые);

 в) развитие речи ребёнка связано с развитием восприятия ребёнка (ребёнок начинает выделять признаки предметов, цвета делятся на основные и оттенки);

г) развитие речи связано с процессами расширения объёма восприятия (сначала однословные высказывания, потом двухсловные);

д) развитие речи связано с развитием памяти (при нарушении памяти возникает сенсорная алалия).

3) Скачкообразность речевого развития. Связано с наличием сенситивного периода (наиболее благоприятного), то есть когда у него возникает активный словарь. Признаком формирования речи является гетерохронность - несовпадение, разновременность фаз развития отдельных функций, психических процессов.

4) Поэтапность – наличие определённых периодов в речевом развитии ребёнка. Идёт от усвоения продуктивных форм к усвоению непродуктивных (от продуктивного окончания –ы к непродуктивному -а).

1-я закономерность развития речи – единство биологического и социального.

Человек по своей сути существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.  Овладение родным языком как средством и способом общения является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Этот период является наиболее сенситивным (благоприятным) к усвоение речи. Если к 5-7 годам ребёнок не достиг определённого уровня речевого развития, в дальнейшем развитие речи может быть затруднено. Нарушение речедвигательного анализатора приводит к нарушению речи.

2-я закономерность развития речи – тесная связь развития речи ребёнка с развитием мышления, восприятия, памяти.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте.

Тесная связь развития речи ребёнка с развитием мышления, восприятия, памяти.

 а) влияние развития мышления проявляется в усвоении значения слова;

 б) влияние мышления проявляется при сравнении последовательности того или иного значения в других языках (форма единственного и множественного числа в русском языке – простые);

в) развитие речи ребёнка связано с развитием восприятия ребёнка (по мере развития восприятия ребёнок начинает выделять признаки предметов, цвета делятся на основные и оттенки);

г) развитие речи связано с процессами расширения объёма восприятия (сначала однословные высказывания, потом двухсловные);

д) развитие речи связано с развитием памяти (при нарушении памяти возникает сенсорная алалия).

3-я закономерность развития речи. Скачкообразность речевого развития.  Связано с наличием сенситивного периода (наиболее благоприятного), то есть когда у ребёнка возникает активный словарь. Признаком формирования речи является гетерохронность - несовпадение, разновременность фаз развития отдельных функций, психических процессов. Проявляется в несовпадении темпов развития разных психических процессов относительно друг друга. До 1,5 лет медленно накапливается объем слов.

4-я закономерность развития речи: поэтапность.

Поэтапность – наличие определённых периодов в речевом развитии ребёнка.

1-2 месяца – эмоциональное общение ребёнка, кряхтение в ответ на улыбку.

3-4 месяца – радость игрушкам, начало гуления.

5-6- месяцев – появление лепета. К 6 месяцам путём подражания ребёнок начинает произносить отдельные слоги.

7-9 месяцев –  к концу первого года жизни начинаются появляться первые слова, в активном словаре 10-12 слов-звукоподражаний. Развивается хорошее понимание речи.

1,5-2 года – начало формирования коммуникативных функций речи. Постепенно появляются –двух, трёхсложные слова. Запас слов – до 200 и более.

К 3 годам – ребёнок накопливает 1000 слов. Начинает формироваться грамматический строй речи (падежные окончания, союзы, предлоги, времена глаголов). Развивается фонематический слух.

К 4 годам– пользуется в речи простыми и сложными  предложениями, отмечается неправильное звукопроизношение.

К 5 годам – улучшается фонематическое восприятие, появление сложных предложений, составление сказок, рассказов, в норме ребёнок говорит чисто.

К 6-7 годам – формируется контекстная речь (отвлечённая, абстрактная).

В школьный период речь совершенствуется, сознательно используются языковые средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные закономерности развития речи ребенка

Одним из важных моментов в развитии ребенка является правильное и своевременное развитие речи.Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности, и является основой умств...

Общие закономерности развития речи у детей с нормальным речевым развитием и в условиях нарушения

Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее раз­вития, то нельзя не заметить в них опреде...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...

Общее родительское собрание по теме "Развитие речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста"

Здравствуйте уважаемые родители, коллеги! Хотела бы сегодня рассказать Вам о том, как появляется и развивается в дальнейшем речь у наших детей и от каких факторов зависит развитие речи у ребёнка, а та...

Тема самообразования «Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»

Тема по самообразованию«Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»...

Статья " Закономерности развитя речи дошкольников с ОНР( 3 уровень речевого развития)."

В статье приведена обощенная характеристика ребенка ОНР, 3 уровеня речевого развития. Предожены конкретные задания по коррекции....