Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений"
рабочая программа по логопедии

Жильцова Анна Сергеевна

Рабочая программа  учителя - логопеда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukoproiznosheniya.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Сказка"

Утверждаю

Заведующая МК  ДОУ "Сказка"

______________Т.Б. Аргинбаева

Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений"

Рассчитана на воспитанников 5-7 лет.

Составитель учитель - логопед Жильцова Анна Сергеевна

Срок реализации 2 год.

2022г.

                                            Содержание программы


1. Пояснительная записка
2. Организация образовательной деятельности
3. Содержание логопедической работы

4. Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения.  

5. Интеграция образовательных областей в логопедической работе
6. Планируемые результаты освоения рабочей программы
7. Приложения
8. Список литературы

                                             

                                                1. Пояснительная записка
        Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
        В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Познавательно – речевое развитие» в образовательной области «Коммуникация» использование логопедической поддержки.
        Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы детей.
        В связи с появлением в ДОУ большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения специализированных программ по коррекции данных нарушений:
- «Программа подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Н.В. Нищева);
- «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина)
-«Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.»( Т.А. Ткаченко)
        Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
        Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
        Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- постепенный переход от более простых к более сложным заданиям

- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий мере овладения и

- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое

взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
                        Характеристика контингента воспитанников
        Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи – 3, 4 уровень речевого развития на закрепление формирующихся навыков.

При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации невролога с последующим выполнением рекомендаций.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
        Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.        Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
        Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
        Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
        Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.
        Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
        Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

                               2. Организация образовательной деятельности

        В миниподгруппах и индивидуальная. Продолжительность занятий с детьми: ФФН и ФН – 2 года, ОНР III – IV уровня развития – 2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

        Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут согласно расписанию. Занятия с детьми проводятся во второй половине дня.  Индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
Основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
• развитие артикуляционного праксиса;
• фонационные упражнения;
• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
        Микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение  года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
        
Задачи и содержание микрогрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
• воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
        Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.
        Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
        При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:
Психолог:
- психодиагностика;
- выявление компенсаторных возможностей;
- тренинговые упражнения.
Логопед:
- диагностика, постановка и автоматизация звуков;
- фронтальные коррекционные занятия;
- индивидуальные коррекционные занятия;
- экскурсии, наблюдения;
- комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- игры на развитие пространственной ориентации;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- игры, упражнения на восприятие цвета и формы.
- развитие фонематического слуха;
- речевое и языковое развитие.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль над выполнением домашних заданий;
- контроль над правильным произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций всех специалистов;
- закрепление навыков и расширение знаний.
Музыкальный руководитель:
- элементы логоритмики;
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- развитие координации движений;
- музыкотерапия;
- развитие общей и мелкой моторики.
Воспитатель:
- автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словаря;
- развитие связной речи.
Инструктор по физической культуре:
- развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
- интеграция речевой и двигательной функции;
- развитие основных видов движения.
                                   

                                3. Содержание  логопедической работы.

На занятиях с детьми выполняются:

- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).

- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).

- Постановка звуков разными способами.

- Автоматизация звуков в речи.

- Дифференциация звуков в речи.

- Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.

- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

- Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,

мышления на отработанном в произношении материале.

- Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.

- Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

- Лексические и грамматические упражнения.

- Обучение рассказыванию.

           4. Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения.

      Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Подготовительный этап

     Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе

Основные направления на данном этапе:

- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики.

      Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

Формирование произносительных умений и навыков

     Задачи:

- устранение дефектного звукопроизношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки,  сходные артикуляционно и акустически;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

     Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.

 Постановка звуков в такой последовательности:

- сонор Л, Л

- свистящие С, З, Ц, С’, З’;

- шипящий Ш, Ж;

- шипящие Ч, Щ.

- соноры Р, Р';

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения :

- для свистящих: «Лягушка», «Киска сердится», «Дудочка», «Чистим зубки»;

- для Л, Ль: «Лягушка», «Блин», «Месим тесто».

 - для шипящих: «Дудочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,

- для Р, Р’:  «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Гармошка», «Заведи мотор»;

     Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

Закрепление произношения звука.

        Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).

                Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах.     По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.  

        Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.

         Дифференциация звуков:

        - С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;

        - Ж – З, Ж – Ш;

        - Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;

        -  Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;

        - Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;

        Введение звука в речь. (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

                5. Интеграция образовательных областей в логопедической работе
Образовательная область Задачи Вид деятельности
Физическая культура

Развивать координированность и точность действий. - пальчиковая гимнастика
- речь с движением
- физкультминутки
Здоровье

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. - беседа
Коммуникация

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. - игровые ситуации
- мини инсценировки
Музыка

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. - дидактические игры и упражнения
Художественное творчество 

Развивать графомоторные навыки. - штриховка
Социализация

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. - настольно-печатные дидактические игры
- театрализованные игры
- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи
Труд

Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. - беседа
- автоматизация поставленных звуков в связной речи
- поручения
Безопасность 

Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. - игры с мелкими предметами
- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов)
- беседа


                6.Планируемые результаты освоения рабочей программы
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.

Приложения

Приложение 1

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата обследования: «__» _____________ 20__г.

Анкетные данные  

-  Фамилия, имя ребенка ________________________________

- Дата рождения ______________________________________

- Домашний адрес, телефон __________________________________________

- Ф.И.О. родителей, образование, возраст

Мать _________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________

Уровень общего развития ребенка

Вводная беседа:

- Как тебя зовут? _______________________________________________________

- Сколько тебе лет? _____________________________________________________

- С кем ты живешь? _____________________________________________________

- Какое сейчас время года? _______________________________________________

- Нравится ли тебе в детском саду? ________________________________________

Психологические особенности ребенка:

- Контактность (вступает, вступает избирательно, вступает частично, не вступает)

- Особенности поведения (общительный, спокойный, застенчивый, вспыльчивый, обидчивый, неуправляемый, избегающий контактов)                                                                                                    

- Устойчивость внимания (устойчивое, повышенная отвлекаемость, неустойчивое)

- Работоспособность (нормальный темп деятельности, сниженный темп, медленный темп)

Состояние слуховой функции:

- Слуховое внимание (узнает и различает музыкальные инструменты, различает с ошибками, не различает)

- Восприятие речи (понимает простые и сложные инструкции, понимает только простые инструкции, не понимает инструкции)

Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса:

- Называние и дифференциация основных цветов и их оттенков (называет основные и оттеночные цвета, называет основные и оттеночные цвета с ошибками и помощью, называет только основные цвета, не называет основные и оттеночные цвета)

- Показ правой, левой руки (показывает, путает, не показывает)

- Показ предметов впереди, позади, вверху, внизу (показывает, показывает с ошибками и помощью, не показывает)

Состояние общей и мелкой моторики

Общая моторика

- попрыгать на обеих ногах (выполняет, выполняет неточно и неловко, не выполняет)

- попрыгать попеременно на правой, левой ноге (выполняет, выполняет неловко, путает ноги, не выполняет)

Мелкая моторика

- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

- поместить указательный палец на средний и наоборот (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

Общее звучание речи

- Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

- Ритм (нормальный, дисритмия)

- Голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком – гнусавый,

глухой, монотонный)

- Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

- Паузация (правильность, неправильность расстановки пауз в речевом патоке)

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

- Губы (нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя)

- Зубы (нормальные, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)

- Прикус (в норме, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

- Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)

- Мягкое небо (в норме, отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

- Язык (нормальный, массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)

- Подъязычная связка (нормальная, короткая, укороченная, наличие спайки с тканями

подъязычной области, наличие послеоперационного узла)

Артикуляционная моторика

- открыть рот, закрыть рот (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

- «улыбка» с оскалом резцов, попеременно «улыбка» - «хоботок» (выполняет, выполняет

неточно, медленная переключаемость, не выполняет)

- высунуть язык, сделать язык широким, узким (выполняет, выполняет  неточно,

медленная переключаемость, не выполняет)

- пощелкать языком (выполняет, не выполняет)

- облизать губы (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

- надувание щек, поднимание бровей, поочередное зажмуривание глаз (выполняет, выполняет неточно, медленная переключаемость, не выполняет)

 Состояние фонематических процессов: различение звуков на слух и в произношении

Способность к фонематическому анализу и синтезу:

- выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, Ира, иней

(выделяет, выделяет с ошибками, не выделяет)

- выделение звука из слова:

звук «с» - сом, мак, нос, коса, утка, миска(выделяет, выделяет с ошибками, не выделяет)

-  звук «л» - сад, лом, шум, лапа (выделяет, выделяет с ошибками, не выделяет)

- определение первого и последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет

(определяет, определяет только первый, определяет только последний, не определяет)

Слухо-произносительная дифференциация звуков:

- несмешиваемых в произношении: почка- бочка, мошка- ножка, банка- банька, мышка- мишка, корка- горка (дифференцирует, дифференцирует с ошибками, не дифференцирует)

- смешиваемых в произношении: рак- лак, роза- глаза, угорь- уголь, суп- зуб, коса- коза, лиса- лица, Луша- лужа, (дифференцирует, дифференцирует с ошибками, не дифференцирует)

Фонематические представления:

- нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук (находит, находит с ошибками,не находит)

- подбор слов с заданным звуком (подбирает, подбирает с ошибками, не подбирает)

Состояние слоговой структуры слова

Сохранение слоговой структуры слова:

лапа_________, вода________, сквозняк____________, пылесос___________,

(повторяет, пропускает слоги, усекает слова,  не повторяет)

Речевой ритм: повтори, как стучат колеса поезда:

ту-ту_____, ту-ту-ту____(повторяет, повторяет с неправильным ударением, не повторяет)

Словарный запас

Изучение состояния словаря существительных:обобщение

- помидор, огурец, морковь, лук, репа____________________________

- яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан____________________

- кошка, корова, собака, коза, свинья, лошадь______________________

- лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось_____________________________

- корабль, грузовик, поезд, самолет, автобус_______________________

(обобщает, обобщает частично, с ошибками, не обобщает)

Изучение состояния глагольного словаря:называние действий по картинкам

птица (летает)__________, рыба (плавает)____________, змея (ползает)____________,

(называет, называет с ошибками, не называет)

называние профессиональных действий

врач (лечит)___________, учитель (учит)________, строитель (строит)__________,

(называет, называет с ошибками, не называет)

Изучение состояния словаря прилагательных: 

- подбор определений к слову

роза________________________________________________

медведь_____________________________________________

(подбирает, подбирает неправильно, не подбирает)

- подбор антонимов (с 6-ти лет)

большой-____________, широкий-_____________, длинный-______________,

(подбирает, подбирает частично с ошибками, не подбирает)

Состояние грамматического строя речи

 Изменение имен существительных по числам:

стол-________, рука-___________, ухо-__________.

(изменяет, наличие аграмматизмов, не изменяет)

Употребление формы родительного падежа множественного числа:

дом (много чего?)- домов

вилка-____________                                        книга-_______________

(употребляет, наличие аграмматизмов, не употребляет)

 Согласование имен существительных с числительными:

гриб- два _____________, пять ____________________

(согласовывает, наличие аграмматизмов, не согласовывает)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

ключ-_____________, ведро-________________, тетрадь-_______________,

(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)

Образование относительных прилагательных от существительных:

стакан из стекла-_______________, мяч из резины-__________________,

(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)

Образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет):

книга дедушки-_____________, хвост зайца-____________,

(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)

Связная речь

пересказ:

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить,

чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Вскоре охотник поймал льва и привязал

его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.

(пересказывает, пересказывает по наводящим вопросам, пересказывает неточно, не пересказывает)

составление рассказа по сюжетной картине

(составляет, составляет по наводящим вопросам, составляет неполно, использует простые предложения,  не составляет)

Звукопроизношение

С

C'

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

К

Г

Примечание

отсутствует

замена

искажение

смешение

Логопедическое заключение.

Приложение 2

     План индивидуальной работы с ребенком

Ф.И.ребѐнка______________________________ группа____________________

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ФНР.

Этап

работы

Цель, задачи

Направление, содержание коррекционной работы

подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.

Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценности

Развитие артикуляционной моторики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия.

5. Отработка опорных звуков в слогах, словах, фразе; выработка хорошей дикции: формирование навыков анализа и синтеза слов.

6. Практическое представление о понятиях: «звук», «слово», «предложение».

                     основной ( коррекция речевых нарушений)

Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей. развитие чувства языка. Памяти, мышления, произвольности поведения и деятельности.

Различение смешиваемых звуков и правильное употребление их в речи.

Развитие и совершенствование слухового контроля за правильным звукопроизношением, развитие самоконтроля.

1.Постановка звуков_______________________________________

2. Автоматизация звуков (введение в слоги, слова, потешки. Стихи, рассказы) и самостоятельную речь.

3. Звуковой анализ и синтез слогов и слов.

4. Формирование звукового анализа (структура предложения); устранение аграмматизмов.

5. Работа по интанационной выразительности речи.

6. Дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам ( изолированно, в слогах, в словах, предложениях и т. д.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков. Употребление звуков речи во всех ситуациях общения: тексты, диалоги, творческие упражнения.

8. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых

-Лексические и грамматические упражнения

-нормализация просодической стороны речи

-обучение рассказыванию.

Дата : «……»…………………………20…. г.

Учитель-логопед: ____________________

План индивидуальной работы с ребенком

Ф.И.ребѐнка___________________________________ группа_______________

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ФФНР.

I .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • развитие артикуляционного праксиса
  • закреплять навыки произношения звуков; а . у. э. ы. т. т. д. д.
  • различать эти звуки изолированно.
  • в словах
  • в речевом потоке
  • развивать слуховое внимание
  • слуховую память
  • развивать речевое дыхание.
  • воспроизводить ритмические рисунки
  • знакомить с анализом и синтезом обратных слогов.
  •  развитие мелкой моторики пальцев рук

II .ОСНОВНОЙ:

  • вызывание и постановка отсутствующих звуков
  • коррекция искаженных звуков
  • автоматизация поставленных и исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.
  • дифференциация звуков на слух:
  • находить звуки в слове
  • определять место звука в слове
  • анализ и синтез прямого слога и слова
  • вырабатывать умения различать и оценивать правильные эталоны
  • произношения в чужой речи
  • формирование коммуникативных умений и навыков

ПРИМЕЧАНИЕ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата : «……»…………………20…. г.

Учитель-логопед: _________________

План индивидуальной работы с ребенком

Ф.И.ребѐнка___________________________________ группа_________________

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОНР

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Формирование установки на занятия (доверительные отношения, адаптация)

2. Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. (Правила поведения на логопедических занятиях, учить выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение)

З. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1. Узнавание неречевых звуков

а) развитие слухового внимания

 б) развитие слуховой памяти

2. Развитие одинаковых слов, звуковых комплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

З. Развитие слов близких по звуковому составу.

4.Дифференциация слогов.

5 .Дифференциация фонем родного языка.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 1. Формирование первичных умений правильного произношения звука

а) постановка звуков

б) автоматизация поставленного звука

в) формирование навыков их правильного произношения в речи.

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в речи КОРРЕКЦИЯ ОНР

Работа над словом в предложением

а) словоизменение (ед. мн. число существительных)

б) словообразование - образование слов при помощи суффиксов - образование глаголов при помощи приставок

в) практическое усвоение слов

2. Работа над предложением и его грамматическим оформлением - понимание и различие существительных мужского и женского рода - согласование глагола, сказуемого, существительного, прилагательного в числе и падеже.

З. Работа над простым распространенным предложением - подежн. с сущ. без предлога.

 4. Предлоги с существительными: на, в, с, за, без, из, у

Сложные предложения: - составление сложных предложений по демонстрируемому действию с союзами «на», «потому ,что»

5. ( Пересказы). Интонационная законченность предложения

 6. Описательный рассказ.

Пересказ небольшого произведения

а) с опорой на картинки

б) опорным вопросам

в) составление описательного рассказа.

Примечания: _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата : «……»…………………………20…. г. Учитель-логопед: ________________

 Приложение 3

Список литературы:

         

Наименование

Автор

Год издания

1

Организация занятий речевого развития в дошкольном образовательном учреждении

Ю.С. Кузнецова, Л.И Муратова

2017

2

Рекомендации логопеда родителям дошкольников

Н.А. Червякова, Л.П. Воронина

2015

3

Самоучитель по логопедии

М.А. Полякова

2018

4

Логопедическая энциклопедия

Т.А. Ткаченко

2010

5

Уроки логопеда

Е.М. Косинова

2011

6

Уроки логопеда

Н.С. Жукова

2010

7

Логопедические игры

И.В. Скворцова

2008

8

Автоматизация звука Л

Л.А. Комарова

2018

9

Автоматизация звука Ль

Л.А. Комарова

2018

10

Автоматизация звука С

Л.А. Комарова

2018

11

Автоматизация звука З

Л.А. Комарова

2018

12

Автоматизация звука Ш

Л.А. Комарова

2018

13

Автоматизация звука Ж

Л.А. Комарова

2018

14

Автоматизация звука Р

Л.А. Комарова

2018

15

Автоматизация звука Рь

Л.А. Комарова

2018

16

Автоматизация звука Ц

Л.А. Комарова

2018

17

Автоматизация звука Ч,Щ

Л.А. Комарова

2018

18

Логопедия в таблицах, схемах, цифрах

Т.В. Пятница

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная  среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное разв...

Использование логосказок в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями ЦНС.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минималь...