Мастер-класс по изготовления "Вепсской куклы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Нестерова Инна Николаевна

 Мастер-класс по изготовлению традиционной обрядовой куклы.

Цель мастер-класса: Изготовление подарка к празднику Пасхи.

Задачи:

- ознакомиться с историей возникновения традиционной народной куклы,

- освоить технологию изготовления обрядовой куклы,

- воспитывать интерес старинным обычаям, обрядам.

- развивать мелкую моторику рук.

- обогащать и уточнять словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс.22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по изготовлению традиционной обрядовой куклы.

Цель мастер-класса: Изготовление подарка к празднику  Пасхи.

Задачи:

- ознакомиться с историей возникновения традиционной народной куклы,

- освоить технологию изготовления обрядовой куклы,

- воспитывать интерес старинным обычаям, обрядам.

- развивать мелкую моторику рук.

- обогащать и уточнять словарь.

На пасху принято дарить подарки. В этот день дарят крашенные яйца, куличи, а я предлагаю подарить народную традиционную куклу, сделанную с душой своими руками.

Народная кукла учит добру, отражает мудрость народа, его идеалы и ценности. Она говорит на универсальном языке, который понятен всем людям, независимо от возраста, национальности, социального положения религиозных и идеологических воззрений.

Традиционная обрядовая кукла в свое время утратила свою значимость, а сегодня , народная кукла,  переживает свое второе рождение.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.

Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца.  Такая кукла развивать воображение и фантазию. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.

В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.

Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.

Тех, кого я заинтересовала магией народной традиционной куклой, предлагаю принять участие в мастер-классе изготовления обрядовой куклы «Капустка».

 (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.

Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Вепсская кукла являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".

Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.

Способствует обретению женской силы и семейного счастья.

Для работы нам понадобится:

• лоскут белой х\б ткани 20х20 см

• 3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см

• лоскут ткани для косынки

• лоскут ткани для фартука

• синтепон

• х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу)

Шаг 1. Изготовление головы куклы. В середину белого лоскута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки - это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.

Шаг 2. Оформляем ручки. Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.

Шаг 3. Подготовка груди. Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.

Шаг 4. Соединить детали груди с куклой,

также примотав нитью.

Шаг 5. Готовим заднюю часть сарафана.

Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.

Шаг 6. Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, сматываем.

Опускаем юбку вниз, вот что получилось.

Наша Капустка приобретает формы, пора и фартук надеть.

Шаг 7. Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.

Шаг 8. Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем надеваем его также, как любят одевать бабушки.

Вот такая красота получилась!

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Пусть эта кукла, оберегает ваш дом, дарит вам свою любовь, заботу, удачу! Желаю вам всего хорошего!

     Уважаемые коллеги! Вы убедились, что эта кукла проста в изготовлении и такую куклы можно сделать   с детьми дошкольного возраста, т.к. мы с вами не использовали   инструменты.  Изготавливаю куклу мы обогащаем словарный запас детей, развиваем мелкую моторику, знакомим с традициями.

 Развитие мелкой моторики пальцев , координации и произвольности их движения- важная и полезная задача. Это способствует развитию речи и готовит руку ребенка к письму.

Конспект занятия для детей старшего возраста

«Звук [M]

Цели: Уметь выделять звук М в конце слова;

усвоить образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ата, -ята;

формировать умение ориентироваться на плоскости листа.

  1. Организационный момент

Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор - ……овощи; яблоко, груша, слива- …фрукты; ворона, ласточка, грач- …птицы).

  1. Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

- Звук М -согласный, звонкий, потому что работает голосок. Произносится с помощью губ, коротко, его нельзя петь, обозначаем синим цветом.

«Слушай внимательно»

Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышат звук М: т-з-м-п-м-к-м-з-х-м…

«Послушай, повтори»

Ма-мо-му

Мы-мо-мы

Му-мо-му

Мэ-му-ма

«Чистоговорки»

Ом-ом – вот наш дом

Ом-ом – в лесу гном

Ом-ом – на столе альбом

«Внимание на картинку»

Логопед показывает картинки и спрашивает детей, какой последний звук в названии? (доМ, гноМ, дыМ, шлеМ, изюМ, соМ, альбоМ), если дети не справляются, помогает логопед.

«Звуковая дорожка»

Логопед объясняет детям назначение «Звуковой дорожки» (где находится звук в слове: в начале, в середине, в конце) и спрашивает:

- Где находится звук М в слове дом? (В конце слова.)

Дети кладут синий кружок в последнее окошко

  1. Физкультминутка

«Котёнок»

Жить котёнку интересно,

Прыгнул к бабушке на кресло,

Пряжу принялся мотать.

Где котёнок? Не видать!

Размотали пряжу

И нашли пропажу!(движения по тексту)

  1. «Домашние животные»

Дети рассматривают игрушки или картинки домашних животных и отвечают на вопросы: Кто это? Где живёт? Как голос подаёт? Как зовут детёнышей?

Дидактическая игра «Кто у кого?»

У кошки – котёнок, у козы – козлёнок, у коровы – телёнок, у овцы – ягнёнок, у лошади – жеребёнок.

Дидактическая игра «Кто здесь гуляет?»

 Корова и телята, лошадь и жеребята, овца и ягнята…

  1. Игра «Кто пасётся на лугу?»

У каждого ребёнка «луг» (зелёный квадрат) и плоскостные изображения животных. По просьбе логопеда дети раскладывают картинки(в верхнем правом углу пасётся лошадь, в нижнем левом углу пасётся коза и т.д.).

Итог занятия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...