Проект по развитию связной речи для детей 6-7 лет с ОНР "В мире слов"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Наталия Васильевна Анпилогова

Проект представляет собой разработанную стратегию по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР по средствам речевых игр и упражнений. Интересная тематика, материал доступен для педагогов, полезен  для детей и прост в использовании. Реализация данного проекта даёт хорошую динамику развития речевых возможностей старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное  Автономное Учреждение

«Детский сад № 35»

Проект «В мире слов»

для детей группы общеразвивающей направленности  6-7 лет

                                                              Анпилогова Наталия Васильевна,

                                учитель-логопед

                                                      МДОАУ «Детский сад № 35»

Г. Оренбург

2021-2022 г.

Проект по развитию связной речи детей  старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР «В мире слов».

Автор: учитель-логопед Анпилогова Н.В

 Проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи 6-7 лет, посещающих группу общеразвивающей направленности в ДОУ.

Вид проекта по продолжительности: долгосрочный (1 год)

Тип проекта: исследовательско-творческий, групповой. Предполагается  реализация этого проекта с опорой на  межпредметные связи, с гибкой открытой координацией деятельности дошкольников, педагогов, родителей и учителя-логопеда.

Цели проекта:

 -создать условия, способствующие развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста по средствам продуктивной деятельности;

- развивать чувство товарищества, сопереживания друг другу и взрослым.

Задачи проекта:

-      развивать понимание речи (инструкций, заданий) в процессе планирования и реализации продукта;

-       формировать  диалогическую речь детей в процессе согласованной работы с партнерами (планировании и реализации коллективного замысла);

-учить  формировать навыки монологической связной речи на основе активного включения продуктивной деятельности в коррекционно- развивающий процесс;

-  осуществлять приемственность в логопедической работе с родителями детей  и сотрудниками ДОУ;

- прививать  ребёнку бережное отношение к продукту своей и чужой деятельности; развивать умение радоваться успехам товарища;

Ресурсы, оборудование

Нормативно - правовые ресурсы:

      Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013года

No1155 «Об утверждении ФГОС ДО».

       Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года No273-ФЗ, вступивший в силу с 01.09.2013 г.

       Образовательная программа дошкольного образования муниципального образовательного автономного учреждения «Детский сад № 35»

      Устав ДОУ.

Информационные ресурсы:

      - учебно-методическая литература;

       -художественная литература;

       -оборудование  материал для проведения организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей;

-        конспекты занятий;

-       интернет ресурсы.

Материально –технические ресурсы:

-       поделки детей, книжки- малышки;

-        сенсорные коробки;

-      оборудование для театрализованной деятельности;

 -    развивающая предметно-пространственная среда группы, участка;

-мультимедийные средства.

 Аннотация

    Важной  задачей  логопедической работы является развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи. Что способствует  формированию различных грамматических и синтаксических конструкций. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и  недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи»

       Анализ  современной литературы показал, что при пояснении понятия «связная речь» акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «связная речь» подпадает даже такая единица языка, как предложение, на основании того, что все слова в предложении с друг с другом связаны. Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий  сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется наличие того факта, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связное развётнутое высказывание.

   Необходимость владения навыками связной речи весьма важна для будущих школьников. Восприятие и воспроизведение речи учителя, текста учебного материала, умение объяснять, рассуждать, аргументированно отвечать на вопросы, правильно вести беседу в соответствии с темой, адекватно проявлять эмоции   – важные  навыки для коммуникации, социализации  ученика. Вот почему развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе одним из главных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучений и воспитания детей.

Наряду с поиском новых моделей обучения и развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР), необходимо уделить внимание смысловой стороне речи, так именно она является определяющей в развитии словаря.         

           Продуктивная деятельность   находит свое применение в различных образовательных областях работы с детьми с ОНР, имеющими речевые нарушения: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи». Поэтому, в логопедической работе в решении задач по развитию различных компонентов языковой способности, использование продуктивной деятельности в качестве дополнительного инструмента (в том числе и в процессе формирования навыков связной речи) у детей с ОНР, может оказаться весьма эффективным.

Данный проект реализуется по средствам  четырёх этапов:

- подготовительный (информационно-аналитический);

-организационный;

-практический;

-заключительный.

     Проект начинался с выбора темы, разработки гипотезы, целей и задач.Также на первом этапе подбиралась художественная и методическая литература в соответствии с тематикой и поставленными задачами. Проводилась работа с родителями и педагогами ДОУ.

 Далее была изучена учебно-методическая литература по заявленной тематике.

     Разработана технология по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи. Проводилась консультативная работа для педагогов и родителей группы. Разработан план работы на новый учебный год по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи посредствам продуктивной деятельности.

     Третий  этап реализации проекта «В мире слов» предполагает реализацию технологий по развитию связной речи в системе логопедической работы в интергации с изобразительной деятельностью, лепкой, апликацией, конструированием.

На данном этапе предполагается самостоятельная и совместная продуктивная деятельность детей и взрослых в процессе литературного творчества, продуктивной деятельности (изготовление поделок, книжек-малышек, коллажей, расказов на основе личного опыта ребёнка), театрализованных постановок.

     Работа с родителями  и педагогами на данном этапе строится по пути активного привлечения и оказания помощи взрослых в детском творчестве(совместная деятельность по оформлению выставок рисунков, изготовление коллективных коллажей, книг и т.п.).

Заключительный этап - это этап  анализа результативности реализации проекта. Презентация проекта, размещение информации о проведении проекта на сайте детского сада. Составление методических рекомендаций для воспитателей по использованию продуктивной деятельности в коррекционно-развивающей работе. Представление рекомендаций для родителей по использованию продуктивной деятельности денного проекта в общение с детьми в домашних условиях. Оформление  выставки совместной работы детей и родителей. Обобщение опыта работы.

  Предпологаемые продукты проекта

Планируемые результаты по формированию навыков связной речи у детей с «ОНР. III уровень речевого развития» посредством продуктивной деятельности.

 Проект ориентирован на улучшение качества связной речи в целом с максимальным включением  продуктивной деятельности в качестве инструмента, способствующего повысить мотивацию к развитию диалогической речи, эффективно формировать навыки монологической речи на полисенсорной основе.

Планируемые результаты по формированию навыков связной речи у детей с «ОНР.III уровень речевого развития» посредством продуктивной деятельности

1. Дети могут последовательно передать содержание литературного текста.

2. Используют диалог как средства отражения выразительной и интонационной окраски речи разных героев.

 3. Умеют самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Отражают логику развития сюжета, эмоционально передают переживания действующих лиц.

4. Могут составить рассказа по серии сюжетных картин (передавать сюжетное содержание, устанавливать и адекватно отображать действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей).

5. Составляют рассказ на основе личного опыта, впечатлений.

6. Могут составить рассказ на основе творческого воображения.

7. Могут придумывать и составлять загадки путем использования приема сравнения.

8. Легко используют навыки диалогической речи, отражая внимательное и доброжелательное отношения к ответам других детей.

9. Выполняют синтаксического анализ (деление предложения на слова, определение количества и порядка слов, выделение предлога, составления схемы предложения без предлога и с предлогом).

Планируемые результаты по формированию навыков связной речи у детей с диагнозом: «ОНР. II уровень речевого развития» посредством продуктивной деятельности

    Особенностью коррекционной работы с детьми с диагнозом: «ОНР.  II уровень речевого развития» заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Основное внимание уделяется правилам грамматики и лексики - пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа над правильным звукопроизношением (устранением замен звуков, коррекцией звукопроизношения).

     Переход к развитию связной речи осуществляется по мере усвоение ребенком необходимых для этого этапа навыков .

10. График работы над проектом

Этап работы

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Подготовительный (информационно-аналитический)

Анкетирование  родителей и педагогов ДОУ.

Выбор проекта. Разработка гипотезы, целей и задач проекта.Выбор методической и художественной литературы по тематике реализации проекта.

Сентябрь

2

Организационный

Изучение учебно-методического материала и литературы.

Разработка технологий по развитию связной речи детей с ОНР по средствам продуктивной деятельности.

Разработка плана работы на учебный год по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи по средствам продуктивной деятельности.

Консультации  для родителей и педагогов по тематике проекта.

Сетябрь-Октябрь

3

Практическиий

Реализация технологии по развитию связной речи в системе логопедической работы в интеграции с изобразительной деятельностью,  лепкой, апликацией, конструированием.

Самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых в процессе литературного творчества, продуктивной деятельности.

Реализация разработанного плана работы на новый учебный год по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи по средствам продуктивной деятельности.

С октября по май

4

Заключительный

Анализ результатов реялизации проекта:

-презентация проекта;

-размещение информации о проведении проекта на сайте ДОУ;

-составление методических рекомендаций для педагогов по использованию продуктивной деятельности в коррекционно-развивающей работе;

-оформление выставки совместной работы с родителей и детей;

-обобщение работы над реализацией проекта.

Май-август

11. Ключевые мероприятия проекта

1.Проведение Круглого стола «Развитие связной речи детей посредством интеграции образовательных областей» с участием педагогов  и спецалистов ДОУ

2.Проведение цикла занятий по развитию связной речи  в рамках технологии с использованием продуктов  практической деятельности детей:

 -рисование «Весёлый карандаш»:

 -поделки из природного и бросового материала «Город мастеров»;

 -книжки- малышки «Моя любимая история»;

- дидактического пособия «Сочини историю»

3. Изготовление пособий по развитию связной речи совместно с педагогами «Кубики для рассказывания», «Весёлые истории», «Сказки перепутались».

4.Подготовка и проведение  театральных постановок  совместно с музыкальным руководителем и воспитателями:  «Путешествие осеннего листочка»«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Истории в стихах»

5. Участие детей  в коллективных  творческих работах:

-изготовление панно «Осень в лесу» (природный материал);

-картина «Зима в лесу» (коллективная работа из бросового материала);

-«Книжки-малышки» (самодельный книги с детскими историями);

-декорации и атрибуты к театральным постановкам.

6. Конкурс «Весёлая история» (на развитие связной речи);

7. Фотовыстовка «Каникулы » (семейные, домашние традици и празники);

Литература.

 Бухарина Ксения Евгеньевна "Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Выпуск 5. Звуки [л]". Соответствует ФГОС, СПб, Детство-Пресс, 2017 г.

Вадим Петрович Глухов, Валерий Анатольевич Ковшиков.

Психолингвистика. Теория речевой деятельности: АСТ, Астрель; Москва; 2007

Глухов В.П. Формирование связной речи, детей дошкольного возраста с общим речевым     недоразвитием, 2002.

Комиссарова Светлана Александровна "Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Выпуск 3 (5-7 лет). Соответствует ФГОС,  СПб, Детство-Пресс, 2017 г.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Коноваленко С.В.,    Методическое пособие для логопедов и воспитателей,    ГНОМ и Д, 2010

Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам, СПб, Детство- Пресс, 2017г.Соответствует ФГОС.

Нищева Н. В., Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок.  Старший дошкольный возраст, подготовительная группа. Выпуск 2. СПб, Детство-Пресс, 2018, Соответствует ФГОС

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по  редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.  М., Мозаика-Синтез, 2015.

Современная система корекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Н.В. Нищеева. Санкт-Петербург , ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Коммуникация –развитие связной речи у детей младшей группы»

Материал создан для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...

Проект по развитию связной речи для детей старшего возраста "Времена года"

Развитие речи детей является главной задачей в работе дошкольных организаций.Необходимо подобрать такие игровые упражнения ,которые помогут сформировать навыки правильной речи.Данный проект поможет ра...

Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему «По дорогам сказок»

  Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему: «По дорогам сказок» Актуальность проекта: В наше в...

Подвижные игры с целями по русским народным сказкам. Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4-5 лет "По дорогам сказок"

Картотека подвижных игр по русским народным сказкам. Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4-5 лет "По дорогам сказок"...

Педагогический проект по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествие по сказкам»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. П...

Проект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии.

Проектпо развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии....