Схема логопедического обследования
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ржечицкая Полина Николаевна

Схемы для работы с детьми с ОНР 1,2,3 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_logopedicheskogo_obsledovaniya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития

  1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду)        
  2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности протекания беременности и родов, раннее физическое и психическое развитие (когда начал сидеть, ходить, узнавать окружающих его родных и близких людей и т. д.), когда стал
    реагировать на звук, откликаться на свое имя, когда появились гуление и лепет; характер протекания лепетного этапа развития речи (низкая активность, однообразие и т. д.), понимание   простых   обращений,   просьб,   время   появления
    осмысленных слов, характер первых слов (целостность или слоговое воспроизведение, многозначность и т. д.), насколько активно повторяет слова за взрослыми, время появления первых словосочетаний, характер поступательного развития речи (замедленный, динамичный, прерывалось ли речевое развитие (когда, по какой причине, в чем выражалось))        

  1. Заключения специалистов (отоларинголога,  окулиста, психоневролога и др.)        
  2. Состояние неречевых процессов  (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата)        

Обследование понимания названий игрушек, знакомых ребенку, обиходных предметов, частей тела (на своем примере и на примере куклы), предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках, обиходных действий, действий, выраженных возвратными глаголами, действий,   близких   по  ситуации,   вопросов  по  содержанию сюжетной    картинки,    пространственного    расположения
предметов (подойди к шкафу,  возьми книгу, положи ее на полку; положи мяч под стул; карандаш — в коробку и т. д.), назначения предметов, названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего значения слов, категории числа существительных, числа, рода, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, категории рода прилагательных        

  1. Обследование понимания коротких текстов (прослушивание текста, выполнение указательных действий с опорой на вопросы по содержанию)        
  2. Обследование активного словаря и навыков речевого подражания (количество словесных единиц в активной речи ребенка, частота использования отдельных слов, возможности повторения за логопедом слов из активного
    лексикона (в любом фонетическом оформлении, возможности повторения  отдельных  гласных  звуков  и  их сочетаний ([у], [а], [о] ,[и]) возможность использования в речи
    комплексов и звукоподражаний, проявления многозначности слов, возможности соединения лепетных слов в фрагменты предложений
    («да ку» — дай куклу).

Логопедическое заключение.        

Рекомендации к оценке полученных результатов обследования:

  • сопоставить уровень понимания речи с уровнем раза!
    экспрессивной речи ребенка;
  • определить количественный состав имеющихся у ребенка слов и отдифференцировать их по категориям:

  • правильно произносимые слова (папа, мама, баба);
  • слова-фрагменты  («япа» — яблоко,   «ко» — кошка,   *.
    ка» — мишка);
  • слоговые звукоподражания (му-му, га-га);
  • контурные слова («ника» — книга,  «ати» — очки,
    тя» — рука);
  • диффузные слова (не соотносящиеся с нормативными
    семами)
    («вака» — кровать,   «тика» — лошадка,   «атя»
    душка);

—        четко определить возможность/невозможность употребления простых предложений в самостоятельной речи.

При подведении итогов обследования необходимо сопоставить полученные результаты с условным эталоном речевого развития по возрастным этапам.

Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития

  1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения,  домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли
    ранее к логопеду)        
  2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности протекания беременности и родов,  раннее физическое и психическое развитие (когда начал сидеть, ходить, узнавать окружающих его родных и близких людей и т. д.), когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя, когда   появились   гуление   и   лепет,   характер   протекания лепетного этапа развития речи (низкая активность, однообразие и т. д., понимание простых обращений, просьб, время появления осмысленных слов, характер первых слов (целостность   или   слоговое   воспроизведение,   многозначность и т. д.), насколько активно повторяет слова за взрослыми, время появления первых словосочетаний, характер поступательного  развития  речи  (замедленный,  динамичный, прерывалось ли речевое развитие (когда, по какой причине, в чем выражалось))        

  1. Заключения специалистов (отоларинголога,  окулиста, психоневролога и др.)        
  2. Состояние неречевых процессов  (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата)        

    5. Обследование понимания названий игрушек, знакомых ребенку, обиходных предметов, частей тела (на своем примере и на примере куклы), предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках, обиходных действий, действий, выраженных возвратными глаголами, действий,   близких   по  ситуации;   вопросов   по  содержанию сюжетной    картинки,    пространственного    расположения
предметов (подойди к шкафу, возьми книгу, положи ее на полку;   положи   мяч   под   стул;   карандаш — в   коробку и: т. д.), назначения предметов, названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего значения слов, категории числа существительных, числа, рода, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, категории рода прилагательных __        

6.  Обследование понимания коротких текстов (прослушивание текста, выполнение указательных действий с опорой на вопросы по содержанию)        

  1. Обследование понимания названий грамматичен
    категорий (числа существительных, глаголов, рода глаголов, вида глагола, их префиксального изменения, падежных   форм,   рода   прилагательных,   падежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц, предметов
    жду собой, временных отношений) _____        
  2. Обследование состояния активной речи:

• объем   и   качественные   характеристики   предметного,  глагольного словаря  и словаря признаков (названия предметов и их частей, частей тела человека и животных,  птиц и их детенышей, их жилищ, профессий и соответствующих действий и атрибутов, обобщающие слова, действия, связанные с окружающим животным и растительным миром)

  • навыки словообразования (уменьшительно-ласкательные формы существительных и простые приставочные глаголы)        
  • навыки словоизменения (употребление падежных конструкций, согласование существительных с прилагательными и порядковыми числительными)
  • возможности понимания и использования предлогов (простых и некоторых сложных)        
  • возможности составления предложений с опорой
    наводящие вопросы, по картинке и т. п. (максимальное количество слов, употребляемых при составлении предложения, взаимосвязанность слов в предложении и т. д.)

• возможности объединения нескольких предложений короткий рассказ

9.        Обследование   звукопроизношения   и   возможности
воспроизведения слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости (в соответствии с выделенными А. К. Марковой классами слоговой структуры)        _____

10.        Обследование   фонематического   восприятия   (повторение слогов с оппозиционными звуками, при условии, что эти звуки произносятся правильно, определение наличия заданного звука в слогах, словах (после небольшого
обучения))        

Логопедическое заключение*        

* При оценке детской речи необходимо сопоставить данные обследования с эталонами возрастной нормы.

Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития*

  1. Сведения о ребенке (Ф. И. О.,  дата рождения, домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду)        
  2. Раннее речевое развитие (когда появились гуление, лепет, первые слова и предложения; не прерывалось ли речевое развитие; когда родители заметили отставание в речевом развитии; какое участие семья принимала в стимуляции развития речи ребенка)
  3. Заключения специалистов (отоларинголога,  Окулиста, психоневролога и др.) _
  4. Состояние неречевых процессов (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояния общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата)
  5. Характеристика состояния речи ребенка на момент обследования (образец беседы, общее звучание речи (общая оценка темпа, выразительности, разборчивости речи, звучания голоса и т. д,, наличие фразовой речи (указать, положения какой структуры используются в самостоятельной речи))        
  6. Состояние звукопроизношения (произношение изолированно и в слогах, словах, фразах следующих звуков: гласные звуки первого ряда ([а, у, о, ы] и т. д.), йотированные звуки ([я, ю, е] и т, д.), шипящие и свистящие ([с,
    з, з’,  ш, ж, щ, ч, ц]), звонкие/глухие ([т—д, п—б, в—ф
    твердые/мягкие ([т—т', д—д', п—п', в—в']), заднеязычные
    ([к—к', г—г', х—х'] и т. д.)) _

• состояние фонематического восприятия (выделение звука из ряда других звуков, в слогах, словах, подбор картинок на заданный звук, самостоятельное придумывание слов с заданным звуком)        

7. Навыки звукового анализа и синтеза (выделение первого гласного/согласного звука в слове; выделение после] него согласного звука в слове; гласного звука в положении после согласного; составление слова по отдельно названным звукам)        

  • обследование слоговой структуры слова и звуконаполняемости   (воспроизведение  слов  различной  слоговой структуры и фраз, включающих слова сложной слоговой структуры)        
  • обследование количественных и качественных показателей  развития  лексического строя  языка  (выявление степени сформированности понимания и употребления наименований предметов, глаголов, признаков с опорой на тематические циклы)        
  • понимание и употребление названий: профессий и атрибутов к ним; животных, птиц и их детенышей; глаголов, обозначающих голоса животных и птиц; чувств, эмоций; различных явлений природы; действий, связанных с различной профессиональной деятельностью;  глаголов,  связанных с животным и растительным миром; семантически близких названий действий, признаков предметов, обозначающих величину, форму, цвет, вес, температуру, сезонность, подбор антонимов, синонимов, подбор однородных членов предложения к заданным словам, объяснение значений слов, объяснение переносного значения слов и целых выражений        

  1. Обследование словообразовательных навыков (объяснение значения производных слов, образование существительных  мужского,  женского  и  среднего рода с  уменьшительно-ласкательным  и  уничижительным   значением,
    существительных с увеличительным значением, существительных со значением единичности, названий профессий мужского и женского рода, существительных с суффиксами
    -ник-, -ниц-, приставочных глаголов, притяжательных
    прилагательных, относительных прилагательных, относительных   прилагательных,   выражающих   эмоциональную окраску, сложных слов, выявление словотворческих способностей)         
  2. Обследование    грамматического    строя    речи    (падежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц,    предметов   между   собой,    временные   отношения, Употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах, употребление существительных в родительном падеже, существительных множественного числа в дательном и винительном падежах, навыки согласования существительных мужского, женского и среднего рода с прилагательными и существительными)        

10. Обследование состояния связной речи (составление рассказа по картине, по представлению (описанию), по серии картин, пересказа)        

Логопедическое заключение        

Рекомендации        

* При обследовании детей с IV уровнем речевого развития рекомендуется, придерживаясь указанной схемы, усложнять методику и содержание предлагаемых детям заданий: варьировать лексический материал, давать меньше опоры на наглядность, включать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики, наращивать структуру предложных конструкций, добиваться ответов полноценным развернутым высказыванием, включающим придаточные причины и следствия, добавлять творческие виды рассказывания, усложнять лексические темы, изучать подробнее навыки звукового и слогового анализа и синтеза, владение элементами грамоты и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование детей

 Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Схема логопедического обследования ребенка (от 4 до 7 лет)

Схема логопедического обследования ребенка  (от 4 до 7 лет)...

Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты

В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...