Статья " Закономерности развитя речи дошкольников с ОНР( 3 уровень речевого развития)."
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

 Турусова Ольга Валентиновна

 В статье приведена обощенная характеристика ребенка ОНР, 3 уровеня речевого развития.

 Предожены конкретные задания по коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Турусова Ольга Валентиновна
ГБДОУ Детский сад №91
Выборгского района Санкт- Петербурга , учитель-логопед

Статья. Закономерности речевого развития ребёнка, с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развития.

Речь  дошкольника формируется в процессе общения с окружающими его людьми. Именно в этом  возрасте закладывается фундамент речевого развития , поэтому очень важно уделять этой области особое внимание.  Мы хотим видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый  может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Необходимо  усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с ним , даже , когда он еще не научился вам отвечать.  Именно речью родителей  пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.

К трём  годам он умеет  повторять  наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения.

В  возрасте   четырех лет  дошкольник должен уметь правильно пользоваться предлогами. Игра « Прятки» активизирует  употребление пространственных предлогов (в, на, за ). Игрушки прячутся в разных местах, а дети, находя их называют правильно слова а предлогами: в шкафы, на стуле, за столом; согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

Для развития речи в данной возрастной группе  можно провести игры с предметами:

« Чего не стало?», « Чего нет у куклы?»,  дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа   (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья.  При работе над синтаксисом в речи, в игре « Что умеет делать Гена?» воспитатель начинает, а ребёнок заканчивает: « Гена умеет…пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть). Дети с интересом играют в игру: «Про кого я говорю?», воспитатель описывает ребёнка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида, например: « Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у неё светлые, бант красный»,- называют ребёнка, которого описывает воспитатель.

В возрасте пяти  лет  малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь чётко произносить все звуки, различать их на слух, определять место звука в слове, дифференцировать звуки, схожие по звучанию (з-с, ж-ш и т. Д). Необходимо обращать внимание на темп речи дошкольника, дикцию, интонационную выразительность его речи.

На данном этапе развития можно предложить  следующие игровые задания :

Посмотри на картинку. Произнеси название картинок. В каких словах первый звук произносится  мягко, а в каких твердо?( изображены зебра, заяц, медведь, дерево, ветка, батон)

Произнеси слова. Какими звуками они отличаются друг от друга? (Галка- палка, дым-дом, голос-колос, коза-коса, мука-рука и т. д.)

Произнеси названия картинок. Где находится звук (М) в начале, в середине или в конце слова?.Заштрихуй соответствующую клеточку ( нарисованы мак, сумка, гном)

К моменту поступления в школу ребёнок должен овладеть основными закономерностями русского языка: грамотно строить предложения, правильно употребляя предлоги, согласовывать слова в предложении, уметь образовывать новые слова из двух слов ( сам летает - самолёт, сам варит- самовар, сам катит- самокат, длинный хвост- длиннохвостый, звонкий голос- звонкоголосый, любит тепло -теплолюбивый), предлагается задание:

Посмотри на рисунки, послушай слова и попробуй образовать новые слова -вертеть,

летать; пар возить; круглое лицо; длинные ноги; сапоги из резины; полка из дерева( на иллюстрациях изображены вертолёт, паровоз, неваляшка, цапля, резиновые сапоги, полка с книгами)

Обучая дошкольника   образовывать  однокоренные слова, например, снег- снежок-снеговик- снежный- снежинка.  На зимней прогулке  можно поиграть в игру

«Метание снежков вдаль и в цель»,  цель которой,  упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных.

В процессе индивидуальной работы  по развитию речи. Например: «Я видел много снежинок, сосулек, льдинок» и т.д. Учить составлять различные речевые конструкции.

Также можно провести  «экскурсию» под  названием: «Снежная сказка зимы», вначале воспитатель рассказывает о снегопаде: «Падают белые снежинки, ложатся на землю и крыши домов. Они похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но пробовать нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую белую пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками  до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снегом называют бесчисленное множество снежинок»  Затем  с детьми проводится беседа:

«Какого цвета снежинки? На что они похожи? Что произойдет, если подышать на снежинку, пойманную на варежку? Отчего получается снежная пыль? Отчего получается снежная пыль? Где,  как и почему образуются снежинки? Почему скрипит снег? Какой он на ощупь? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег?»  Детям дать возможность поразмыслить, отвечая на вопросы : «Где быстрее тает снег – на варежке или на руке. Почему? Что образуется из снега?»

По возвращение  в группу нарисовать  снеговика, вырезать и украсить группу снежинками, провести опыт со снежком (снег в тепле тает).

Дошкольник  должен иметь большой словарный запас. Главным образом, это общеупотребительные слова, необходимые для общения. Хорошо, если объём активного словаря будет соответствовать объёму пассивного  словаря. Важно, чтобы дошкольник сознательно усваивал слова и доступные его пониманию устойчивые словосочетания, чтобы он понимал многозначность речи, использовал в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.

Необходимо закреплять использование в речи новых слов. Для этого нужно слова не просто называть, а многократно повторять  в разнообразных словосочетаниях с другими словами,  чтобы ребёнок его запомнил.

Одной из важных задач обучения ребенка- дошкольника родному языку  является развитие связной речи. Для этого нужно с ребёнком сравнивать предметы, у которых есть сходства и различия. При этом дошкольнику предлагается образец для сравнения:

Послушай, как можно сравнить двух животных: « Это животные,   их тело покрыто шерстью, у них есть лапы, уши, хвост, усы, глаза, нос. Называют их по- разному - заяц и кошка У зайца уши длинные, а у кошки - короткие; у зайца хвост короткий, а кошки – длинный. Заяц дикое животное, а кошка домашнее». Ребёнок слушает, затем сравнивает самостоятельно. Сравнивать можно по иллюстрации ,  использовать драматизацию.

 К  шести   годам  ребёнок должен уметь самостоятельно описать игрушку, предмет или рисунок. Рассказать не только, что изображено на картинке, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. Дошкольник должен уметь отвечать на вопросы, задавать их, самостоятельно пересказывать художественный текст, делая это последовательно, выразительно, без повторов, мы говорим о расширении круга общения ребёнка, которое происходит к шести  годам.

Так согласно исследованием  В. Логиновой, уже в словаре трёхлетнего ребёнка насчитывается 1200 слов, активный словарь шестилетнего  -3000-3500 слов,  при  этом  совершенствуется синтаксическая сторона речи.

 В это время дошкольник   переживает новый этап в овладении грамматикой родного языка, он должен усвоить основные  правила и понятия о составе слова, как собой звуковой совокупности с определённым  значением предложения и т.п.

 Детям предлагается задание «подсказать» нужное словечко или закончить стихотворение.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает,

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит(тень)

Говорю я брату :  Ох,

С неба сыплется горох!

-Вот чудак , -

смеётся брат, -

Твой горох ведь это (град).

( Е. Серова « Подскажи словечко»)

Далее предлагается игра «Живые слова». Вызываемые воспитателем дети

« превращаются» в слова - играют роль слов: «Ты будешь словом « самолёт», а ты словом «летит»». Из таких «слов» составим  предложения, затем слова меняются местами.

Для развития творческого мышления и совершенствования связной  речи очень полезно придумывать вместе с малышом  рассказы и сказки . И конечно,  нужно как можно чаще беседовать с ребёнком, читать ему книги  и разучивать стихи.

Наряду с функцией общения речь шестилетнего ребёнка выполняет и планирующую функцию. Её берёт на себя внутренняя речь.

Хорошо развитая речь поможет обеспечить эмоциональное благополучие и облегчит вступление в новую для него школьную жизнь.

Литература .

1.Коломинский  Я.Л., Панько Е. А.- Учителю о психологии детей  шестилетнего возраста.- М.: Просвещение,1988.

2.Развитие речи и  творчества дошкольников: Игры, упражнения , конспекты занятий/Под  ред. О. С. Ушаковой.- М.:ТЦ Сфера, 2008.

3.Энциклопедия подготовки к школе. -М.: ЗАО «РОСМЕН- ПРЕСС».-2008.

Речь  дошкольника формируется в процессе общения с окружающими его людьми. Именно в этом  возрасте закладывается фундамент речевого развития , поэтому очень важно уделять этой области особое внимание.  Мы хотим видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый  может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Необходимо  усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с ним , даже , когда он еще не научился вам отвечать.  Именно речью родителей  пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.

К трём  годам он умеет  повторять  наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения.

В  возрасте   четырех лет  дошкольник должен уметь правильно пользоваться предлогами. Игра « Прятки» активизирует  употребление пространственных предлогов (в, на, за ). Игрушки прячутся в разных местах, а дети, находя их называют правильно слова а предлогами: в шкафы, на стуле, за столом; согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

Для развития речи в данной возрастной группе  можно провести игры с предметами:

« Чего не стало?», « Чего нет у куклы?»,  дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа   (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья.  При работе над синтаксисом в речи, в игре « Что умеет делать Гена?» воспитатель начинает, а ребёнок заканчивает: « Гена умеет…пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть). Дети с интересом играют в игру: «Про кого я говорю?», воспитатель описывает ребёнка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида, например: « Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у неё светлые, бант красный»,- называют ребёнка, которого описывает воспитатель.

В возрасте пяти  лет  малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь чётко произносить все звуки, различать их на слух, определять место звука в слове, дифференцировать звуки, схожие по звучанию (з-с, ж-ш и т. Д). Необходимо обращать внимание на темп речи дошкольника, дикцию, интонационную выразительность его речи.

На данном этапе развития можно предложить  следующие игровые задания :

Посмотри на картинку. Произнеси название картинок. В каких словах первый звук произносится  мягко, а в каких твердо?( изображены зебра, заяц, медведь, дерево, ветка, батон)

Произнеси слова. Какими звуками они отличаются друг от друга? (Галка- палка, дым-дом, голос-колос, коза-коса, мука-рука и т. д.)

Произнеси названия картинок. Где находится звук (М) в начале, в середине или в конце слова?.Заштрихуй соответствующую клеточку ( нарисованы мак, сумка, гном)

К моменту поступления в школу ребёнок должен овладеть основными закономерностями русского языка: грамотно строить предложения, правильно употребляя предлоги, согласовывать слова в предложении, уметь образовывать новые слова из двух слов ( сам летает - самолёт, сам варит- самовар, сам катит- самокат, длинный хвост- длиннохвостый, звонкий голос- звонкоголосый, любит тепло -теплолюбивый), предлагается задание:

Посмотри на рисунки, послушай слова и попробуй образовать новые слова -вертеть,

летать; пар возить; круглое лицо; длинные ноги; сапоги из резины; полка из дерева( на иллюстрациях изображены вертолёт, паровоз, неваляшка, цапля, резиновые сапоги, полка с книгами)

Обучая дошкольника   образовывать  однокоренные слова, например, снег- снежок-снеговик- снежный- снежинка.  На зимней прогулке  можно поиграть в игру

«Метание снежков вдаль и в цель»,  цель которой,  упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных.

В процессе индивидуальной работы  по развитию речи. Например: «Я видел много снежинок, сосулек, льдинок» и т.д. Учить составлять различные речевые конструкции.

Также можно провести  «экскурсию» под  названием: «Снежная сказка зимы», вначале воспитатель рассказывает о снегопаде: «Падают белые снежинки, ложатся на землю и крыши домов. Они похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но пробовать нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую белую пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками  до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снегом называют бесчисленное множество снежинок»  Затем  с детьми проводится беседа:

«Какого цвета снежинки? На что они похожи? Что произойдет, если подышать на снежинку, пойманную на варежку? Отчего получается снежная пыль? Отчего получается снежная пыль? Где,  как и почему образуются снежинки? Почему скрипит снег? Какой он на ощупь? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег?»  Детям дать возможность поразмыслить, отвечая на вопросы : «Где быстрее тает снег – на варежке или на руке. Почему? Что образуется из снега?»

По возвращение  в группу нарисовать  снеговика, вырезать и украсить группу снежинками, провести опыт со снежком (снег в тепле тает).

Дошкольник  должен иметь большой словарный запас. Главным образом, это общеупотребительные слова, необходимые для общения. Хорошо, если объём активного словаря будет соответствовать объёму пассивного  словаря. Важно, чтобы дошкольник сознательно усваивал слова и доступные его пониманию устойчивые словосочетания, чтобы он понимал многозначность речи, использовал в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.

Необходимо закреплять использование в речи новых слов. Для этого нужно слова не просто называть, а многократно повторять  в разнообразных словосочетаниях с другими словами,  чтобы ребёнок его запомнил.

Одной из важных задач обучения ребенка- дошкольника родному языку  является развитие связной речи. Для этого нужно с ребёнком сравнивать предметы, у которых есть сходства и различия. При этом дошкольнику предлагается образец для сравнения:

Послушай, как можно сравнить двух животных: « Это животные,   их тело покрыто шерстью, у них есть лапы, уши, хвост, усы, глаза, нос. Называют их по- разному - заяц и кошка У зайца уши длинные, а у кошки - короткие; у зайца хвост короткий, а кошки – длинный. Заяц дикое животное, а кошка домашнее». Ребёнок слушает, затем сравнивает самостоятельно. Сравнивать можно по иллюстрации ,  использовать драматизацию.

 К  шести   годам  ребёнок должен уметь самостоятельно описать игрушку, предмет или рисунок. Рассказать не только, что изображено на картинке, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. Дошкольник должен уметь отвечать на вопросы, задавать их, самостоятельно пересказывать художественный текст, делая это последовательно, выразительно, без повторов, мы говорим о расширении круга общения ребёнка, которое происходит к шести  годам.

Так согласно исследованием  В. Логиновой, уже в словаре трёхлетнего ребёнка насчитывается 1200 слов, активный словарь шестилетнего  -3000-3500 слов,  при  этом  совершенствуется синтаксическая сторона речи.

 В это время дошкольник   переживает новый этап в овладении грамматикой родного языка, он должен усвоить основные  правила и понятия о составе слова, как собой звуковой совокупности с определённым  значением предложения и т.п.

 Детям предлагается задание «подсказать» нужное словечко или закончить стихотворение.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает,

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит(тень)

Говорю я брату :  Ох,

С неба сыплется горох!

-Вот чудак , -

смеётся брат, -

Твой горох ведь это (град).

( Е. Серова « Подскажи словечко»)

Далее предлагается игра «Живые слова». Вызываемые воспитателем дети

« превращаются» в слова - играют роль слов: «Ты будешь словом « самолёт», а ты словом «летит»». Из таких «слов» составим  предложения, затем слова меняются местами.

Для развития творческого мышления и совершенствования связной  речи очень полезно придумывать вместе с малышом  рассказы и сказки . И конечно,  нужно как можно чаще беседовать с ребёнком, читать ему книги  и разучивать стихи.

Наряду с функцией общения речь шестилетнего ребёнка выполняет и планирующую функцию. Её берёт на себя внутренняя речь.

Хорошо развитая речь поможет обеспечить эмоциональное благополучие и облегчит вступление в новую для него школьную жизнь.

Литература .

1.Коломинский  Я.Л., Панько Е. А.- Учителю о психологии детей  шестилетнего возраста.- М.: Просвещение,1988.

2.Развитие речи и  творчества дошкольников: Игры, упражнения , конспекты занятий/Под  ред. О. С. Ушаковой.- М.:ТЦ Сфера, 2008.

3.Энциклопедия подготовки к школе. -М.: ЗАО «РОСМЕН- ПРЕСС».-2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом

Результативность работы учителя-логопеда в 2019-2020 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...