Нарушения лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике

Типина Екатерина Павловна

Замедленность речевого развития дошкольников с ОНР, трудности в овладении словарным запасом влекут за собой недоразвитие грамматической стороны речи, ограничивают речевые контакты ребенка со взрослым и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения: может затрудняться понимание обращённой речи и построение собственных высказываний. Учитывая важность наличия достаточного уровня развития лексики для создания предпосылок успешного школьного обучения, развития познавательной деятельности, проблема развития лексики у дошкольников с ОНР  становится актуальной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_leksiki_u_doshkolnikov_s_onr_.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения лексики у дошкольников с общим недоразвитом речи

В настоящее время исследованию особенностей лексики детей, имеющих нарушения речи, придается большое значение. Это обосновано тем, что состояние лексического строя имеет большое значение для развития познавательной деятельности (слово, его значение является средством не только речи, но и мышления) [Л.С. Выготский; Леонтьев А.А.], овладения письменной речью. Исследование данной проблемы представлено в работах таких авторов, как В.К. Воробьева, А.Н. Гвоздев, В.А. Гончарова, В.А. Ковшиков, С.В. Плотникова, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова и др.

Замедленность речевого развития, трудности в овладении словарным запасом влекут за собой недоразвитие грамматической стороны речи, ограничивают речевые контакты ребенка со взрослым и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения: может затрудняться понимание обращённой речи и построение собственных высказываний.

Дети с ОНР, имея в структуре своего дефекта нарушения лексики, имеют значительные трудности в усвоении школьной программы.

Эти обстоятельства подчеркивают важность проблемы формирования лексического строя речи, необходимость исследования особенностей лексико-семантического развития, поиска путей совершенствования дифференцированного подхода в процессе коррекционно-педагогической работы.

Учитывая важность наличия достаточного уровня развития лексики для создания предпосылок успешного школьного обучения, развития познавательной деятельности, проблема развития лексики у дошкольников с ОНР  становится актуальной.

Лингвистика — это наука о языкознании, включающая в себя несколько разделов: фонетику, лексикологию, морфемику и словообразование, морфологию, синтаксис. Лексика входит в раздел науки лексикологии и определяется, как совокупность слов, или словарный состав, того или иного языка. Слово — это языковая единица, служащая для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств). Слово состоит из меньших единиц фонем и морфем и имеет две функции — номинативную и обобщающую. Существуют слова омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, устаревшие слова, неологизмы, антропонимика, топонимы.

Предпосылки к формированию лексического словаря происходит в младенчестве, когда взрослые общаются с ребенком и когда он совершает самостоятельные действия. В младенчестве у ребенка наблюдается гуление и лепет — это процессы, во время которых ребенок отрабатывает звуковой образ будущих слов. Ближе к году накопленный пассивный словарь должен перейти в активную речь. Но для этого нужно создать такую ситуацию, в которой у ребенка не будет возможности использовать протознаки. В раннем возрасте слово для ребенка служит обозначением какого-либо предмета, хотя производимые ребенком слова (протослова) могут быть не похожи на нормативные. В дальнейшем в процессе анализа и синтеза слова уточняются, систематизируются, и расширяется их значение. Для общения с большим количеством людей детям необходимо совершенствовать свой речевой навык. По этой причине в дошкольном возрасте происходит большой скачок в развитии речи у детей: значительно расширяется словарный запас, начинает воспринимать внеситуативную речь, рассказывать, пересказывать, развивается монологическая речь, совершенствуется диалогическая. Школьный период характеризуется своими особенностями. Дети овладевают письменной речью, чтением. Благодаря этому происходит знакомство с литературным языком (научно-публицистическим стилем, художественным и т.д.). В связи с чем, расширяется словарь абстрактных слов, увеличивается количество терминов, лексика школьников становится вариативной. На данном этапе речь может быть полностью независима от ситуации.

При ОНР у детей наблюдается резкое недоразвитие всех компонентов речевой системы, в том числе и лексики. Значительная разница наблюдается в объеме активного и пассивного словаря. Детям трудно перевести имеющиеся в пассиве слова в активную речь. Несмотря на лучшее развитие пассивного словаря все же дети с ОНР не знают многих слов, которые встречаются в речи реже. Большие трудности у детей с ОНР вызывают актуализация атрибутивного и предикативного словаря. Чаще у детей наблюдаются те слова-действия, которые выполняет сам ребенок. Наибольшие затруднения вызывает усвоение абстрактных слов. Для детей с ОНР характерно неточное употребление значений слов. Из-за недостатка словарного запаса дети часто заменяют нужно слово на известное им — появляются парафразии. Чаще всего они заменяют одно слово на другое, находящееся в том же родовом понятии, схожие по семантическим признакам или по звучанию. У детей с данным нарушением речь не приобретает внеситуативный характер.

Проблема формирования словаря у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления.

Словарный запас дошкольников с ОНР характеризуется рядом особенностей, таких, как: ограниченность лексики; резкое расхождение объема активного и пассивного словаря; неточное употребление слов; многочисленные вербальные парафразии; несформированность семантических полей; дисгармоничное развитие морфологической и синтаксической систем языка; затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей; морфологические аграмматизмы [Гончарова В.А.]

В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей является значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом [Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.].

Одно из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения [Спирова Л.Ф., Ястребова А.В.].

Бедность словаря проявляется в названии ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояния, качества и признак предмета. Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Нарушения актуализации словаря проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Отмечается задержка формирования семантических полей [Волосовец Т.В.].

Для детей с ОНР характерной является вариативность лексических замен, что свидетельствует большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

У детей с ОНР, в отличие от нормы, процесс поиска слова осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано. Вербальные парафазии обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей, структуры одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушения актуализации словаря дошкольников у детей с ОНР проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Нарушения развития лексики проявляются и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов [Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.].

Несформированность лексической системности и семантических полей, трудности актуализации лексики, неточность словаря у детей с ОНР препятствуют нормальному протеканию процесса обучения грамоте, усвоения грамматики в школе. В связи с этим необходимо целенаправленная работа по организации семантических полей, по формированию лексической системности у детей с ОНР ещё в дошкольном возрасте. [Парамонова Л.Г., Серебрякова Н.В.].

Для определения степени сформированности и соответствия с возрастными нормами лексических средств языка используется специальный набор приёмов. Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. При своей простоте он позволяет выявить возможности ребенка соотнесенности предметного изображения с соответствующим ему словом. С помощью этого приема выявляется знание ребенка слов, имеющих конкретное значение.

Для самостоятельного называния подбираются картинки, содержащие предметы, действия, качества, встречающиеся в обиходе часто и сравнительно редко, но в большинстве случаев известные детям. Кроме того, в наборе наглядного материала представлены изображения целого предмета и его частей, а также картинки, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью [Парамонова Л.Г., Серебрякова Н.В.].

При обследовании логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.

Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, развития лексического запаса и грамматического строя. Важно определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка [Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.].

У дошкольников с ОНР выявляются трудности при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов, в результате ограниченности словарного запаса, трудностях актуализации словаря, неумении выделении существенных семантических признаков в структуре значения слова, осуществлении сравнения значений слов на основе единого семантического признака.

Таким образом, при ОНР наблюдается нарушение всей лексической стороны речи, особые трудности наблюдаются в качественном и количественном состоянии словаря, именно поэтому данная методика направлена на исследование активного и пассивного словаря у дошкольников в возрасте 5,5 лет.

Исследование лексики рекомендуется проводить с изучения активного словаря ребенка, пассивный словарь исследуется тогда, когда данной единицы в активной речи нет [Грибова О. Е., Бессонова Т. П.].

В процессе исследования отмечается:

1) объем словаря соответствует возрастной норме или нет;

2) характеристика активного словаря (звукоподражание, лепетные слова; наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных);

3) точность употребления слов. Если имеется недоразвитие речи, то неточность употребления слов может происходить на основе: звуковой близости слов (куст винограда — кисть винограда); отождествления наглядной ситуации — замещения названия предмета внешне сходным (сарафан — платье); сходных по своему назначению (тарелка — вилка); ситуационной связи друг с другом (клумба — цветы, марка — конверт); обозначения вместо предмета всей ситуации, что ведет к перефразированию (душ — кран льет воду); замещения родственных семантических групп — расширения смыслового содержания (идет черепаха, идет по песку); сужения смыслового содержания (зашивает швея, зашивает платье); смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (вместо приземлился самолет заземлился, вместо смотрел, засмотрелись на интересный фильм и т.д.) [Волкова Г.А.].

Результаты исследований по исследованию лексики у детей с ОНР позволили установить, что у дошкольников с ОНР системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Были выделены особенности, которые приводят к неправильному выполнению заданий:

  • трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;
  • недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
  • недостаточная активность процесса поиска слова;
  • несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;
  • неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;
  • ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Также можно сделать ряд выводов, основываясь на данные исследований.

  1. Лексическая система речи детей с ОНР развивается медленнее, чем у детей с нормальным речевым развитием.
  2. Словарь пополняется неравномерно: преимущественно это происходит за счет слов с конкретным значением, слова, имеющие абстрактное значение, накапливаются значительно медленнее. Также словарь, в основном, представлен существительными, в речи присутствуют глаголы, но их количество недостаточно, слова других частей речи практически не представлены. Это можно объяснить тем, наречия зачастую являются словами с абстрактным значением, а употребление прилагательных требует определенных знаний, например: оттенков, величины, сформированности эмоционально-оценочных категорий. За счет этих недостатков речь обеднена, высказывания зачастую стереотипны, лексическая бедность.
  3. Присутствуют определенные трудности актуализации слов, поиск слов осуществляется замедленно.
  4. Бедность словаря наблюдается при употреблении слов, за счет чего образуется большой разрыв между активным и пассивным словарем.
  5. Детям требуется систематическая целенаправленная коррекционная помощь по развитию лексической стороны речи, требующая дифференцированного подхода.

Логопедическая работа, направленная на развитие лексической стороны речи дошкольников с ОНР, должна учитывать уровень развития словаря и быть основана на системном подходе. Критериями дифференцированного подхода в процессе могут быть: степень и характера недоразвития лексики, состояние физиологического и психологического здоровья детей. Это находит отражение в особенностях организации и проведения процесса коррекции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Учебное пособие. — М.: АСТ: Астрель. 2006. — 319 с.
  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — 2-е изд., стер. — М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. — 571 с.
  3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 144 с.
  4. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. –– М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. — 256 с.
  5. Воробьёва В.К. Лексико-семантические особенности речи детей с моторной алалией // Расстройства речи и голоса в детском возрасте / Под. ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М., 1973. — С. 176 — 185.
  6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Изд-во «Детство-пресс». СПб.: Творческий центр Сфера. М., 2007. — 470 с.
  9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов. М.: ACT: Астрель, 2010. — 358 с.
  10. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд.пед.наук. — СПб.: 2002. — 16 с.
  11. Гончарова В.А., Поварова И.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. — СПб.: Феникс, 2008. — 222 с.
  12. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. — М.: Аркти, 1999. — 64 с.
  13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций. — СПб.: Детство-Пресс, 2000. — 240 с.
  14. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: (Учеб. пособие для студентов дефектологических фак. высших пед. учеб. заведений и логопедов). — М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994. — 128 с.
  15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. — 238 с.
  16. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. - М.: НМЦентр, 1994. — 20 с.
  17. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. Ун-та, 1990. — 208 с.
  18. Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. Минск: Высшая школа, 1974. — 108 с.
  19. Ковшиков В.А. Нарушение актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. —Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. С. 3-10.
  20. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2001. — 96 с.
  21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова — СПб.: Каро 1999.  —160 с.
  22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Спб.: СОЮЗ, 2001. — 244 с.
  23. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
  24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2006. — 287 с.
  25. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. — СПб.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011. — 462 с.
  26. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — М.: Изд-во: МГУ; 2006. — 240 с.
  27. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, Союз, 2001. — 192 с.
  28. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: Хрестоматия. / Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 224 с.
  29. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
  30. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. —272 с.
  31. Нарушение речи у дошкольников / Под ред. Р.А. Беловой-Давид. — М.: Просвещение, 1972. — 232 с.
  32. Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Р.Е. Левиной — М.: Просвещение, 1968. —  367с.
  33. Парамонова Л.Г., Серебрякова Н.В. Изучение и коррекция речевых расстройств. Межвузовский сборник научных трудов. —  Л., 1986. — С. 56-63.
  34. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка / С.В. Плотникова.  —М.: Флинта, 2011. — 224 с.
  35. Русский язык: Учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 768 с.
  36. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии. Кандидатская диссертация. — СПб, 1996. — 242 с.
  37. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. —  СПб. — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. — 52 с., ил.
  38. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического и грамматического строя речи // Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982. — С. 35-59.
  39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1981. — 111 с.
  40. Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников»// «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1. — С. 5-6.
  41. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999. — 250 с.
  42. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.  
  43. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.) — М.: Просвещение, 1989. —223 с.
  44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. — М.: Альфа, 1993. — 125 с.
  45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  46. Штерн А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности. Монография. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992. — 236 с.
  47. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проектирование педагогической системы, которая позволит обогатить процесс речевой коммуникации за счёт овладения детьми с ОНР эмоциональной лексикой посредством организованной систематической поэтапно...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Статья "Развитие эмоционально - оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня"

Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, наиболее адекватно выраж...

Консультация для родителей и воспитателей "Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации  представлен материал о нарушении формирования лексики у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

"Основа профилактики нарушения письма у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основа профилактики нарушения письма у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи...