Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Шмойлова Ольга Александровна

Потребность в общении – одна из важнейших человеческих потребностей. Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным.

Коммуникативные навыки - навыки эффективного общения. К ним относят легкость установления контакта,  поддержания разговора,  умение договариваться, слушать собеседника, выражать свое отношение к происходящему. Условием адекватного использования коммуникативных навыков является понимание, как мои слова и действия воспринимаются партнером в напряженной ситуации.

Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное  место в обществе. Нарушения общения в совокупности порождают проблемы, связанные с успешностью социальной адаптации. В процессе формирования коммуникативной сферы человек черпает из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и зрительных форм как символических, так и образных, что дает ему возможность  проводить членение и повторный синтез, а также классификацию эпизодов социального взаимодействия,  и в дальнейшем использовать это в своем общении с людьми.

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития не сформирована игра: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Страдает сфера коммуникации.  По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.

Это обуславливает необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через игру.

Эта работа  должна включать в себя:

  1. Формирование коммуникативных знаний, умений и навыков.
  2. Формирование потребности в общении;  снижение агрессивности; формирование адекватной самооценки; преодоление отчуждения от окружающих; формирование эмпатийного отношения к другим.

Наибольшую эффективность в этом может дать работа по развитию коммуникативных навыков  посредством игровой деятельности.

 

Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

- Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным  подчинением правилам игры.

 

Процесс развития коммуникативных навыков строится с учётом  «внутреннего состояния готовности к игровой деятельности, к поиску впечатлений, реализующихся в игровых действиях и операциях» - М. Лисина.

В процессе игровой  деятельности с детьми обеспечивается возможность для реализации возрастного потенциала  и проявления индивидуальности каждого ребёнка, который не просто «усваивает» материал, а познаёт мир, вступает с ними в диалог, ищет ответы на свои вопросы, не останавливается  на достигнутом.

7.  Технология опыта.

Цель работы:

Развитие коммуникативных навыков посредством игровой деятельности.

Задачи:

  1. Подобрать литературу, которая необходима для осмысления  темы исследования и  сопоставление своего опыта с отражённым  в литературе по данной проблеме.
  2. Создать развёрнутый перспективный план по развитию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности.
  3. Подобрать методики для диагностики  коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  4. Организовать обследование  развития  коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  5. Определить структуру игр с использованием предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений по развитию коммуникативных навыков.
  6. Организовать комплексную работу по реализации перспективного плана.
  7. Сформулировать выводы по результатам повторного обследования, выявить динамику.
  8. Составить рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков детей.

Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития ведётся поэтапно:

Первый этап – диагностический.

Задача: определить имеющийся уровень коммуникативных навыков детей.

Средства: использование диагностических методик для изучения

коммуникативных навыков.

Второй этап – развитие коммуникативных навыков.

Задача: организовать комплексную работу  по развитию коммуникативных навыков  детей.

          Средства:сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические, подвижные.

Третий этап – заключительный (итоговый).

Задачи:

1.Сформулировать выводы по результатам повторного обследования      

2. Выявить динамику.

3. Составить рекомендации для родителей.

Средства: диагностические методики, советы, рекомендации родителям.

В игровую деятельность  с детьми с задержкой психического развития входят:

  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Театрализованная игра.
  • Дидактическая игра.
  • Подвижная игра.

Автор опирается на рекомендации Н.Ю. Боряковой,  определяющей «Ступеньки развития коммуникативных навыков»:

1 ступенька.

  • Установить  эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию : « Подойди ко мне», « Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
  • создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызывать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей. На первых порах можно предложить гибкий режим посещения группы, приносить любимые игрушки, находиться в группе вместе с мамой;
  • развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
  • учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого;
  • формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух ( в паре с другим ребенком);
  • вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах,  хороводах и музыкальных играх;
  • учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.

2 ступенька.

  • Закрепить желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);
  • учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая зайку, мишку, птичку и т.д.;
  • упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;
  • понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т.д.), сочетающееся со словесной инструкцией и без нее;
  • учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями;
  • объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).

3 ступенька.

  • Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;
  • побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п.;
  • учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот- зевнуть, вытянуть губы- подуть, показать язычок- «а-а-а»- не болит ли горлышко;
  • побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса  крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
  • учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;
  • организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию передать игрушку, выполнить совместные действия- построить башню, поочередно ставя кубик один на другой.

4 ступенька.

  • Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»;
  • использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;
  • развивать артикуляционныйпраксис в играх на подражание;
  • учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем»;
  • объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.;
  • учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

8. Результативность опыта.

Используя систематический подход в обучении, специальное планирование, четкую систематизацию лексического материала в дополняющих друг друга приемов и форм обучения, с учетом способностей речевого развития детей, получены хорошие результаты по развитию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.

Анализ развития коммуникативных навыков у детей

с ЗПР за 2015-2016 учебный год:

Уровень

развития

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

Умение отвечать на вопросы

Умение общаться в ситуации

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Высокий %

23

63

50

75

-

63

-

48

Средний %

32

28

32

25

9

9

-

-

Низкий %

45

9

18

-

91

28

100

52

Вербальная коммуникация             Невербальная коммуникация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommnavykov.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Потребность в общении – одна из важнейших человеческих потребностей. Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным.

Коммуникативные навыки - навыки эффективного общения. К ним относят легкость установления контакта,  поддержания разговора,  умение договариваться, слушать собеседника, выражать свое отношение к происходящему. Условием адекватного использования коммуникативных навыков является понимание, как мои слова и действия воспринимаются партнером в напряженной ситуации.

Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное  место в обществе. Нарушения общения в совокупности порождают проблемы, связанные с успешностью социальной адаптации. В процессе формирования коммуникативной сферы человек черпает из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и зрительных форм как символических, так и образных, что дает ему возможность  проводить членение и повторный синтез, а также классификацию эпизодов социального взаимодействия,  и в дальнейшем использовать это в своем общении с людьми.

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития не сформирована игра: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Страдает сфера коммуникации.  По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.

Это обуславливает необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через игру.

Эта работа  должна включать в себя:

  1. Формирование коммуникативных знаний, умений и навыков.
  2. Формирование потребности в общении;  снижение агрессивности; формирование адекватной самооценки; преодоление отчуждения от окружающих; формирование эмпатийного отношения к другим.

Наибольшую эффективность в этом может дать работа по развитию коммуникативных навыков  посредством игровой деятельности.

Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

- Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным  подчинением правилам игры.

Процесс развития коммуникативных навыков строится с учётом  «внутреннего состояния готовности к игровой деятельности, к поиску впечатлений, реализующихся в игровых действиях и операциях» - М. Лисина.

В процессе игровой  деятельности с детьми обеспечивается возможность для реализации возрастного потенциала  и проявления индивидуальности каждого ребёнка, который не просто «усваивает» материал, а познаёт мир, вступает с ними в диалог, ищет ответы на свои вопросы, не останавливается  на достигнутом.

7.  Технология опыта.

Цель работы:

Развитие коммуникативных навыков посредством игровой деятельности.

Задачи:

  1. Подобрать литературу, которая необходима для осмысления  темы исследования и  сопоставление своего опыта с отражённым  в литературе по данной проблеме.
  2. Создать развёрнутый перспективный план по развитию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности.
  3. Подобрать методики для диагностики  коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  4. Организовать обследование  развития  коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  5. Определить структуру игр с использованием предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений по развитию коммуникативных навыков.
  6. Организовать комплексную работу по реализации перспективного плана.
  7. Сформулировать выводы по результатам повторного обследования, выявить динамику.
  8. Составить рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков детей.

Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития ведётся поэтапно:

Первый этап – диагностический.

Задача: определить имеющийся уровень коммуникативных навыков детей.

Средства: использование диагностических методик для изучения

коммуникативных навыков.

Второй этап – развитие коммуникативных навыков.

Задача: организовать комплексную работу  по развитию коммуникативных навыков  детей.

          Средства:сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические, подвижные.

Третий этап – заключительный (итоговый).

Задачи:

1.Сформулировать выводы по результатам повторного обследования      

2. Выявить динамику.

3. Составить рекомендации для родителей.

Средства: диагностические методики, советы, рекомендации родителям.

В игровую деятельность  с детьми с задержкой психического развития входят:

  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Театрализованная игра.
  • Дидактическая игра.
  • Подвижная игра.

Автор опирается на рекомендации Н.Ю. Боряковой,  определяющей «Ступеньки развития коммуникативных навыков»:

1 ступенька.

  • Установить  эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию : « Подойди ко мне», « Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
  • создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызывать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей. На первых порах можно предложить гибкий режим посещения группы, приносить любимые игрушки, находиться в группе вместе с мамой;
  • развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
  • учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого;
  • формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух ( в паре с другим ребенком);
  • вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах,  хороводах и музыкальных играх;
  • учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.

2 ступенька.

  • Закрепить желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);
  • учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая зайку, мишку, птичку и т.д.;
  • упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;
  • понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т.д.), сочетающееся со словесной инструкцией и без нее;
  • учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями;
  • объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).

3 ступенька.

  • Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;
  • побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п.;
  • учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот- зевнуть, вытянуть губы- подуть, показать язычок- «а-а-а»- не болит ли горлышко;
  • побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса  крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
  • учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;
  • организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию передать игрушку, выполнить совместные действия- построить башню, поочередно ставя кубик один на другой.

4 ступенька.

  • Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»;
  • использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;
  • развивать артикуляционныйпраксис в играх на подражание;
  • учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем»;
  • объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.;
  • учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

8. Результативность опыта.

Используя систематический подход в обучении, специальное планирование, четкую систематизацию лексического материала в дополняющих друг друга приемов и форм обучения, с учетом способностей речевого развития детей, получены хорошие результаты по развитию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.

Анализ развития коммуникативных навыков у детей

с ЗПР за 2015-2016 учебный год:

Уровень

развития

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

Умение отвечать на вопросы

Умение общаться в ситуации

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Высокий %

23

63

50

75

-

63

-

48

Средний %

32

28

32

25

9

9

-

-

Низкий %

45

9

18

-

91

28

100

52

Вербальная коммуникация             Невербальная коммуникация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Современные формы развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития

В статье описана методика работы по решению проблем у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию....

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях....

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)

Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....

Конспект для детей с ТМНР «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»

Методическая разработка Конспект для детей со сложной структурой дефекта 3- 7 лет «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия...