Связная речь и ее развитие в онтогенезе
статья на тему

Тупицына Анастасия Ивановна

Связная речь и ее развитие в онтогенезе

 

 Развитие связной речи у детей выступало предметом исследования у педагогов, таких как  А. М. Бородич, Э. П. Короткова, А. П. Усова, К. Д Ушинский, О.И.Соловьева, Е. И.Тихеева и многие другие.

 Связность речи, по мнению С.Л. Рубинштейна - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»

Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. считают, что связная речь - высшая форма  мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе .

По мнению А.В. Текучева: «Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой» .

Н.П. Ерастов характеризует связную речь наличием четырех основных групп связей:

1) логических -отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

2) функционально-стилевых - отнесенность речи к партнерам общения;

3) психологических - отнесенность речи к сферам общения;

4) грамматических - отнесенность речи к структуре языка .

со сказкой: Необходимо подвести детей понимать содержание сказок, основанный на непосредственном чувственном опыте, с которыми дети находятся в сказке. Разработать детский интерес и чувствительность к образному языку сказок. Для расширения знаний о художественной выразительности, его эмоциональной окраски. Еще способствовать усвоению различных описательных и выразительных средств раскрытия сказочный образ и использовать их в своих рассказах. Разработка способность детей выражать историю, соединенный последовательно, логично перейти в пересказе основных моментов фантастическую работу. Разработка способность детей, чтобы привыкнуть к изображению, передать его эмоционально.

При чтении сказки, используя эмоциональные ресурсы (голосовые распределение яркие выражения, выражения лица, жесты, пантомима, использование игрушек, красочные иллюстрации детских продуктов деятельности). В ходе беседы, постоянно обращаться к личному опыту детей, поощряя их высказывания.

3.Puteshestvie на истории. Важно, чтобы поощрять детей к модификации содержания сказки. Научитесь использовать положительное направление участки сказок в разрешении проблем. Содействие развитию навыков у детей, чтобы выразить оценочные суждения о содержании и качестве придуманных историй (как собственных, так и сверстников). Следует воспитывать доброжелательное отношение к работам товарищей, способность внимательно слушать их, чтобы дать оценку.

Предлагая детям продолжал сочинять сказки, сказки герой размещены в разных проблемных ситуациях, в которых ребенок, он нуждается в помощи. Прием спектакль "Путешествие" по мотивам сказки может стать частью ребенка, чтобы решить проблему, или передачу одного из сказочных образов. Он использует различные методы: расходящиеся схема-сказка модели продолжения, голосовой образец, вопросы, которые стимулируют продолжение сказки, желание думать о дизайне, план рассказа. Рассказав о необходимости привлечения детей к различным сказок оценки, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка в подготовке сказки.

4.Samostoyatelnaya творческая деятельность детей изобретать истории. Требуется развивать интерес детей к творческой повествования, желание мечтать и придумывать истории. Мы не можем поощрять детей к самостоятельной творческой деятельности, составляющих рассказы для различных лексических тем. Для разработки в детях желание и способность улучшить их написания (фокус, композиционную целостность, художественное выражение и оригинальность). Стимулировать творческие повествования сказки лексического содержания, создание нескольких вариантов на ту же тему.

Он использует различные методы мотивации детей составляют сказки.

Заключительный этап, его цель заключается в проведении диагностического теста. Это необходимо для получения информации об уровне образования связной речи и определить наиболее продуктивные методы сказок.

Формы организации работы с рассказа при работе с детьми может быть очень разнообразным:

- Использование сказочных примеров ситуаций, изображения в повседневной деятельности детей дошкольного возраста, прогулка в работе исследовательских групп и независимых художественной деятельности детей, любые совместные мероприятия с учителем;

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи - значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения .

Также, автор считает, что речь считается связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей);

- ясность (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие) .

Существуют две формы связной речи - диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.

О.С. Ушакова утверждает, что диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Важно также учитывать условия, формы и цели речевого общения.

В.П. Глухов в своих работах отмечает, что диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией, опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идёт речь. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной

со сказкой: Необходимо подвести детей понимать содержание сказок, основанный на непосредственном чувственном опыте, с которыми дети находятся в сказке. Разработать детский интерес и чувствительность к образному языку сказок. Для расширения знаний о художественной выразительности, его эмоциональной окраски. Еще способствовать усвоению различных описательных и выразительных средств раскрытия сказочный образ и использовать их в своих рассказах. Разработка способность детей выражать историю, соединенный последовательно, логично перейти в пересказе основных моментов фантастическую работу. Разработка способность детей, чтобы привыкнуть к изображению, передать его эмоционально.

При чтении сказки, используя эмоциональные ресурсы (голосовые распределение яркие выражения, выражения лица, жесты, пантомима, использование игрушек, красочные иллюстрации детских продуктов деятельности). В ходе беседы, постоянно обращаться к личному опыту детей, поощряя их высказывания.

3.Puteshestvie на истории. Важно, чтобы поощрять детей к модификации содержания сказки. Научитесь использовать положительное направление участки сказок в разрешении проблем. Содействие развитию навыков у детей, чтобы выразить оценочные суждения о содержании и качестве придуманных историй (как собственных, так и сверстников). Следует воспитывать доброжелательное отношение к работам товарищей, способность внимательно слушать их, чтобы дать оценку.

Предлагая детям продолжал сочинять сказки, сказки герой размещены в разных проблемных ситуациях, в которых ребенок, он нуждается в помощи. Прием спектакль "Путешествие" по мотивам сказки может стать частью ребенка, чтобы решить проблему, или передачу одного из сказочных образов. Он использует различные методы: расходящиеся схема-сказка модели продолжения, голосовой образец, вопросы, которые стимулируют продолжение сказки, желание думать о дизайне, план рассказа. Рассказав о необходимости привлечения детей к различным сказок оценки, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка в подготовке сказки.

4.Samostoyatelnaya творческая деятельность детей изобретать истории. Требуется развивать интерес детей к творческой повествования, желание мечтать и придумывать истории. Мы не можем поощрять детей к самостоятельной творческой деятельности, составляющих рассказы для различных лексических тем. Для разработки в детях желание и способность улучшить их написания (фокус, композиционную целостность, художественное выражение и оригинальность). Стимулировать творческие повествования сказки лексического содержания, создание нескольких вариантов на ту же тему.

Он использует различные методы мотивации детей составляют сказки.

Заключительный этап, его цель заключается в проведении диагностического теста. Это необходимо для получения информации об уровне образования связной речи и определить наиболее продуктивные методы сказок.

Формы организации работы с рассказа при работе с детьми может быть очень разнообразным:

- Использование сказочных примеров ситуаций, изображения в повседневной деятельности детей дошкольного возраста, прогулка в работе исследовательских групп и независимых художественной деятельности детей, любые совместные мероприятия с учителем;

синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются невербальными средствами общения. Именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания. Самое главное - понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в самом раннем возрасте, ибо именно здесь происходит зарождение и развитие монологической речи .

Монологическая речь - это развернутый вид речи, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.

К основным свойствам монологической речи Ж.М. Флерова относит: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (Н.А. Головань, А.Г. Зикеев, А.Р. Лурия, Л.А. Долгова и др.) . Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность .

И.А.Зимняя указывает на то, что важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера, являются последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление (.

Связность - это категория, характеризующая лексико-грамматические способы соединения внутри текста его элементов: предложений, абзацев и т.п. Именно через языковую связность проявляется смысловая связь единиц текста.

В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего (Н.И. Кузина, Т.Д. Ладыженская, Л.А. Долгова и др.) .

со сказкой: Необходимо подвести детей понимать содержание сказок, основанный на непосредственном чувственном опыте, с которыми дети находятся в сказке. Разработать детский интерес и чувствительность к образному языку сказок. Для расширения знаний о художественной выразительности, его эмоциональной окраски. Еще способствовать усвоению различных описательных и выразительных средств раскрытия сказочный образ и использовать их в своих рассказах. Разработка способность детей выражать историю, соединенный последовательно, логично перейти в пересказе основных моментов фантастическую работу. Разработка способность детей, чтобы привыкнуть к изображению, передать его эмоционально.

При чтении сказки, используя эмоциональные ресурсы (голосовые распределение яркие выражения, выражения лица, жесты, пантомима, использование игрушек, красочные иллюстрации детских продуктов деятельности). В ходе беседы, постоянно обращаться к личному опыту детей, поощряя их высказывания.

3.Puteshestvie на истории. Важно, чтобы поощрять детей к модификации содержания сказки. Научитесь использовать положительное направление участки сказок в разрешении проблем. Содействие развитию навыков у детей, чтобы выразить оценочные суждения о содержании и качестве придуманных историй (как собственных, так и сверстников). Следует воспитывать доброжелательное отношение к работам товарищей, способность внимательно слушать их, чтобы дать оценку.

Предлагая детям продолжал сочинять сказки, сказки герой размещены в разных проблемных ситуациях, в которых ребенок, он нуждается в помощи. Прием спектакль "Путешествие" по мотивам сказки может стать частью ребенка, чтобы решить проблему, или передачу одного из сказочных образов. Он использует различные методы: расходящиеся схема-сказка модели продолжения, голосовой образец, вопросы, которые стимулируют продолжение сказки, желание думать о дизайне, план рассказа. Рассказав о необходимости привлечения детей к различным сказок оценки, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка в подготовке сказки.

4.Samostoyatelnaya творческая деятельность детей изобретать истории. Требуется развивать интерес детей к творческой повествования, желание мечтать и придумывать истории. Мы не можем поощрять детей к самостоятельной творческой деятельности, составляющих рассказы для различных лексических тем. Для разработки в детях желание и способность улучшить их написания (фокус, композиционную целостность, художественное выражение и оригинальность). Стимулировать творческие повествования сказки лексического содержания, создание нескольких вариантов на ту же тему.

Он использует различные методы мотивации детей составляют сказки.

Заключительный этап, его цель заключается в проведении диагностического теста. Это необходимо для получения информации об уровне образования связной речи и определить наиболее продуктивные методы сказок.

Формы организации работы с рассказа при работе с детьми может быть очень разнообразным:

- Использование сказочных примеров ситуаций, изображения в повседневной деятельности детей дошкольного возраста, прогулка в работе исследовательских групп и независимых художественной деятельности детей, любые совместные мероприятия с учителем;

Целостность (или цельность) текста предполагает, что в основе высказывания должен находиться какой - то смысловой центр, который в тексте проявляются через особо значимые слова и словосочетания и может быть сформулирован как тема (предмет сообщения) и идея (основная мысль) текста. Это свойство находит свое выражение в отношениях преемственности между частями текста, то есть высказывание строится на движении от данного к новому (тема - рематический принцип).

Логико-смысловая организация высказывания включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации.

Последовательность изложения означает, прежде всего, логическую связь мыслей, когда одна мысль подготавливает другую. Последовательность, то есть логичность, отсутствие противоречий в высказываниях или действиях .

Логической, как отмечает Н.П. Ерастов, считается такая последовательность, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого - к далекому .

со сказкой: Необходимо подвести детей понимать содержание сказок, основанный на непосредственном чувственном опыте, с которыми дети находятся в сказке. Разработать детский интерес и чувствительность к образному языку сказок. Для расширения знаний о художественной выразительности, его эмоциональной окраски. Еще способствовать усвоению различных описательных и выразительных средств раскрытия сказочный образ и использовать их в своих рассказах. Разработка способность детей выражать историю, соединенный последовательно, логично перейти в пересказе основных моментов фантастическую работу. Разработка способность детей, чтобы привыкнуть к изображению, передать его эмоционально.

При чтении сказки, используя эмоциональные ресурсы (голосовые распределение яркие выражения, выражения лица, жесты, пантомима, использование игрушек, красочные иллюстрации детских продуктов деятельности). В ходе беседы, постоянно обращаться к личному опыту детей, поощряя их высказывания.

3.Puteshestvie на истории. Важно, чтобы поощрять детей к модификации содержания сказки. Научитесь использовать положительное направление участки сказок в разрешении проблем. Содействие развитию навыков у детей, чтобы выразить оценочные суждения о содержании и качестве придуманных историй (как собственных, так и сверстников). Следует воспитывать доброжелательное отношение к работам товарищей, способность внимательно слушать их, чтобы дать оценку.

Предлагая детям продолжал сочинять сказки, сказки герой размещены в разных проблемных ситуациях, в которых ребенок, он нуждается в помощи. Прием спектакль "Путешествие" по мотивам сказки может стать частью ребенка, чтобы решить проблему, или передачу одного из сказочных образов. Он использует различные методы: расходящиеся схема-сказка модели продолжения, голосовой образец, вопросы, которые стимулируют продолжение сказки, желание думать о дизайне, план рассказа. Рассказав о необходимости привлечения детей к различным сказок оценки, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка в подготовке сказки.

4.Samostoyatelnaya творческая деятельность детей изобретать истории. Требуется развивать интерес детей к творческой повествования, желание мечтать и придумывать истории. Мы не можем поощрять детей к самостоятельной творческой деятельности, составляющих рассказы для различных лексических тем. Для разработки в детях желание и способность улучшить их написания (фокус, композиционную целостность, художественное выражение и оригинальность). Стимулировать творческие повествования сказки лексического содержания, создание нескольких вариантов на ту же тему.

Он использует различные методы мотивации детей составляют сказки.

Заключительный этап, его цель заключается в проведении диагностического теста. Это необходимо для получения информации об уровне образования связной речи и определить наиболее продуктивные методы сказок.

Формы организации работы с рассказа при работе с детьми может быть очень разнообразным:

- Использование сказочных примеров ситуаций, изображения в повседневной деятельности детей дошкольного возраста, прогулка в работе исследовательских групп и независимых художественной деятельности детей, любые совместные мероприятия с учителем;

Как известно, для монологического текста характерна линейная последовательность предложений обычно цепочечного или параллельного типа.  Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения последовательность сложных соподчиненных отношений - временных, пространственных, причинно-следственных, качественных (Н.П. Ерастов, Т.Д. Ладыженская и др.). К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности(14).

Произвольность монологической речи предполагает, в частности, избирательно пользоваться уместными для данного высказывания языковыми средствами .

В.П. Глухов считал, что, несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание .

Владение связной монологической речью вбирает в себя, по словам О.С. Ушаковой, освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической и фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи .

Лингвистические исследования (И.Р. Гальперин, С.И. Гиндин, Т.М. Дридзе, Л.П. Доблаев, Г.А. Золотова, Л.А. Киселев, Г.В. Колшанский и др.) показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладение рядом языковых умений:

- соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели;

- строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью;

- отбирать адекватные лексические и грамматические средства;

- пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации;

- соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств(7).

Мышлению человека свойственно воспринимать окружающее. Конечно же, язык реагирует на это и закрепляет виденное в определенные структуры.
В.П. Глухов подчёркивает, что связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей) .

Таким образом, связная речь - совокупность  тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы  речи: монологическую и диалогическую. Монолог - более сложная форма речи. Это - связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации.

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

Связная речь и ее развитие в онтогенезе

 Развитие связной речи у детей выступало предметом исследования у педагогов, таких как  А. М. Бородич, Э. П. Короткова, А. П. Усова, К. Д Ушинский, О.И.Соловьева, Е. И.Тихеева и многие другие.

 Связность речи, по мнению С.Л. Рубинштейна - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»

Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. считают, что связная речь - высшая форма  мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе .

По мнению А.В. Текучева: «Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой» .

Н.П. Ерастов характеризует связную речь наличием четырех основных групп связей:

1) логических -отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

2) функционально-стилевых - отнесенность речи к партнерам общения;

3) психологических - отнесенность речи к сферам общения;

4) грамматических - отнесенность речи к структуре языка .

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи - значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения .

Также, автор считает, что речь считается связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей);

- ясность (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие) .

Существуют две формы связной речи - диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.

О.С. Ушакова утверждает, что диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Важно также учитывать условия, формы и цели речевого общения.

В.П. Глухов в своих работах отмечает, что диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией, опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идёт речь. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются невербальными средствами общения. Именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания. Самое главное - понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в самом раннем возрасте, ибо именно здесь происходит зарождение и развитие монологической речи .

Монологическая речь - это развернутый вид речи, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.

К основным свойствам монологической речи Ж.М. Флерова относит: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (Н.А. Головань, А.Г. Зикеев, А.Р. Лурия, Л.А. Долгова и др.) . Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность .

И.А.Зимняя указывает на то, что важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера, являются последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление (.

Связность - это категория, характеризующая лексико-грамматические способы соединения внутри текста его элементов: предложений, абзацев и т.п. Именно через языковую связность проявляется смысловая связь единиц текста.

В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего (Н.И. Кузина, Т.Д. Ладыженская, Л.А. Долгова и др.) .

Целостность (или цельность) текста предполагает, что в основе высказывания должен находиться какой - то смысловой центр, который в тексте проявляются через особо значимые слова и словосочетания и может быть сформулирован как тема (предмет сообщения) и идея (основная мысль) текста. Это свойство находит свое выражение в отношениях преемственности между частями текста, то есть высказывание строится на движении от данного к новому (тема - рематический принцип).

Логико-смысловая организация высказывания включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации.

Последовательность изложения означает, прежде всего, логическую связь мыслей, когда одна мысль подготавливает другую. Последовательность, то есть логичность, отсутствие противоречий в высказываниях или действиях .

Логической, как отмечает Н.П. Ерастов, считается такая последовательность, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого - к далекому .

Как известно, для монологического текста характерна линейная последовательность предложений обычно цепочечного или параллельного типа.  Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения последовательность сложных соподчиненных отношений - временных, пространственных, причинно-следственных, качественных (Н.П. Ерастов, Т.Д. Ладыженская и др.). К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности(14).

Произвольность монологической речи предполагает, в частности, избирательно пользоваться уместными для данного высказывания языковыми средствами .

В.П. Глухов считал, что, несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание .

Владение связной монологической речью вбирает в себя, по словам О.С. Ушаковой, освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической и фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи .

Лингвистические исследования (И.Р. Гальперин, С.И. Гиндин, Т.М. Дридзе, Л.П. Доблаев, Г.А. Золотова, Л.А. Киселев, Г.В. Колшанский и др.) показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладение рядом языковых умений:

- соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели;

- строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью;

- отбирать адекватные лексические и грамматические средства;

- пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации;

- соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств(7).

Мышлению человека свойственно воспринимать окружающее. Конечно же, язык реагирует на это и закрепляет виденное в определенные структуры.
В.П. Глухов подчёркивает, что связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей) .

Таким образом, связная речь - совокупность  тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы  речи: монологическую и диалогическую. Монолог - более сложная форма речи. Это - связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольниковДошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления ...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

Физиологические процессы образования речи и её развитие в онтогенезе.

Материал представлен в виде таблиц. В Таблице 1 описаны физиологические процессы образования речи, охарактеризованные анатомически. В Таблице 2 рассматривается развитие разных сторон речи с учётом воз...