Конспект индивидуального коррекционного занятия по теме «Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической форме афазии»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Бережная Наталья Александровна

Коррекционная цель:                                                                                                                       

преодоление недостатков речи при акустико-мнестической форме афазии.

Коррекционные задачи:                                                                                                                               

  -  восстановление   номинативной   функции    речи    (диагностика   состояния  номинативной   функции,  преодоление  мнестических трудностей в назывании предметов);

-  восстановление слухо-речевой памяти (диагностика состояния слухо-речевой памяти,  тренировка слухоречевой памяти);

-  расширение словарного запаса;

-  совершенствование навыков чтения;

-  преодоление  экспрессивного  аграмматизма;

-  развитие процессов  мышления (мыслительных операций: обобщение и классификация);

-  формирование предпосылок  к связной речи (составление предложений  с опорой на  слова, предметные картинки);       

 -  преодоление  нарушений понимания многозначности слов (исправление искажений во  фразе, составление пословиц, толкование пословиц и фразеологических оборотов);

-  развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Образовательные цели:

-  знакомство с новой лексикой по темам «Растения» (цветы, кустарники, деревья), «Животные»,  «Насекомые», «Игрушки»,

-  закрепление лексики по теме «Фрукты», «Овощи»;

-  знакомство с пословицами, их толкование.

Воспитательные цели:

-  воспитание трудолюбия, интереса к знаниям через поощрение любознательности, инициативности;

-  воспитание наблюдательности, внимательности к окружающему (явлениям природы и др.);

-  преодоление неуверенности в своих силах и возможностях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_korrektsionnogo_zanyatiya_afaziya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

План  проведения  занятия

1.   Организационный момент.

2.   Диагностика  состояния  номинативной  функции  речи.

 Задание: «Назови предметы на картинках».

3.   Диагностика  состояния  слухо-речевой  памяти.

 Задание: «Послушай, запомни  и  назови слова,  которые  я  тебе  скажу».

4.   Тренировка зрительной памяти.                                                                                                        

Тренировка  слухо-речевой памяти, со зрительной опорой  и  без  неё.

            Упражнение  из  сборника  Н.И.Соколенко  «Посмотри и назови».

            Задание: «Посмотри,  запомни   и  назови  предметы».

            Задание: «Послушай,  запомни  слова и  назови  их».

  1. Формирование предпосылок к связной речи.

Задание: «Прочитай предложение, используя картинку.

                               Скажи предложение, используя картинку.

                               Прочитай предложение, используя слова.

                               Скажи предложение, используя слова».

       6.   Совершенствование  навыков  чтения. Преодоление  экспрессивного  аграмматизма.

 Задание: «Прочитай  текст «Очень холодно»,  вставляя  слова-картинки,

                    слова-таблички, слова по памяти. Ответь на вопрос, объясни ответ».

 7.   Развитие  процессов мышления.  Классификация, обобщение.

 Задание: «Подбери  к  картинке  подходящие  предметы».

                 «Назови  предметы  одним  словом».

  8.  Преодоление  нарушений понимания многозначности слов.                                                                                  

  Задание: «Исправь искажения в сочетаниях». «Составь пословицы из данных слов».                                                                                                

              Задание: «Найди правильное  объяснение  пословиц  и  выражений».

  9.  Проверка домашнего задания. Закрепление лексики по теме «Фрукты и овощи».                                                                                              

        Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.                                                  

  Задание: «Собери  разрезные  картинки «Фрукты», «Овощи»; назови фрукты и овощи                

                     на  картинках».

     

      10.   Подведение итогов занятия.

Ход занятия

  1. Организационный момент (создание положительного настроя на занятие, его результаты,  правильная посадка за столом).  

     

          2.     Диагностика  состояния  номинативной  функции  речи.

      Оборудование: наборы предметных картинок с определенной слоговой структурой.

 Задание: «Назови предметы на картинках».

            3.   Диагностика  состояния  слухо-речевой  памяти.

 Задание: «Послушай, запомни  и  назови слова,  которые  я  тебе скажу».    

 Оборудование: бланк-таблица для регистрации ответов ребенка,

 методика «Заучивание 10 слов» (предложена А.Р.Лурия)

4.   Тренировка зрительной памяти.                                                                                                        

 Тренировка  слухо-речевой памяти, со зрительной опорой  и  без  неё.

 Оборудование:  сборник  Н.И.Соколенко  «Посмотри и назови».

 Задание: «Посмотри,  запомни   и  назови  предметы».

 Задание: «Послушай, запомни  слова и  назови  их».

       5.   Формирование предпосылок к связной речи.

                  Оборудование:  три набора  предметных  картинок, три  набора  табличек со словами

            «Сирень, астры, тюльпаны, берёза», «Яблоня, кусты малины, цветы, овощи»,

            «Молоток, гвозди, игрушки, доски».

             Задание: «Прочитай предложение, используя картинку».

                              «Скажи предложение, используя картинку».

                              «Прочитай предложение, используя слова на табличке».

                              «Скажи предложение, используя слова на табличке».

                              «Прочитай предложение с подходящим по смыслу словом по памяти».

                              «Скажи предложение с подходящим по смыслу словом по памяти».

            Я   посадил   на   клумбе . . .

             В нашем саду растут . . .

            Чтобы сделать забор, нам  нужны . . .

     6.    Совершенствование  навыков  чтения. Преодоление  экспрессивного  аграмматизма.

 Оборудование: текст-загадка, плотный чистый листочек для закрывания

                              картинки в тексте во время повторного чтения.

 Задание: «Прочитай  текст «Очень холодно»,  вставляя  слова-картинки».

 Задание: «Прочитай текст, вставляя  таблички с подходящими по смыслу словами».

 Задание: «Прочитай текст, вставляя нужные слова по памяти,  без помощи картинок

                    и табличек ».

 Задание:  «Посмотри на картинку. Угадай, в какую сторону дует ветер. Объясни»

  1. Развитие  процессов мышления.  Классификация,  обобщение.

Оборудование: наборы предметных картинок по различным темам.

 Задание:  «Назови  отдельно каждый предмет на картинке».                                             «Назови  предметы в каждом  ряду  одним  словом».

       

                                                                                                                                 

           Смородина, крыжовник,  вишня, малина – это

           Роза, ромашка, мак, колокольчик – это

           Пирамидка, лошадка, юла, мишка – это

           Гусеница,  бабочка, комар, стрекоза, кузнечик –  это

           Черепаха,  крокодил,  змея,  ящерица – это

           Обобщающие слова: ягоды, цветы, игрушки, насекомые, пресмыкающиеся.

  1. Преодоление  нарушений понимания многозначности слов.                                                                                    

      Задание: «Исправь искажения в сочетаниях».  

            Рыба летает, птица плавает.

            Кашу пьют, воду едят.

            Ночью светит луна, днём светит солнце.

            Собака лает, собака мяукает.

            Летом идёт снег, зимой жарко.

            Ночью светит солнце.

            Корова мычит, корова лает.

            Рыба плавает в реке.

            Хозяйка варит хлеб. Хозяйка печет суп.

            Задание: составь пословицы из данных слов, попробуй объяснить их значение.

            Таковы,  яблочки,  дерево,  каково.

             Сыт,  ягоды,  не  будешь,  с одной.

             В,  дело,  долгий,  не откладывай,  ящик.

             Рот,  каравай,  на,  не  разевай,  чужой.

             Глаза,  делают,   боятся,  а,   руки.

 9.  Проверка домашнего задания. Тема «Фрукты и овощи».                                                                                              

        Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.    

        Оборудование: два набора разрезных картинок по теме «Фрукты-овощи».                                              

  Задание: «Собери  разрезные  картинки «Фрукты», «Овощи».  

                            Назови фрукты и овощи на картинке».

      10.   Подведение итогов занятия (оценка деятельности ребенка, пожелания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания и самоконтроля.

Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Оптимизация тонуса мышц,  ритмирование организма, улучшение зрительного восприятия, развитие межпол...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"

Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово»Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по зв...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Породы кошек"

Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по о...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ».

Данный конспект преднозначен для автоматизации звука [З] в слогах, словах и предложениях...