Фонематическая дислексия.
статья по логопедии

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье описывается пример логопедического нарушения у ребёнка - фонематической дислексии, охарактеризованы основные параметры процесса чтения и их состояние у данного ребёнка, описаны механизмы нарушения при данной форме дислексии, раскрыты основные направления и содержание коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18._statya._fonematicheskaya_disleksiya.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематическая дислексия

Подготовила: Ушкалова Т. В.

Пример нарушения

Ученик 2 класса общеобразовательной школы при чтении текста допускает следующие виды ошибок: смешения звонких - глухих, твердых - мягких, отмечается переход на побуквенное чтение и трудности понимания прочитанного.

Основные параметры процесса чтения и их состояние у данного ученика.

     Из описания следует, что восприятие, различение и узнавание букв у ребенка не соответствует должному уровню. Трудности возникают в соотнесении букв с соответствующими звуками и воспроизведении звукопроизносительного образа слова, его прочитывании, понимании читаемого. Переход на побуквенное чтение говорит о трудностях слияния звуков в слоги, а значит о недостаточном уровне фонематического развития.

     В данном случае имеет место недоразвитие:

- фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем),

-  фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи),

-  зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв),

-  пространственных представлений,

-  зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

А ведь успешное и быстрое усвоение букв невозможно без достаточной сформированности перечисленных  функций.

Механизмы нарушения при данной форме дислексии.

     Речь идёт о первой форме фонематической дислексии, характеризующейся  недоразвитием слуховой дифференциации фонем и проявляющейся в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих  артикуляторно  сходные звуки. Смешиваются на слух звуки, которые отличаются только одним признаком -  звонкостью – глухостью, твёрдостью – мягкостью. Однако присутствует признак второй формы фонематической дислексии, связанной с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, что проявляется в побуквенном чтении.

Основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы.

1. Развитие фонематического восприятия.

      В большинстве случаев при фонематической дислексии замены букв обусловлены нечёткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

     Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

     

     I этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

Цель этапа: уточнение произносительного образа каждого из смешиваемых звуков.

План работы:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога: выделение звука из слога на слух и в произношении;  различение слогов с заданным звуком и без него.

3. Формирование умения определять наличие звука в словах,  содержащих данный звук и не имеющих его, связывать звук с соответствующей буквой. Целесообразно применение следующих упражнений:

    а) Поднять соответствующую букву на заданный звук.

    б) Назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется заданный звук. Картинки на смешиваемые звуки не включаются. Например, на первом этапе дифференциации звуков [с] и [ш] исключаются слова со звуками [ш] и другими сходными звуками. Примерные картинки: сова, рыба, лук, косынка, сумка, парта, лопата, лес, собака.

    в) Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Картинки при этом не называются.

    г) Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

II этап.  Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Цель этапа: различение звуков (речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками).

План работы: сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

2. Работа над звукопроизношением.

Цель: устранение всех недостатков в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Если звукопроизношение оказывается сохранным, то следует отрабатывать более чёткую артикуляцию, чтобы включать речедвигательный анализатор.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Цель: развитие навыков звукового анализа  на материале правильно произносимых детьми звуков.

Виды работы:

    а) выделение из предложений слов, из слов слогов, а затем и звуков;

    б) дописывание недостающих букв, слогов;

    в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой - двусложные и т.д.);

    г) подбор слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д.

4. Формирование буквенного гнозиса.

Примеры заданий:

а) Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).

б) Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями (начинать предъявление с хорошо знакомых ребёнку букв).

в) Определить букву в неправильном положении.

г) Обвести контурные изображения букв.

д) Дописать букву.

е) Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).

ж) На фоне контурных изображений предметов найти „спрятавшиеся“ буквы.

з) Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.

и) Реконструирование букв:

    - добавляя элементы (например, сделать из буквы Р букву В);

    - уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы Ж - К);

    - изменяя пространственное положение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т - Г).

     Занятия по устранению недостатков чтения проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие письменной и устной речи. Поэтому работа по развитию навыка чтения включает и следующие направления:

5. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

Цель: расширение, уточнение, закрепление словарного запаса детей.

Задача:  сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении.

Содержание работы:

1) Развитие навыка словообразования:

    а) образование слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-шёл, при-шёл, за-шёл, пере-шёл);

    б) с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шёл, при-нёс, при-летел, при-бежал) и т.д.

2) подбор однокоренных слов.

6. Развитие грамматических навыков.

Задачи: работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.

7. Развитие связной речи.

Цель: развитие диалогической и монологической речи детей..

 Развитие диалогической речи.

Цель: специальное развитие речи детей.

Задачи: развитие диалогической речи осуществлять параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

Формирование навыков:

    а) слушать и понимать вопросы, самому их  задавать;

    б) правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Приёмы развития:

    а) беседа;

    б) театрализация (имитация и пересказ).

Развитие связной монологической речи.

Направление работы:

1) развитие смыслового программирования текста,

2) овладение языковыми средствами оформления связного текста.

При этом необходимо учитывать опережающее развитие семантической стороны по отношению к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....

«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...

Профилактика и коррекция фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза

Данный материал по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии может быть использован учителями-логопедами, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и на школьном логопункте....

Собственная методическая разработка: "Развитие фонематических процессов, как фактор профилактики дислексии у дошкольников с ТНР"

Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становитс...

Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

Предупреждение дислексии и дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Методическая разработка на тему: " Предупреждение дислексии и дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "....