Статья из опыта работы "Понятие речи и ее развитие в онтогенезе"
методическая разработка
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №12 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
Юридический адрес: 454904 г. Челябинск, п. Новосинеглазовский, ул. Лермонтова, 19, ул. Ключевая, 8 А. Телефон/факс 8 (351) 280-09-78, class="c13">Фактический адрес: 454904, г. Челябинск, ул. Новая, 3 Тел: 280-07-62; 280-09-78. |
Статья из опыта работы
«Понятия речи и ее
развитие в онтогенезе»
Выполнила воспитатель:
Лихачева Марина Владимировна
Челябинск, 2024 года
Понятие речи и ее развитие в онтогенезе
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности.
А. А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий» [4].
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности [5].
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция).
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как процесс, который и в содержательном, и в организационном аспекте зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов. Понимание сущности речевого развития дошкольников как процесса имеет большое значение для повышения его эффективности. Необходимо проследить последовательность стадий этого процесса, обосновать внутреннюю закономерность перехода одной стадии в другую, показать, как формируется конечный результат речевого развития дошкольников, а также влияние речевого развития на личность будущего школьника.
Процесс овладение речью как средством общения у детей происходит в три основных этапа: 1) довербальный; 2) возникновение речи; 3) развитие речевого общения [1].
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка [2].
В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный – это тот, кто не делится игрушками, добрый – тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность словаря дошкольника описал Е.А.Аркин [3].
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи.
Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.
Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании.
В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи [6].
На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горы-город, трава-отравитъ, деревья-деревня). То есть смысловое истолкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со словом, как с материальной единицей языка [5].
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность [1]. У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной. К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.
К 7 годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу.
Таким образом, формирование речи у детей в онтогенезе проходит через ряд последовательных этапов. Формирование речи у детей в онтогенезе проходит через ряд последовательных этапов. В старшем дошкольном возрасте речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения, появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность, ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом, ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.
Список используемой литературы
- Аникеев, Н.П. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с ЗПР. [Текст] / Н.П.Аникеев. – Москва : Просвещение, 2015. – 150 с.
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – МОСКВА : Издательский центр «Академия», 2018. – 400c.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
- Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – Ростов-на-Дону : ТЦ «Учитель», 2020. – 32с.
- Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. / Леонтьев А.А. – Москва : Смысл, 2018. – 365 с.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связная речь и ее развитие в онтогенезе
Связная речь и ее развитие в онтогенезе Развитие связной речи у детей выступало предметом исследования у педагогов, таких как А. М. Бородич, Э. П. Короткова, А. П. Усова, К. Д Ушински...

Статья из опыта работы "О развитии речи детей среднего дошкольного возраста"
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, то есть произношение звуков, увеличение...
Статья: Реализация задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы
В сатье подробно раскрыты особенности форм и методов работы музыкального руководителя с детьми, имеющими нарушения речи....

Статья из опыта работы «Пересказ как средство развития связной речи дошкольника»
Статья из опыта работы «Пересказ как средство развития связной речи дошкольника»...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, подготовительный возраст)»
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....

Физиологические процессы образования речи и её развитие в онтогенезе.
Материал представлен в виде таблиц. В Таблице 1 описаны физиологические процессы образования речи, охарактеризованные анатомически. В Таблице 2 рассматривается развитие разных сторон речи с учётом воз...
