Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Веселый язычок!»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Яковлева Наталья Егоровна

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Веселый язычок!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ag.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию артикуляционной моторики

у детей с ТНР «Веселый язычок!»

Актуальность. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика. Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Участники проекта: дети старшей группы с ТНР, учитель–логопед, воспитатели, родители.

Сроки реализации: сентябрь 2022 г. – ноябрь 2022 года.

Цель проекта: создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей, через применение артикуляционной гимнастики.

Задачи учителя - логопеда:

- провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей;

- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики;

- продемонстрировать способы и приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Задачи педагогов:

- совместно с учителем – логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений;

- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность их движений;

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;

- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.

Задачи родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения арт. гимнастики.

Ожидаемый результат:

1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;

2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;

3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Средства достижения поставленных задач:

- использование артикуляционной гимнастики в коррекционно-воспитательном процессе, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;

- информационные листы для родителей;

- разработка приемов для развития артикуляционной моторики;

- анализ методической литературы по данной теме.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, зрительные опоры-схемы, на которых графически обозначено поэтапное движение языка, губ, челюсти, положение рта при выполнении того или иного упражнения; логопедические игры и адаптированные сказки по развитию мышц артикуляционной моторики, стихотворные тексты, зеркала, логокуб с изображением поз артикуляционной гимнастики, игрушки для развития дыхания, модели артикуляции звуков - Звуковички, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «шумелочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т. д.)

План выполнения проекта

1. Подготовительный этап (диагностический, информационно-аналитический)

Задачи: провести мониторинг состояния артикуляционной моторики у детей с ТНР, выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах развития мышц артикуляционного аппарата и выполнения упражнений артикуляционной моторики, установить с ними контакт и согласовать воспитательное воздействие на детей;

- диагностика состояния арт. моторики у детей;

- изучение методической литературы по данной теме;

- определение темы, цели и задач, содержание проекта;

- прогноз результата деятельности.

- родительский клуб: знакомство с проектом «Веселый язычок!»;

- подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации;

современных, многофункциональных игр для развития арт. аппарата детей.

2. Основной этап (практический)

Задачи: разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам развития артикуляционного аппарата детей через участие родителей в практической деятельности.

- составление перспективного плана проведения артикуляционных игр педагогов и родителей с детьми;

- включение воспитателем артикуляц. игр в коррекционно-образовательный процесс;

- консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ТНР», «Участие семьи в коррекционно-речевом развитии ребенка»;

- мастер-класс для детей и родителей: «Сказка о веселом язычке»;

- выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию арт. моторики детей.

3. Заключительный этап (контрольно-диагностический)

Задачи: проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросу усвоения приемов и правил проведения артикуляционной гимнастики и формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка.

- диагностика арт. моторики у детей;

- анализ проделанной работы по проекту «Веселый язычок!» с родителями.

Качественное и регулярное использование артикуляционной гимнастики педагогами и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Перспективно-тематический план работы над проектом

«Веселый язычок».

Форма работы

Цель

1

Беседа с детьми

Введение в тему проекта. Знакомство с органами артикуляции и их основными движениями.

2

Заседание родительского клуба

Знакомство с проектом «Веселый язычок»

3

Включение артикуляционных упражнений во все режимные моменты.

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность их движений

4

Мастер-класс «Сказка о веселом язычке»

Показать значение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в развитии моторики артикуляционного аппарата. Продемонстрировать способы и приемы проведения артикуляционной гимнастики

5

Памятки для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»: «Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ТНР», «Участие семьи в коррекционно-речевом развитии ребенка»; «Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики»

Повышение педагогической компетенции родителей.

6

Подготовка современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей: «Веселый язычок», «Звуки речи», «Говорим медленно», «Песенка гласных звуков», «Наглядный материал для автоматизации звуков речи» и др.

Развитие мышц артикуляционного аппарата.

Использование полученного продукта, как на логопедических занятиях, так и на занятиях с воспитателями;

Включение родителей в коррекционный процесс.

7

Самомассаж языка.

Познакомить с приемами самомассажа.

8

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.

Подведение итогов проекта «Веселый язычок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»

В проекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о развитии мелкой моторики и координации движений...

Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».

Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».Тип проекта: Практический, краткосрочный.Участники проекта: дети первой младшей груп...

Проект для развития мелкой моторики для детей 2-3 лет "Кружок "Веселые ладошки"

Знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Показать важность работы по развитию мелкой моторики и научить родителей выполнять психотехнические игры, уп...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста « Веселый язычок»

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики  для детей дошкольного возраста «  Веселый язычок»...

Проект: Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей младшей группы "Веселые ладошки"

Актуальность моей работы заключается в том, что совместная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, ...

Логопедический проект по развитию артикуляционной моторики

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей "Весёлый Язычок"

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей "Весёлый Язычок". Цель проекта: развитие и укрепление мышц органов артикуляционного аппарата и создание основы для чистого звукопроизношен...