Конспект «ЗВУКИ (Р),(Рь) И БУКВА Р»
план-конспект занятия по логопедии

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuki_rr_i_bukva_r.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «ЗВУКИ (Р),(Рь) И БУКВА Р»

Цель: закрепление представлений о звуках (р), (рь) и знакомство с буквой Р.

Образовательные задачи:

  1. Совершенствовать навыки различения и произношения звуков (р), (рь) изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  2. Закрепить знание характеристики звуков (р), (рь).
  3. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове.
  4. Упражнять в образовании сложных слов.
  5. Упражнять в образовании прилагательных от глаголов и существительных.
  6. Упражнять в составлении сложных предложений с союзом «а».
  7. Познакомить с графическим обозначением звуков (р), (рь).
  8. Продолжать формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов.
  9. Формировать умение читать слоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать фонематические процессы.
  2. Развивать внимание, память, мышление.
  3. Развивать графические навыки.
  4. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.
  5. Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: сюжетная картина на звуки (р), (рь), картинки с изображением повара и поваренка, магнитная доска, символы звуков, предметные картинки с изображением продуктов питания и посуды, буквы, карточки для раскрашивания и дописывания буквы, карточки с напечатанными словами, тетради, карандаши, ручки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Назовите картинки со звуком (р), (рь).

      2. Введение в тему

Ходит в белом колпаке

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

По В. Степанову.

- Кто это?

- Кто помогает на кухне повару?

- Если в слове «повар» слышится звук (р), то какой противоположный ему мягкий звук слышится в слове «поваренок»?

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство со звуками (р), Рь).

3. Основная часть

- Вспомните характеристики звуков (р), (рь).

- Чем отличаются эти звуки?

* Игра «Наоборот»

- Повар с поваренком в перерывах играют в следующую игру: повар говорит слоги со звуком (р), а поваренок превращает их в слоги со звуком (рь).

Материал: дра, дру – дря, дрю; бры, бро – бри, бре; гро, гру – гре, грю; хрэ, хра – хре, хря; фру, фры – фрю, фри; зра, зрэ – зря, зре;вры, вру – ври, врю.

*Игра «Разложи продукты»

- На кухне все продукты должны лежать на своем месте. Повар складывает продукты, в названии которых слышится звук (р), а поваренок  - со звуком (рь). Давайте поможем им.

- А теперь разложите продукты повара на подносы в зависимости от того, где в их названии слышится звук (р). На подносах есть подсказка – схема для определения места звука в слове.

 Лексический материал: сыр, укроп, петрушка, курага, хурма, фарш, рыба, гранат, картофель, сахар, виноград, морковь, кефир; репа, огурец, перец, креветки, греча, рис, курица, гриб, редис.

*Игра «Кухонные помощники»

- У поваров на кухне есть помощники, но у них очень сложные названия. Например, кофе варит кофеварка; мясо рубит….

Материал: мясо рубит – мясорубка, кофе варит  - кофеварка, паром варит – пароварка, овощи режет – овощерезка, сам варит – самовар, скоро варит – скороварка, яйца режет – яйцерезка, рыбу чистит – рыбочистка, картофель чистит – картофелечистка.

*Игра «Меню»

- Повар и поваренок приготовили много блюд. Составим меню. Если повара мариновали кукурузу, какое блюдо будет в меню?

- Правильно: маринованная кукуруза.

- Если повара готовили варенье из брусники, какое блюдо будет в меню?

Лексический материал: маринованная кукуруза, вареные макароны, жареные сырники, грибное рагу, куриный пирог, огуречная окрошка, рисовые роллы, рыбные консервы, черничный йогурт, творожная ватрушка, брусничное варенье, фруктовый десерт, картофельное пюре, смородиновый зефир.

*Игра «Уборка»

- После того как все приготовлено, нужно вымыть грязную посуду. Повар моет посуду, в названии которой есть звук (р), а поваренок – со звуком (рь).

Материал:

-Повар моет кружку, а поваренок поварешку.

-Повар моет сковороду, а поваренок тарелку.

-Повар моет сахарницу, а поваренок перечницу.

-Повар моет противень, а поваренок рюмку.

-Повар моет терку, а поваренок кастрюлю.

-Повар моет горшок, а поваренок решето.

*Физминутка

Надену фартук, завяжу.  (Имитировать подобные движения)

Как готовлю, покажу:  (Развести руки в стороны, погрозить пальчиком)

Вода, лучок, картошка – (Наклонить кулачки, стучать пальчиками)

Поварю немножко. (Круговые движения правой рукой, левая согнута в локте, закруглена)

А еще потру морковку… (Теперь кулачком о ладошку)

Готова вкусная похлебка! (Кулачки зажаты, «держат» кастрюлю).

Знакомство с буквой Р.

- Звуки (р), (рь) мы слышим и говорим, а читаем и пишем мы букву Р.

- Найдите букву Р среди других букв и закрасьте ее.

- Напишите эту букву в тетради.

- Допишите буквы.

Чтение слогов с буквой Р.

- Прочитай слоги.

Материал: ра, ро, ру, ры, рэ, ри, ре, ар, ор, эр, ыр, ар, ур, ир.

Звуко – буквенный анализ и синтез слов.

- Соберите из звуков слово  «повар».

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько слогов в этом слове?

- Выложите под звуками буквы.

4. Итог

- С какой профессией мы познакомились?

- Кто помогает повару?

- Какую новую букву мы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".

Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....