Мастер-класс по изготовления "Вепсской куклы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Нестерова Инна Николаевна

 Мастер-класс по изготовлению традиционной обрядовой куклы.

Цель мастер-класса: Изготовление подарка к празднику Пасхи.

Задачи:

- ознакомиться с историей возникновения традиционной народной куклы,

- освоить технологию изготовления обрядовой куклы,

- воспитывать интерес старинным обычаям, обрядам.

- развивать мелкую моторику рук.

- обогащать и уточнять словарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по изготовлению традиционной обрядовой куклы.

Цель мастер-класса: Изготовление подарка к празднику  Пасхи.

Задачи:

- ознакомиться с историей возникновения традиционной народной куклы,

- освоить технологию изготовления обрядовой куклы,

- воспитывать интерес старинным обычаям, обрядам.

- развивать мелкую моторику рук.

- обогащать и уточнять словарь.

На пасху принято дарить подарки. В этот день дарят крашенные яйца, куличи, а я предлагаю подарить народную традиционную куклу, сделанную с душой своими руками.

Народная кукла учит добру, отражает мудрость народа, его идеалы и ценности. Она говорит на универсальном языке, который понятен всем людям, независимо от возраста, национальности, социального положения религиозных и идеологических воззрений.

Традиционная обрядовая кукла в свое время утратила свою значимость, а сегодня , народная кукла,  переживает свое второе рождение.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.

Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца.  Такая кукла развивать воображение и фантазию. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.

В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.

Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.

Тех, кого я заинтересовала магией народной традиционной куклой, предлагаю принять участие в мастер-классе изготовления обрядовой куклы «Капустка».

 (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.

Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Вепсская кукла являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".

Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.

Способствует обретению женской силы и семейного счастья.

Для работы нам понадобится:

• лоскут белой х\б ткани 20х20 см

• 3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см

• лоскут ткани для косынки

• лоскут ткани для фартука

• синтепон

• х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу)

Шаг 1. Изготовление головы куклы. В середину белого лоскута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки - это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.

Шаг 2. Оформляем ручки. Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.

Шаг 3. Подготовка груди. Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.

Шаг 4. Соединить детали груди с куклой,

также примотав нитью.

Шаг 5. Готовим заднюю часть сарафана.

Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.

Шаг 6. Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, сматываем.

Опускаем юбку вниз, вот что получилось.

Наша Капустка приобретает формы, пора и фартук надеть.

Шаг 7. Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.

Шаг 8. Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем надеваем его также, как любят одевать бабушки.

Вот такая красота получилась!

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Пусть эта кукла, оберегает ваш дом, дарит вам свою любовь, заботу, удачу! Желаю вам всего хорошего!

     Уважаемые коллеги! Вы убедились, что эта кукла проста в изготовлении и такую куклы можно сделать   с детьми дошкольного возраста, т.к. мы с вами не использовали   инструменты.  Изготавливаю куклу мы обогащаем словарный запас детей, развиваем мелкую моторику, знакомим с традициями.

 Развитие мелкой моторики пальцев , координации и произвольности их движения- важная и полезная задача. Это способствует развитию речи и готовит руку ребенка к письму.

Конспект занятия для детей старшего возраста

«Звук [M]

Цели: Уметь выделять звук М в конце слова;

усвоить образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ата, -ята;

формировать умение ориентироваться на плоскости листа.

  1. Организационный момент

Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор - ……овощи; яблоко, груша, слива- …фрукты; ворона, ласточка, грач- …птицы).

  1. Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

- Звук М -согласный, звонкий, потому что работает голосок. Произносится с помощью губ, коротко, его нельзя петь, обозначаем синим цветом.

«Слушай внимательно»

Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышат звук М: т-з-м-п-м-к-м-з-х-м…

«Послушай, повтори»

Ма-мо-му

Мы-мо-мы

Му-мо-му

Мэ-му-ма

«Чистоговорки»

Ом-ом – вот наш дом

Ом-ом – в лесу гном

Ом-ом – на столе альбом

«Внимание на картинку»

Логопед показывает картинки и спрашивает детей, какой последний звук в названии? (доМ, гноМ, дыМ, шлеМ, изюМ, соМ, альбоМ), если дети не справляются, помогает логопед.

«Звуковая дорожка»

Логопед объясняет детям назначение «Звуковой дорожки» (где находится звук в слове: в начале, в середине, в конце) и спрашивает:

- Где находится звук М в слове дом? (В конце слова.)

Дети кладут синий кружок в последнее окошко

  1. Физкультминутка

«Котёнок»

Жить котёнку интересно,

Прыгнул к бабушке на кресло,

Пряжу принялся мотать.

Где котёнок? Не видать!

Размотали пряжу

И нашли пропажу!(движения по тексту)

  1. «Домашние животные»

Дети рассматривают игрушки или картинки домашних животных и отвечают на вопросы: Кто это? Где живёт? Как голос подаёт? Как зовут детёнышей?

Дидактическая игра «Кто у кого?»

У кошки – котёнок, у козы – козлёнок, у коровы – телёнок, у овцы – ягнёнок, у лошади – жеребёнок.

Дидактическая игра «Кто здесь гуляет?»

 Корова и телята, лошадь и жеребята, овца и ягнята…

  1. Игра «Кто пасётся на лугу?»

У каждого ребёнка «луг» (зелёный квадрат) и плоскостные изображения животных. По просьбе логопеда дети раскладывают картинки(в верхнем правом углу пасётся лошадь, в нижнем левом углу пасётся коза и т.д.).

Итог занятия:



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего возраста

Тема: Словообразование.

(Лексическая тема «Дикие животные»)

Цель: формирование навыка словообразования уменьшительно  – ласкательной формы имен существительных.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме.
  2. Формировать умение образовывать и употреблять в речи уменьшительно  – ласкательную форму существительных.
  3. Строить фразу по отработанным моделям.
  4. Формировать навык составления сложносочиненного предложения с союзом А.

Оборудование: предметные и сюжетные  картинки, изображение старика – лесовика.

 

Ход занятия

  1. Организационный этап.

Поочерёдно показывать детям предметные картинки с изображением диких животных. Предложить сказать, кто это и где живёт. Ответивший садится на место.

  1. Коррекционно-развивающий этап.
  1. Упражнение «Отгадай-ка»

- К нам пришёл старик- лесовик и принёс лесные загадки.

Загадать загадки. Все картинки – отгадки должны быть перед детьми.

- Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк.)

- Рыжая плутовка хитрая и ловкая. (Лиса.)

- Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж.)

- Кто по лесу идёт, ветки ломает, кусты гнёт? (Медведь.)

- Комочек пуха, длинное ухо,

   Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)

- Рыжий маленький зверёк, по деревьям скок да скок. (Белка.)

- Кто такие ёж, медведь, заяц, белка, лиса, волк?

- Где они живут?

  1. Упражнение «Покажи и назови»

Рассмотреть картинки с изображением диких животных:

- Кто это? (Это волк.)

- Волк – большое дикое животное, про него можно сказать «зверь».

- Покажи и назови части тела волка. (Это у волка голова (морда, уши, нос, глаза, лапы и т. Д.).)

Ответы проговаривать хором и индивидуально.

  1. Физкультминутка

А теперь мы все зверята.

Поскакали как зайчата,

Повертелись как лисята,

Побежали как ежата,

И как волки потянулись

И на парты оглянулись.

Вперевалочку как мишки

Тихо сели мы за книжки.

  1. Упражнение «Назови ласково»

- Кто это? (Это заяц.)

- Заяц маленький. Про него можно сказать ласково – зверёк, зайчик.

- Покажи и назови части тела зайчика. (Это у зайчика головка, (мордочка, носик, ушки и т.д.).)

Ответы проговорить хором и индивидуально.

  1. Упражнение  «Сравни».

Предложить детям сравнить волка и зайчика с использованием сложносочиненных предложений и уменьшительно- ласкательной формы существительных.

Начинает логопед, интонационно выделяя значимые слова. Дети договаривают, а потом повторяют все предложения хором:

- Волк большой, а зайчик -…(маленький).

- Волк – зверь, а заяц -…(зверёк).

- У волка голова, а у зайца -… (головка).

Затем детям предложить продолжить сравнивать самостоятельно.

Аналогично обсудить пару лиса- белочка.

III. Итоговый этап.



Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию связной речи.

 (Подготовительный возраст) «В гостях у трёх медведей».

  

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

Обучающие:

  • активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;
  • учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы имен существительных;
  • учить подбирать однокоренные слова;
  • учить использовать предлоги: на, над, в, от, за;
  • учить составлять описательный рассказ.

Воспитательные:

  • воспитывать доброту, отзывчивость;
  • учить понимать свои чувства и чувства других людей;
  • учить передавать заданное эмоциональное состояние с использованием различных выразительных средств.

Коррекционные:

  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать мыслительные процессы.

Материал:

Картина «Сказочный лес», картина из сказки «Три медведя», предметные картинки диких животных и их детенышей, разрезные картинки по сюжетам сказок, предметные картинки для загадок.

Ход занятия

Логопед: Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами – волшебный сказочный лес. Что бы в нем очутиться, нужно сказать волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)                                                                                                                        Логопед: А, чтобы волшебство произошло, как надо произнести эти слова  таинственно, тихо и ласково.

Логопед:

 1,2, 3, 4, 5

Надо глазки закрывать,

Полетели, закружились,

И в лесу все очутились!

Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этом лесу? (Ответы детей)

Логопед: Дети, смотрите елочка, а под елочкой корзинка. А в корзинке что?    (Достаёт письмо).

«Дорогие дети! Помогите нам. Злой волшебник в нашем лесу перепутал все сказки и всех сказочных героев».

     

Как вы думаете, кто просит нас о помощи? (Ответы детей)

Логопед:Поможем сказочным героям?

Дети: Да!

Логопед: Злой волшебник перепутал добрых и злых героев. (детям предлагается разделить на 2 группы всех героев, добрых и злых).

(Змей Горыныч, Красная шапочка, Иван-царевич, , Карабас-Барабас,Баба-Яга, крокодил-Гена, доктор Айболит, дядя Стёпа).

 Логопед: Злой волшебник перепутал не только героев, но и сказки. Соберите правильно картинку и назовите сказку. (дети собирают разрезные картинки к сказкам: «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Айболит».

 Логопед: Отгадайте, о какой сказке идет речь в загадке:

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки?

В какой сказке мы оказались? (Выставить картину «Три медведя).

Логопед: Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

  Логопед: Предлагаю назвать «Изба медведей»? (Уточнение слов)

В сказке изба – в наше время дом, в сказке горница – а в наше время комната,  похлёбка - суп, миска- тарелка, печка – плита.

Что вы видите в избе? (Ответы детей)   

 

Логопед: Как вы думаете, чья это кровать? Расскажите, как расположены предметы?

Где стоят миски?

Где находится окно?

Что висит над кроватью?

Как по-другому можно назвать картину? (Портрет, семейная фотография)

Логопед: Что изображено справа на портрете?

Кто сидит слева от Настасьи Петровны?

Кто сидит справа от Настасьи Петровны?

Что висит на гвозде?

Игра «Назови семейство»

(Выставить картинки с животными).

Логопед: Ребята, в сказке «Три медведя» есть семья?

Назовите членов медвежьей  семьи?

 

Ответы детей: медведь – медведица – медвежонок.

Логопед: в гости к медведям приходят лесные жители. Назовите их семьи. 

Волк – волчица – волчонок.                   

Лис – лиса – лисёнок.

Заяц – зайчиха – зайчонок.

Ёж – ежиха – ежонок.

Логопед: На нашем пути  необычная елочка, она украшена предметами.

Большая ложка в сказке чья? 

Игра «Чей предмет?»

Логопед: маленькая ложечка чья?

Большая ложка – медведя, маленькая ложечка – медвежонка.

Большая чашка – медведя, а маленькая чашечка – медвежонка.

Большой стул - медведя, а маленький стульчик – медвежонка.

Большая кровать – медведя, а маленькая кроватка медвежонка.

 

 

Игра  «Скажи наоборот»

Логопед: поиграем в игру «Скажи наоборот»

Большой – маленький, высокий – низкий, голодный – сытый.

Открыть – закрыть, пустой – полный, громко – тихо.

Тонкий – толстый, сломанный – отремонтированный.

 

Физкультминутка

Шёл по лесу бурый мишка,

За ним прыгал друг зайчишка,

Серый волк брёл не спеша,

За ним кумушка -лиса,

Все они с большим волненьем

К белке шли на день рожденья!

 

Игра «Подбери слова-родственники».

Логопед: подберите слова-родственники к словам  «Лес» и «Медведь».

.

Составление рассказов-описаний

Логопед: Дети, вы устали, я предлагаю отдохнуть. Смотрите, какие чудные пенечки, присаживайтесь.

«Кто в берлогу спать ложится,

Волк, медведь или лисица?»

 А что вы можете рассказать о медведе?

Ответы детей: Медведь – дикое животное. Он обитает в лесу, спит зимой в берлоге. У него есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, на лапах когти. На голове есть уши, глаза, нос, пасть. Медведь любит малину, мед. Детеныша зовут медвежонок. Медведь рычит.

Логопед: поиграем в игру «Поймай словечко».

Ложка – Сколько звуков в этом слове?

Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных звуков? Сколько слогов?

Логопед: Стул -– Сколько звуков в этом слове?

 Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных звуков? Сколько слогов?

Ответы детей.

Логопед: В сказке Маша присела на стульчик Мишутки и что случилось?

Как поступила Маша?

Что плохого сделала Маша?

Как вы считаете, можно так вести себя в незнакомом месте?

Как нужно вести себя в незнакомом месте? (Ответы детей).

 Логопед: всегда и везде надо вести себя воспитанно, и тебе все будут рады. Об этом есть пословица «Доброму гостю и хозяин рад».

Ребята, а Мишутка то у нас остался расстроен. Почему? Что же делать?

Я для вас приготовила инструменты, расскажите Мишутке, чем можно починить стул?

(Дети выбирают нужные картинки с инструментами: молоток, зубная щетка, гвозди, нож, вилка, карандаш, ручка)

Логопед: Ну, вот дети, сколько добрых дел мы сегодня сделали. Как вы думаете, все задания сказочных героев мы выполнили?

Дети: Да!

 Логопед: Пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова:

                               На одной ножке покрутись

                               В детский садик возвратись

Итог



Предварительный просмотр:

 

Проектная деятельность в ДОУ

В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работу дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФГОС ДО.

Что же такое проект?

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, предполагает интеграцию различных образовательных областей и основывается на потребностях и интересах детей.

     Начало любого проекта в ДОУ связано с одной из важных его      составляющих – заинтересованностью детей. Нередко приходится сталкиваться с проблемой мотивации детей. Однако существует ряд эффективных методик и педагогических приемов, способствующих возникновению интереса у детей. Например:

•        Делать что-то в присутствии детей:

- не привлекая их (дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно выступает инициатором, а вот человек, увлеченно занятый делом (и взрослый особенно), привлекает детское внимание без дополнительных усилий);

- «игнорируя» детей или попросив «не мешать» (воспитатель с младшим воспитателем сели играть в шахматы).

•        Внести:

- предмет обязательно чей-то (воспитателя, ребенка, члена семьи – принадлежность делает предмет более значимым) и положить его на стол воспитателя или другое популярное у детей место;

•        -Попросить о помощи (конкретной, реальной).

•        - Договориться заранее (принести книгу, афишу, пригласительный билет, надеть одежду определенного цвета, необычно поприветствовать при встрече…).

•        - Специально организовать ситуацию (перекрыть воду «Чем будем мыть руки?», заменить мыло на кирпичик).

•        Объявить тему.

Главное, что в начале должно произойти что-то необычное и интересное, что побудило бы детей к дальнейшей совместной проектной деятельности. Ведь не секрет, что дети лучше запоминают то, что привлекло их внимание, заинтересовало и стало для них значимым.

Типы проектов

В зависимости от количества участников, продолжительности реализации и доминирующего вида деятельности, проекты классифицируются следующим образом:

Веракса Н.Е. в своей книге «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» выделяет три основных вида проектной деятельности:

•        По количеству участников в проекте:

•        индивидуальные

•        групповые

•        коллективные

•        по продолжительности выполнения проекта

•        краткосрочные (один или несколько дней, неделя, месяц)

•        средней продолжительности (до 3 мес.)

•        долгосрочные (полугодие, учебный год)

•        По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)

1.        Исследовательско -творческий

2.        Информационный (практико-ориентированный)

3.        Ролево-игровой

4.        Творческий

•        творческую

•        исследовательскую

•        нормативную.

При этом:

•        Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

•        В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями.

•        Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

Способ разработки проектов

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «Трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

1.        Что мы знаем?

2.        Что мы хотим узнать?

3.        Что узнали?

•        Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ  отдельных  занятий  позволяет  улучшить  будущие  проекты. Для анализа воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Основные этапы проектирования

I этап. Поисковый.

Определение темы проекта.

В самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и решения задачи.

2 этап. Плановый.

Разработка плана деятельности по достижению цели:

-К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

-В каких источниках можно найти информацию;

-Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

-С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3 этап. Практический.

Выполнение проекта.

Работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно- развивающей среды.

Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Педагог по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой: «Практическая помощь по необходимости», так как у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4 этап. Завершающий или контрольный.

Подведение итогов.

Проводится презентация продуктов проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов.

При этом демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога , возвращаясь к цели (получилось ли, что хотели).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для    создания   портфолио       любой   проектной   деятельности,    нужно придерживаться структуры оформления, которая включает:

•        информационную карту (основные сведения о проекте, его характеристика);

•        содержание (план реализации проекта, этапы с описанием мероприятий по реализации проекта);

•        приложение (конспекты, анкеты, сценарии, фотографии, результаты продуктивной деятельности - рисунки и пр.)

Портфолио проекта

Подводя итог, всему сказанному выше, следует сказать, что основной целью включения проектного метода в практику работы ДОУ является создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.



Предварительный просмотр:

Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основной целью речевого развития формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим, развитие всех видов речи. Экологическое воспитание дошкольников как никогда актуально и тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, развивается речь и все её компоненты: звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

Особенностью речевой деятельности дошкольников является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность. В связи с этим экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях животных, условиях их жизни. Формированию бережного отношения к природе способствует её эстетическое восприятие. Умение ребёнка строить предложения различной структуры тесно связано с накоплением словарного запаса. Соответствующим образом через знакомство с природой происходит его формирование. Эстетическое восприятие природы и природных явлений вызывает у ребёнка положительные эмоциональные переживания, что ведёт к потребности передать посредством речи своё эмоциональное состояние. Связная речь является главным показателем уровня развития детской речи.

  Коррекция речевого развития детей ведётся по трём направлениям:

- развитие лексико-грамматических средств языка,

- формирование правильного произношения и навыка звукового анализа,

- развитие связной речи.

Эффективны в работе с детьми разнообразные игры. Игры способствуют развитию психических процессов, обогащают словарь. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных. Многие игры, связанные с природой, учат классификации. Предметные игры с использованием различных предметов природы (семена, шишки, жёлуди, каштаны, камешки, фрукты, овощи, листья, песок) способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы. Игры с использованием разнообразных семян способствуют не только усвоению знаний о природе, но и развитию фонематического восприятия у детей.

Применяем  игры с песком, которые своего рода терапия. Самостоятельное направление в коррекции речевых расстройств. Играя с песком, ребёнок получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании, учится соотносить речь с движением персонажей на песке и начинает действовать самостоятельно. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние. Посредством работы с ним осуществляется самомассаж.

Также  включаем в работу подвижные игры природоведческого характера, которые помогают формировать речевую активность детей, закреплять поставленные логопедом звуки, нормализовать моторные функции.

В деятельности детей присутствуют настольно-печатные игры (лото, домино, разрезные, парные картинки), словесные игры развивают у детей связную речь, обобщают и систематизируют у детей знания о природе.

  Читаем  художественную литературу. Помимо обогащения словаря и развития связной речи чтение данной литературы помогает детям познать природу во всём её многообразии.

Произведения, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость. Это помогает воспитывать бережное отношение к природе.

Развитие речи детей происходит в рассказах, беседах о природе. В рассказах изложение носит описательный характер. Он используется для создания у детей представлений о том или ином явлении природы, о природе в целом. В результате вызывает положительные эмоции, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.

         Методы и приемы, которые можно использовать для решения   задач экологического воспитания:

Экологические минутки.

Цель – создание проблемных ситуаций.

Решаются речевые задачи:

  • развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;
  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например «Почему деревья белые?». Дать  детям задание: исправить ошибки и обосновать.

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?» (Весенний сад, цветущие деревья).

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

С целью развития детской фантазии включаем в свою работу экологические сказкипри проведении которых решаем следующие задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;
  • развивать мышление, память, воображение.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

Дидактические игры.

Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы.

Решаются речевые задачи:

  • упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать;
  • решать логические задачи.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие.

Например, «Меню для белки»:

Завтрак – стакан клюквенного сока и каша из лесных орехов;
Обед – грибной суп, котлеты с листьями крапивы и компот из черники;
Ужин – семена еловых шишек и чай из зверобоя и мяты.

Например, «Добрые слова»

Дети встают в круг. Все они маленькие листочки. Просим каждый листок сказать о своей Осени несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Осени. Дети могут быть травинками, снежинками, капельками дождя.

Соревновательные игры

Стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс чтецов; экологические викторины;

С целью развития звучности рифм сочиняем загадки, стихи.

С их помощью решаются  речевые задачи:

  • развивать творческое познание слова, действий с ним;
  • формировать грамматический строй речи.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Составляя сравнения по двум или более признакам, дети учатся  умению понимать сравнения,  самостоятельно придумывать загадки.

Рифмовки

Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.

Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 4-6 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет педагог.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Например, «Жила-была прозрачная сосулька».

Жила-была прозрачная сосулька

Была она твердая, как пулька.

Подошел к ней мальчик и сбил,

И себе он в рот положил.

А потом мальчик заболел.

И Айболит к нему прилетел.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. После рассматривания картины «Птицы зимой» – появились новые рифмовки о зимующих птицах, зимних явлениях.

Формированию тенденции к саморазвитию собственной речи способствуют наблюдения.

С помощью данного метода учим дошкольников:

  • уметь выстраивать диалог;
  • уметь излагать свои мысли;
  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Каждое новое слово неоднократно четко  проговариваем, а  затем повторяем с  детьми.  Ставим перед детьми вопросы так, чтобы их ответы  требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, закрепляются в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин, например, И.Левитана «Весна. Большая вода», С. Герасимова «Последний снег», К. Юона «Русская зима» и др., а так же в игровой деятельности. Вводя в речь новые слова, приучаем  детей к точному, творческому использованию.

Для развития фонетико-фонематических процессов используем такие игры как:

«Кто как голос подает»,

«Найди заданный звук» (педагог просит ребенка хлопнуть, поднять руки, как только услышит нужный звук).

С целью узнавания ритмического рисунка проводим игру «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку дети догадываются, кто пришёл на полянку. 

Игра «Капелька».

В игре «Что просит зайка?» учим выделять слова с заданным звуком, развивать фонематический анализ и синтез. В ходе игры  показать детям игрушку, и сказать, изображая ее: «Я очень голоден, но боюсь лисы, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук «О». Аналогично с другими звуками.

Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствует познавательному развитию детей и обогащению словаря.

Занятия по развитию речи для повышения детского интереса  нужно  проводить:

  • с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» может «помогать» проводить сказочный Лесовик, по теме: по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;
  • используя  разнообразные наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
  • читая  художественную литературу: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствует обогащению их словаря.

Важно оформлять  познавательные  уголки по темам:  

«Зимующие птицы», «Дикие животные», «Цветы», «Овощи» и т.д.

«Создание огорода в ДОУ» где дети совместно со взрослыми сажают, ухаживают и наблюдают за растениями.

«Создания огорода лекарственных растений» дети пополняют словарный запас, узнают много о мире полезных растений.

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, природе, познавательные способности и представления о себе.



Предварительный просмотр:

Тема:  Дифференциация звуков  Б и П. (старшая группа)

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

-учить различать звуки Б и  П ,  научить характеризовать их  с опорой на различные виды контроля.

Учить правильно употреблять предлоги: на, в.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей фонематические процессы;

-развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование:  картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названиях которых присутствует звук [Б] и [П];  цветные фишки, для выкладывания звуковой схемы.

Ход занятия:

1. Логопед: Сейчас сядет тот, кто правильно повторит.

Ба-ба-па

Па-па-ба

Ба-па-ба

По-по-па….

2.  Логопед: Когда бобёр бьёт в барабан, какой звук получается?  (Звук Б)

Какой звук [Б] – согласный, твёрдый, звонкий.  (Проверяем)

Логопед: А когда закипел самовар, какой звук он издаёт?  (Звук П)

Какой звук [П] – согласный, твёрдый, глухой. (Проверяем)

3. Игра «Хлопай не зевай»

 Когда услышите звук [Б] - хлопаем, а когда услышите  звук [П] – топаем!

4. В какой букве живёт звук [Б]? А звук [П]? (показ буквы).

5. Пальчиковая гимнастика.

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели  в квартире.

6. Ребята, Буратино и Мальвина играли и случайно перепутали все картинки, давайте им поможем.

(Расставляем картинки)

7. Логопед: -Послушайте, сколько звуков я произнесла. БО, АП.

(звуковой анализ слогов с составлением графической схемы. Один ребёнок у доски).

8. Физкультминутка

1-подняться, потянуться

2 – согнуться, разогнуться

3 – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На 4 – руки шире

5 - руками помахать.

6 – на место тихо сесть.

9. Упр. « Выполни, что я скажу.»

 Возьми тетрадь со стола и положи на стул. Куда ты положил тетрадь?

Возьми футболку со стула и положи ее на полку. Куда ты положила футболку?

Возьми карандаш со стола и положи на тетрадь. Куда ты положила карандаш?

10.  Послушайте чистоговорки, запомните и повторите .

      Ба-ба-ба – на избе была труба.

      Бу- бу-бу – мы покрасили трубу.

      Бы-бы-бы голубь улетел с трубы.

      Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.

     Ип-ип –ип – к нам пришёл Филипп.

Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Тема: Образование сложных слов. (Подготовительная группа)

(Лексическая тема: Мой дом.)

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

-учить детей образовывать и употреблять сложные слова.

Коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат;

-закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги;

-расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением улицы и дома.

Ход занятия

1. Орг. момент.

    Игра «Угадай, что это?».

    Дверь, потолок, пол, окно, стены. (Комната)

    Фундамент, балкон, лестница, крыша,  стены, окна, двери. (Дом).

 Логопед: Пускай мне хорошо в гостях,

                    Но лучше дом родной.

                     В каких бы ни был я местах-

                    Всегда вернусь домой.

                    Меня родные стены ждут-

                    Помогут, защитят.

                    Ведь дома нас всегда поймут,

                     Утешат и простят.

2. Объявление темы.

Логопед: Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?(Ответы детей) Да, правильно, о доме. Но не об одном доме, а отправиться на  экскурсию по городу и рассмотреть дома поближе.

3. Вводная беседа.

Логопед: Послушайте мой рассказ о том, какие могут быть дома.

…..Для строительства немало

     Есть на складе материала:

     Дерево, кирпич,  бетон…

     Из чего же строить дом?

4.  Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Наша экскурсия началась, посмотрите на улицу, которая находится перед вами. (Вывешивает картину)

 Игра  «Какой дом?».  Образование сложных слов, относительных прилагательных.

В этом доме много этажей – он …..многоэтажный.

В этом доме много квартир – он….многоквартирный

В этом доме один этаж – он …..

В доме один подъезд – он …

В этом доме много подъездов – он ….

Дом построен из кирпича – он….

 Дом построен из дерева – он….

Дом построен из блоков – он …..

Дом построен из камня – он ….

Игра «Подбери действие». Пополнение словаря по теме «Дом».

Открываются двери и мы заходим куда?....(В прихожую.)

В прихожей (что делают?) – одеваются…

А в других комнатах?

В гостиной  (Что делают?) смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей.

                          Сегодня я жду своих лучших друзей,

                          Они соберутся в гостиной моей.

                          Мы будем играть, веселиться и петь,

                          Задорно плясать, телевизор смотреть.

В спальне (Что делают?) – спят, отдыхают.

                           Эта комната для сна,

                           В ней обычно тишина.

                           В уголке кровать стоит,

                          Рядом с ней ночник горит.

В ванной комнате (Что делают?) – умываются, моются, принимают душ, купаются, чистят зубы, причёсываются…

                            В ванну побольше воды набираю,

                            Флот свой игрушечный в воду пускаю.  

                             В ванне совсем не желаю я мыться –

                             С вражеским флотом хочу я сразиться.

В детской (Что делают?)- играют, учат, занимаются, спят, отдыхают…

В кухне (Что делают?) – готовят, варят, жарят, режут, моют, кушают…

Пальчиковая гимнастика.

Тук-тук молотком

Строим, строим новый дом.

Этот дом для Маши,

 Этот дом для  Даши    

 Этот дом для Саши  

 Этот дом для Глаши

 Этот  для Наташи

Все соседи, все друзья

Жить без дружбы

Нам нельзя!

Логопед: Мы вышли из квартиры, а вот и почтовый ящик.

Для нас есть письмо. Письмо нам прислали строители, которые строят дом, на соседней улице. А в нём загадки, которые мы должны разгадать. Слушайте внимательно. Назовите профессии людей, которые строят дом.

Человек, который задумывает и разрабатывает проект дома? (Архитектор.)

Кто управляет подъёмным краном?  (Крановщик)

Кто занимается штукатурными работами? (Штукатур)

Кто занимается окраской помещений нового дома? (Маляр)

Кто стеклит окна? (Стекольщик)

Игра «Где дерево?» 

Формирование навыка правильного употребления предлогов в речи. Логопед перемещает дерево, а дети составляют предложения, используя предлоги   у,  за,   между, справа,  слева.

Итог занятия.

Логопед:

Люди каких профессий участвуют в строительстве дома?

Из какого материала можно построить дома?

Назовите комнаты в квартире.

Что нужно делать для того, чтобы в квартире был всегда порядок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...