НОД по Речевому развитию
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Феофанова Татьяна Викторовна

Звук и буква Ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_ch.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей с нарушением речи.

Тема: Звук и буква Ч.

Программное содержание:

        Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать координацию движений, умение сочетать речь и движения. Совершенствовать артикуляционную моторику. Способствовать развитию мимических мышц лица.

Закреплять знания детей по теме «Перелетные птицы».

Формировать умение детей правильно произносить звук «Ч».

 Развивать фонематическое восприятие: умение определять позицию звука «Ч» в словах, выделять данный звук на слух в потоке других звуков, слогов, слов, в потоке речи. Продолжать формировать умение составлять графическую схему предложений.

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.

Познакомить с буквой Ч. Формировать умение составлять слова из предложенных слогов.

Развивать логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, желание расширять свои знания о пернатых, заботиться о них.

Оборудование:

Демонстрационный материал: предметные картинки: ласточка, чиж, грач, чайка; сюжетная картинка «Грач»; звукозапись «Пение птиц»; пазлы «буква Ч» из шести частей; слоговая таблица; карточки-дощечки для составления слов из слогов; дидактическая игра в подарок для поощрения детей. .

Раздаточный материал: звуковые схемы, набор фишек (зеленого, красного, синего цвета); звуковая решетка; набор для составления графической схемы предложения; картинки для упражнения «Сосчитай»; тетради; простые карандаши; палочки разной длины (две короткие и одна длинная).

Предварительная работа: беседа о перелетных птицах; повторение понятий: звук, слог, слово, предложение, буква; повторить гласные буквы: а, о,  у, и,  э.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

        Логопед встречает детей, обращает внимание на звуки: «Доброе утро, мои друзья. Слышите, какие удивительные звуки раздаются. Они вам знакомы? (ответы детей) Совершенно верно, это звонко щебечут пернатые. Они рады, что вернулись в родные края.»

2. Подготовительный этап.

Логопед обращается к детям: «Предлагаю поиграть с пальчиками, и вспомнить названия птиц».

        Проводится пальчиковая гимнастика «Стайка».

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек  - стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это – развесёлый чиж.

Ну, а это – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Пальчики потренировали, пришло время потренировать и язычок:

Язычок поднялся вверх.

У кого он выше всех?

Посмотрел вниз язычок,

Наклониться низко смог.

Вверх-вниз, язык, тянись,

На зарядку становись.

Он направо повернулся,

Очень сильно потянулся.

Он тянуться влево стал,

Чуть до уха не достал.

Вправо – влево зашагал,

На часы похож он стал.

Язычок любил гулять,

Стал по кругу он шагать.

Вот зарядку завершаем,

Язычок наш отдыхает (ротик закрыли, слюнку проглотили).

3. Основная часть.

Логопед обращается к детям: «Я вчера гуляла в парке и сделала фотографии птиц. Рассмотрите фотографии и расскажите сколько и каких птиц на каждой фотографии (при выполнении задания логопед следит, чтобы дети верно согласовывали числительные с существительными, правильно называли птиц)».

Логопед хвалит ребят и предлагает пройти за столы: «Быстро вы справились с заданием, всех птиц правильно узнали и верно сосчитали. Проходите, присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с вами продолжим беседу о перелетных птицах, поиграем в звуковые игры и познакомимся с новой буквой.»

Логопед обращает внимание детей на фотографии: «Вот еще фотографии. Назовите птиц с этих фотографий. (чиж, ласточка, грач, чайка). Какой звук повторяется в каждом слове? (звук «Ч»).»

Продолжая беседу, логопед предлагает детям рассказать о звуке «Ч». Совместно с педагогом дети дают характеристику звуку (согласный, потому что он не поется, при произношении звука голосок встречает преграду: губки вытягиваются вперед, зубки смыкаются, широкий кончик языка ударяется за верхними зубками). Логопед напоминает, что звук «Ч» - особенный звук у него нет «старшего братца», он всегда мягкий. На схеме обозначается зеленым цветом.

Логопед предлагает поиграть со звуком «Ч»: «Звук «Ч» как и все звуки очень любит играть в прятки, интересно, а вы сможете отыскать звук «Ч»? (ответ детей). Тогда начнем. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать пазл. Всего нужно собрать четыре фрагмента пазла и тогда собрав их вместе мы познакомимся с новой буквой. Раз, два, три, четыре, пять.

              Будем звук сейчас искать».

Детям последовательно в игровых упражнениях предлагается «поймать звук»:

- среди других звуков: д, ч, р, ть, щ, с, ч, ч, н, ч (хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук «Ч», при этом логопед при произношении звуков закрывает нижнюю часть лица);

- в потоке произносимых слогов: па – чу – оч – ту – на – ча (упражнение выполняется аналогично);

- среди предложенных слов: ночь, стол, речка, печка, банка, тачка;

- в стихотворении:

        Грач гнездо свое чинил

        И считалку сочинил.

        И кракочет, и кракочет,

        Заучить считалку хочет.

- определить место звука в словах (работа со звуковыми решетками):

        чиж, грач, чайка, ласточка.

- подберите к каждой картинке подходящую звуковую схему (чиж, грач, чайка, ласточка).

За каждое выполненное задание ребята получают фрагмент пазла.

Логопед хвалит детей за умение быстро находить звук, не смотря на то что он умеет так хорошо прятаться и предлагает немного отдохнуть.

4. Динамическая пауза.

        Чиж летит над лужицей.

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он.

Хвостик распушил.

- Ах, погода хороша,

          Чив, чив, чив!!!

5. Соотношение звука с буквой.

        Логопед обращается к детям: «С каким звуком мы играли в прятки? Пришло время узнать, какой же буквой это звук обозначается на письме. Но сначала мы вспомним, чем же отличаются звуки и буквы». Дети повторяют правило:

Звуки мы слышим и произносим,

А буквы мы видим и пишем.

Логопед предлагает составить пазл и познакомиться с новой буквой. Составив пазл, дети рассматривают букву, уточняют, на что или на кого она похожа. Педагог предлагает выложить букву из палочек, напечатать в воздухе, изобразить букву. При работе дети под руководством логопеда выделяют количество деталей (две: прямая вертикальная палочка и изогнутая палочка, которая соединяется с вертикальной палочкой в центре), в какую сторону «смотрит» буква Ч (дети хором и индивидуально проговаривают: влево и показывают рукой влево).

Логопед предлагает «нарисовать портрет буквы Ч». Дети работают в тетрадях. Во время выполнения задания логопед напоминает, что буквы печатаются слева направо, между буквами делается пропуск в одну клетку.

 6. Формирование навыков чтения.

        Логопед обращает внимание детей на слоговую таблицу и предлагает «познакомить» букву Ч с гласными буквами (дети хором и индивидуально читают прямые и обратные слоги: ча – ач, чо – оч, чу – уч, чи – ич, чэ - эч).

        Логопед обращает внимание детей на скворечник, который нуждается в ремонте: «Ребята, посмотрите, какие хрупкие дощечки у скворечника, если их не собрать, то скворцу негде будет жить. Давайте позаботимся о скворце и отремонтируем его скворечник (ответы детей). Для этого нужно скрепить две половинки одной дощечки, чтобы получилось слово (дети составляют слова из слогов: бы-чок, поч-ка, ту-ча, ча-сы)». Логопед хвалит детей: «Вы молодцы, быстро и прочно отремонтировали скворечник».

7. Работа с предложением.

        Логопед обращает внимание детей на картинку: «Посмотрите, кто это к нам прилетел? (ответы детей). Послушайте, как я скажу. Вот грач. Он красив. Как я сказала о граче, с помощью чего? (Предложения). Сколько предложений я сказала? (всего два предложения). Какое первое предложение? (Вот грач). Составьте схему предложения «Вот грач». Сколько слов в предложении, какое первое слово, какое второе слово? (аналогично разбирается второе предложение).

8. Подведение итогов.

        Логопед обращается к детям: «С каким звуком мы сегодня играли? Какой буквой обозначается? Чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). Мне очень понравилось, как мы сегодня дружно играли. В названии каких птиц встречается звук «Ч»? На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот такую игру, с помощью которой вы быстро запомните названия всех перелетных птиц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...