Форма афазии: эфферентная моторная.
статья по логопедии

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19._statya_efferentnaya_afaziya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Форма афазии: эфферентная моторная.

Подготовила: Ушкалова Т. В.

Патогенез

ФИО  ХХХХ

Дата рождения 9.09.1974г.

        Ведущая рука правая.

        Жалобы не предъявляет в силу речевых нарушений.

        Объективно на момент обследования: контактен. Ориентирован во времени, пространстве и в себе. Отмечается неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку.         Собственная речь: в состоянии передать в общих чертах свою мысль. Фразовая речь практически отсутствует. Словарь представлен в основном существительными, частотными глаголами в инфинитиве. Интонационный рисунок речи бедный. В высказывании отсутствует плавность, оно носит разорванный характер. Способен участвовать в ситуативном диалоге. Может наблюдаться стереотипность ответов, персеверации.

        Автоматизированная речь сохранна (смог посчитать до 10, перечислил дни недели, месяцы). Повторная речь нарушена не грубо. Смог повторить отдельные слова, короткие фразы. Имеются артикуляционные трудности при произнесении сложных слов.

        Функция называния сохранна. Трудности объединения слов одной группы.         Справился с составлением фразы по сюжетной картинке с помощью наводящих вопросов. При составлении фразы встречаются отдельные аграмматизмы.

        Читает отдельные слова различной слоговой структуры. От прочтения текста отказался. Пересказ текста недоступен. Под диктовку пишет (левой рукой) с ошибками. Списывает без ошибок. 

Движения органов артикуляции замедленны. Асимметрия оскала справа. Язык  по средней линии. Трудности переключения с одной артикуляционной позы на другую.

Форма афазии: эфферентная моторная.

Задачи восстановительного обучения:

- преодоление патологической инертности и восстановлении динамической схемы произносимого слова, которая бы позволила плавно переходить от одной артикуляции к другой;

- восстановление способности активного выделения и произнесения слова или ряда слов из упроченных автоматизированных речевых рядов;

- снятие грубых персевераций, эхолалий;

-  растормаживания речи.

- восстановление кинетических двигательных мелодий слова и фразы;

- восстановление внутренней линейной синтаксической схемы фразы;

- преодоление вторичных расстройств понимания речи;

- накопление активного словаря;

-  нормализация грамматической стороны речи, чтения, письма.

Программа восстановительного обучения.

I.  Стадия грубых расстройств

1) Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

     - показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам.        

     Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.»,

                        «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.»,

                        «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поёт, у кого есть хвост и т.п.»;

     - классификация слов по темам (например: «Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

     - ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например: «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живёте в Москве?» и др.

2) Растормаживание произносительной стороны речи:

     а) сопряжённое, отражённое и самостоятельное  произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами), завершение пословиц и фраз с «жёстким» контекстом),        

     б) дополнения слова, фразы до целого:  «Жил старик со своею... у самого синего... «и т. д.;

     в) дополнение фразы с пропусками в любом  месте, а позже и самостоятельно произносить отдельные слова речевого ряда:

     -  повторение больным всего речевого ряда про себя или шепотом вслед за логопедом, чтобы в нужный момент перейти на громкую речь. Например, логопед произносит – 1. 2, 3, 4, больной 5, 6, 7, 8 и т. д.;

     -   самостоятельное  произнесение отдельных слов, при котором больной должен включаться в речь, вначале шепотом проговаривая нужные слова.

     Например: чтобы назвать пятый или третий день недели или какую-либо цифру, больной шепотом должен произнести предшествующую заданному слову часть ряда, а нужное слово произнести громко. Выделенные таким образом слова закрепляются в ряде упражнений, в которых больной находит соответствующую картинку, затем записывает слово, а затем его читает.

   - работа с использованием песен, стихотворений и т. д.

    - моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

    - сопряжённое и отражённое произнесение простых слов и фраз;

     - затормаживание речевого эмбола путём введения его в слово (та, та..–Тата, так), или во фразу (ма..ма–мама…; это мама).

3) Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

     - ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;

     - моделирование ситуаций, способствующих вызову  коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

     - ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряжённым проговариванием простых слов и фраз.

4) Стимулирование глобального чтения и письма:

     - раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);

     - письмо наиболее привычных слов–идеограмм;

     - списывание простых текстов;

     - сопряжённое чтение простых диалогов.

П. Стадия расстройств средней степени выраженности.

1) Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

   а)  выработка артикуляторных переключений в пределах слога:

        - с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а» — «у» и т.п.);

        - с различными гласными, в том числе и мягкими в слогах;

   б) выработка артикуляторных переключений в пределах слова:

        - слияние слогов в слова с простой звуковой структурой,

        - в дальнейшем — слияние слогов в слова со сложной звуковой структурой (например: рецепт и т.д.);

   в) экстериоризация звуко-ритмической стороны слова:

     - деление слов на слоги, выделение ударения в слове,

     -воспроизведение голосом абриса слова,

     -подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой,

     - ритмизированное произнесение слов и фраз с привлечением
внешних опор — отстукивание, отхлопывание и т.д.,

     - улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.

   г) преодоление персевераций:

     - напевное и протяжное повторение каждого слова из ряда (тем самым повторение отдельного слова оказывается отставленным во времени: это вырабатывает у больного плавную, замедленную и протяжную речь).

2) Восстановление фразовой речи:

   а) преодоление аграмматизма  на уровне синтаксической схемы фразы:

     - составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р(предикат);

     - S+ Р+ О (объект)  с привлечением внешних опор — фишек и их постепенным «сворачиванием»;

     - выделение предикативного центра фразы, экстериоризация его смысловых связей; 

  б) преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне:

     - улавливание грамматических искажений — флективных,  предложных и т.д. с целью оживления чувства языка;

     - дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых
значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени
глагола;

     - восполнение в словах пропущенных грамматических элементов;

     - составление фраз по сюжетным картинкам;

     - ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически;

     - пересказ простого текста;

     -стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.

III. Стадия легких расстройств

 

 1.  Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова:

       - введение наглядного, схематического изображения разных элементов слова. Например: черточками разной длины изображают слово,  слоги, входящие в слово, и буквы, входящие в слоги. Вначале воспроизведение этой схемы осуществляется больными вместе с логопедом, затем — самостоятельно. Целесообразно подбирать слова в порядке усложнения их звуко – ритмической структуры (от двухсложного слова с открытыми слогами переходить к трехсложным с разной структурой слогов  и с ударением на первом, затем на втором, на третьем слог и т.д.).

     - дифференциация слов по длине и слоговому составу;

     - выделение ударного слога;

     - подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

     -выделение идентичных элементов в словах - слогов,
морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).

   

2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова и  осознанию последовательности звуков:   

      - складывание слов из букв разрезной азбуки с последующей их записью, чтением, проговариванием;

     - составление разных слов из букв одного слова путем их перестановки;

     - морфологический разбор слов – выделение одинаковых или разных корней, суффиксов, флексий с опорой  на зрительные схемы морфологического состава слов. Упражнения такого рода стимулируют больного к активному анализу звукового состава слова и осознанию последовательности звуков.  

   

3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

   

4. Восстановление аналитического письма, возможности осознанного анализа состава написанного слова:

      - отказ от внешних опор при морфологическом анализе слова  и перевод больного от оперировании со схемами к анализу внутреннему, к анализу в уме.

   

5. Предотвращение появления «телеграфного» стиля речи (актуализация глагольных форм речи):

     - работа с картинками, изображающими действия;

     -  введение слов, обозначающие действия, в разные смысловые контексты, и больному предлагается подбирать к словам предметы, ситуации (изображенные на картинках), отвечающие данным действиям;

     -  вычленение этих же слов из стихов, песен;

     - классификация предметных картинок по принципу «что делает?»;

     - отрабатывание ситуаций («дай», «на», «возьми», «хожу», «иду» и т.д.).

 

6. Предупреждение аграмматизмов:  

     - выполнять определенные действия с одним и тем же предметом, включенным в разные смысловые ситуации (метод классификации флексий):

     - использование серии картинок, на которых изображен предмет в разных отношениях к другим предметам: больной должен найти картинку, соответствующую произнесенной логопедом фразе, и подложить ее к каждой картинке;

     - больной самостоятельно раскладывает картинки по соответствующим окончаниям;

     - восстановление активного произнесения слов в нужном падеже.

     - подобрать к словам другие, близкие по заданным признакам (или по семантической общности, или по морфологическому признаку, или по оппозиции и т. д.).

7.  Преодоление  произносительных трудностей построения высказывания:    

     - заканчивание пословиц и фраз с «жестким контекстом»;

     -  восстанавливать схему слова или предложения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эфферентная моторная афазия

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст...

Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии

Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии...

«Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия

laquo;Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия...

Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии.

Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии....

Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: афферентно-моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....