Физиологические процессы образования речи и её развитие в онтогенезе.
статья по логопедии

Ушкалова Татьяна Владимировна

Материал представлен в виде таблиц. В Таблице 1 описаны физиологические процессы образования речи, охарактеризованные анатомически. В Таблице 2 рассматривается развитие разных сторон речи с учётом возраста ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._recheobrazovanie_i_razvitie.doc160.86 КБ

Предварительный просмотр:

Физиологические процессы образования речи и её развитие в онтогенезе.

Составила: Ушкалова Т. В.

Таблица 1. Физиологические процессы образования речи

Физиологические процессы

Характеристика (что происходит анатомически)

Голосообразование (фонация)

При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем, чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т. д. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е. связки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.

Механизм голосообразования

Под действием струи выдыхаемого воздуха происходят колебания сомкнутых голосовых связок в поперечном направлении (перемещения кнутри и кнаружи), в результате чего струя воздуха, текущая под давлением по трахее, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха, которые, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса.

Механизм шепота

При звукопроизношении голосовые связки смыкаются без участия черпаловидной мышцы не на всём своём протяжении. Струя выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха проходит через щель в форме маленького равностороннего треугольника в задней части связок, не вызывая их колебаний. Но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, воспринимаемый как шёпот.

Механизм фальцета

Голосовые связки смыкаются не по всей длине (между ними остаётся веретенообразная щель), колеблются в продольном (т.е. вверх – вниз) направлении не по всей толщине, а лишь тонкими краями.

Силы, высота и тембр голоса

     Речевой звук  образуется не только в гортани, но и в так называемых резонаторах, формирующих громкость и отчетливость речевых звуков. Резонаторы расположены в надставной трубе – отделе дыхательно-пищеварительного тракта, расположенном выше гортани: глотке, ротовой и носовой полостях. Изменения формы и объема надставной трубы создают явления резонанса, в результате чего одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие – заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой спектр звуков, отличающийся силой, высотой и тембром.

     Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается и более громкий голос. Однако во всех случаях голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.

     Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани. При произнесении (или пении) низких звуков натяжение голосовых связок невелико (натягивающая голосовую связку перстне-щитовидная мышца не работает); активна голосовая (щито-черпаловидная) мышца, которая при своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину голосовой связки. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. После максимального сокращения перстне-щитовидной мышцы дальнейшее увеличение натяжения голосовых связок невозможно. Тогда начинает действовать другой механизм — укорочение колеблющейся части голосовых связок. Это достигается посредством сокращения поперечной мышцы, которая плотно прижимает черпаловидные хрящи друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок лишаются возможности колебаться. Колеблется только передняя часть голосовых связок, которые, укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают издавать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса вновь начинает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых связок. Когда же наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосовых связок, вступает в действие механизм фальцета.

     Тембр голоса. Частота колебаний голосовых связок обусловливает высоту основного тона. Наряду с основным тоном в гортани образуются и добавочные тоны, или обертоны, количество и сила звучания которых зависят от особенностей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). Определенное сочетание обертонов и обусловливает индивидуальную «окраску» голоса, или тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу.

Диапазон голоса

Пределы возможных изменений голоса по высоте (у разных людей различны). Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4—6 тонов. Диапазоны голоса, т. е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны. Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. С возрастом диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков и девочек). Как у мальчиков, так и у девочек встречаются более высокие голоса (дискант) и более низкие (альт).

Регистры голоса

   Ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания, называют регистром. Различают три регистра голоса: грудной, головной и смешанный (микст).

Грудной регистр (низкие тона голоса, богат обертонами). Связки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении перпендикулярном току воздушной струи (поперечном направлении), вызывая резонанс грудной клетки, стенки которой дают ясно ощутимую вибрацию.

Головной регистр (верхние тона диапазона). Механизм образования фальцета (описанный ранее) характеризуется головным резонансом (вибрацией черепа).

Смешанный голос (микст) (средние тоны голосового диапазона). Голосовая щель закрывается не вполне, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фальцете, а иногда и всей массой.

Атака звука (способ приведения в действие голосовых связок, находящихся в покое)

Твёрдая атака. Голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание.

Мягкая атака. Момент соприкосновения голосовых связок и начало прохождения воздушной струи совпадают, и сразу после их соприкосновения связки начинают вибрировать.

Придыхательная атака. Выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причём слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь потом голосовые связки смыкаются и начинают вибрировать.

Мутация

Процесс мутации (перелома голоса) совпадает с наступлением периода полового созревания (14-15 лет), длится в среднем 1,5 года, связан с быстрым ростом гортани; сопровождается  покраснением, утолщением  истинных голосовых связок, нередко повышением температуры, появлением в голосе  хрипотцы,   неприятного  резкого тембра, неожиданной смены высоты звука. К концу периода мутации все эти изменения исчезают  и у мальчиков устанавливается нормальный мужской голос. У девочек период мутации протекает боле гладко, не вызывает заметных расстройств фонации, тембр голоса не претерпевает резких изменений,  сопровождается понижением голоса в среднем всего лишь на два тона.

Таблица 2. Развитие речи в онтогенезе

Стороны речи

Характеристика

Фонетико-фонематическая

    2-3 мес.: возникает гуление.

    3-4 мес.: лепет.:

- первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.

   К 6 мес.:

- в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях;

-  среди гласных ясно звучит звук [а],

-  среди согласных – [п, б, м, к, т];

-  ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

   К 1 году:

-  ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные – [а, у], согласные – [п, б, м, н, т, д, к, г].

   На 2 году:

-  дети начинают активно произносить звуки [э, ы, и],

- твердые согласные звучат как мягкие – [ть. дь, сь, зь];

- возрастает способность к подражанию речи взрослых;

- интенсивно развивается понимание речи других;

- ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

    На 3 году:

-  подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме;

- ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми ( например: звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки ч и щ – звуками ть и сь соответственно, звуки л и р – звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие – ть, дь.

   К 3 годам:

-  четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, ем фь, вь.

-  фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

   На 4 году: 

-  происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными;

-  в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки;

- правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных;

- дети отмечают ошибки в произношении других;

-  легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

   На 5 году:

- у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата;

-  большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются;

-  в простых словах дети четко произносят вышеуказанные  группы звуков, а в сложных и малознакомых – заменяют;

-  дети узнают звук в потоке речи;

- дети могут подобрать слово на заданный звук;

-  различают повышение или понижение громкости речи;

-  способны отмечать замедление или ускорение темпа.

   К 6 годам: 

- дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры;

- выделяют слоги или слова с заданным звуком из группы других слов;

-  способны дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

  На 7 году:

- произносительная сторона речи ребенка максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения;

- ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

   Итак, к моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.

Лексико-грамматическая

   К 1 году:

- у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов;

- так называемые «слова-корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации как действия, так и предметы.

   К 2 годам:

- словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием;

- пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого;

- грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно: первыми появляются формы именительного падежа единственного и множественного числа, винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение, форма 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов;

- предложение включает до трех-четырех слов.

   К 3 годам:

- в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов;

- формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия;

- уточняются значения слов;

-  объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми;

- дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с.

- предложение состоит из 5-6 слов:  лексикограмматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий; -закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

   

К 4 годам:

-  словарный запас возрастает до 1600-1900 слов ( из них, по данным А.Н.Гвоздева 50,2% - существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия;

-  формируется глагольное управление;

- появляются сложные предлоги: из-за, из-под;

- закрепляется согласование прилагательного с существительным;

- предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами -чтобы, -потому что, -который.

   К 5 годам: 

- дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно;

- словарь - 2200 слов;

-  при нормальном речевом развитии дети овладевают всеми типами склонения существительных;

- отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа;

- дети усваивают основные формы согласования слов.

   После 5 лет:

- дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

   Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

 

Связная речь

     1 год жизни:

-  закладываются предпосылки связной речи, это происходит только при непосредственном общении со взрослым и в совместной с ним деятельности.

     К началу 2 года: 

- появляются первые осмысленные слова, которые ребенок начинается связывать в словосочетания и короткие предложения .

     3 года: 

- ребёнок активно общается с окружающими, строит фразы из 3-4 и более слов;

-  может изменять форму слов (например, «дай – дает – не дам»);

-  начинает понимать простые вопросы и отвечает на них;

-  сам задает вопросы типа «что это?»«зачем?»«куда?»;

- появляются сложные предложения: сначала сложносочиненные, немного позже – сложноподчиненные            

     После 3 лет:

-  дети с нормальным речевым развитием уже могут свободно общаться между собой и со взрослыми при помощи грамматически правильно построенных простых предложений и многих видов сложных предложений с использованием союзов и союзных слов.

     

4 -5 лет:

- происходит переход от ситуативной речи к контекстной; 

- ребенок уже пытается строить связные высказывания разных типов речи (описание, повествование, частично – рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него;

    К 5 годам:

 - у ребенка формируется контекстная речь, характеризующаяся тем, что ребенок становится способным на самостоятельные высказывания без прямой связи с конкретной ситуаций общения.

 - формирование диалогической и монологической форм связной речи происходит одновременно:  ребенок активно общается с окружающими, он может инициировать диалог, поддерживать его непродолжительное время, заканчивать его;

- ребёнок может участвовать в коллективной беседе, отвечая на вопросы взрослого и сам задавая их, если ему что-то непонятно или что-то нужно узнать, уточнить;

- ребенок уже умеет пересказывать сказки и короткие рассказы; - самостоятельно строит связный рассказ по картинкам.

     6-7 лет:

- ребёнок  может полно и кратко пересказать знакомую сказку, короткий рассказ, стихотворение;

- ребёнок  может составить рассказ по картине и серии сюжетных картинок;

- способен  рассказать об увиденном или услышанном, прокомментировать то, что он видел или слышал;

-  может описать предмет или явление;

-  ребенок может спорить, рассуждать, высказывать собственное мнение, убеждать товарищей, аргументировать свое мнение, приводить примеры для подтверждения своих высказываний и т. д.

- высказывания детей  достаточно развернутые, пространные, логичные;

- дети подробно и последовательно рассказывают об увиденном или услышанном;

- умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи и на этой основе в своих высказываниях объяснять причину и следствие;

-  в рассказах «присутствуют элементы вымысла и фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было;

-  ребенок может придумать рассказ или сказку, поясняя при этом, где он описывает реальные события, а где эти события вымышленные;

- дети вполне способны по образцу составить связный и логичный текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение (однако этим умениям их обучает взрослый»;

- старшие дошкольники в своих связных текстах достаточно свободно пользуются сложными (сложносочиненными и сложноподчиненными) предложениями, однако используют однотипные союзы (а,и)   союзные слова (потому что, поэтому);

-  при ответах на вопросы взрослого высказывания детей включают в себя все большее и большее количество предложений, так что их ответы начинают походить на короткие рассказы;

- ребенок в этом возрасте «самостоятельно, без дополнительных вопросов взрослого, может пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении умениями связной речи – диалогической и монологической».

     Таким образом, на протяжении дошкольного детства ребенок овладевает коммуникативной функцией речи, умениями диалогической и монологической связной речи. Развитие всех сторон речи приводит к тому, что у ребенка формируются навыки построения связных развернутых высказываний. Формирование связной речи проходит постепенно вместе с развитием мышления, общения и деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связная речь и ее развитие в онтогенезе

Связная речь и ее развитие в онтогенезе  Развитие связной речи у детей выступало предметом исследования у педагогов, таких как  А. М. Бородич, Э. П. Короткова, А. П. Усова, К. Д Ушински...

Развитие грамматического строя речи у детей при нормальном онтогенезе

В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.I период – период предложени...

Консультация для родителей «Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)»

Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)...

Восприятие музыки и физиологические процессы

Влияние музыки на физиологические процессы в организме человека...

Современные подходы по развитию речи в процессе образования и воспитания дошкольников.

                           Актуальность проблемы речевого развития.    Говорить умеют все, но говорить правильно,...

Дистанционное образование, как фактор взаимодействия участников образовательного процесса и условие амплификации детского развития

Время не стоит на месте. Образование – это процесс, находящийся в постоянном варьировании, с учетом потребностей и особенностей развития общества и функционирования государственных структур....