Презентация "Оптическая дисграфия"
презентация по логопедии

Гриднева Елена Николаевна

В данной презентации освящена работа с дошкольниками по профилактике оптической дисграфии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оптическая дисграфия Составитель: учитель-логопед МКДОУ Сортавальского МР РК Д/с № 23 Гриднева Елена Николаевна

Слайд 2

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Оптическая дисграфия — дисграфия , связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Слайд 3

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш , ц , щ ; б, в, д , у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.

Слайд 4

Основные причины, вызывающие у детей данное нарушение: неустойчивость зрительного восприятия и представления; моторная расторможенность, либо заторможенность; недоразвитие оптических речевых систем головного мозга; несформированность пространственной ориентировки.

Слайд 5

Работа по профилактике оптической дисграфии проводится в следующих направлениях : Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). Расширение объёма и уточнение зрительной памяти. Формирование пространственных представлений. Развитие зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти, внимания.

Слайд 6

Упражнения для развитие зрительного восприятия 1 . Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине. 2 . Выделить из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки »). 3 . Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур. 4 . Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда. 5 . Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными. 6 . Узнать предмет по контурному изображению. 7 . Соотнести предметы с их черными силуэтами. 8 . Найти различия в двух предметных картинках. 9 . Узнать предметы, наложенные друг на друга. 10 . Узнать зашумленные предметы. 11 . Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным. 12 . Найти одинаковые предметы, объекты. 13 . Назвать недорисованные изображения предметов. 14 . Определить, что неправильно нарисовал художник. 15 . Определить, что забыл нарисовать художник. 16 . Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде. 17 . Найти спрятанные в рисунках предметы. 18 . Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой. 19 . Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы , «заплатки»). 20 . Угадать предметы по отдельным деталям. 21 . Узнать изображения. 21 . «Лабиринты».

Слайд 7

Упражнения для развития зрительной памяти 1 . Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти. 2 . Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги. 3 . Восстановить пары картинок. 4 . Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка). 5 . Сравнить две картинки и найти их отличия. 6 . Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

Слайд 8

Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве. 1 . Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти. 2 . Назвать, что выше (ниже) всего. 3 . Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела. 4. Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.). 5. Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывание головы и т.д.). 6. Назвать и показать правые и левые части тела. 7. Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т.д.). 8. Выполнить движения только в направлении налево. 9 . Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха 10. Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). 11. Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко). 12. Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п . 13. Графические диктанты. 14. Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник. 15. Провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому. 16. Закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку). 17. Пространственные слуховые диктанты. 18. Отработать правильность употребления предлогов перед, за между, после, около, рядом, на, под, над, в. 19. Отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих ...

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Консультация для родителей "Дисграфия: определение, что важно знать, профилактика. Виды и помощь при определенном виде дисграфии".

Что такое дисграфия.  Кратко о том, что в нашем организме все взаимосвязано. Профилактика дисграфии. Кратко о ее видах, симптомах и  пример материала для исправления конкретного вида дисграф...