Дифференциация звуков с -ш.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Дуброва Анна Константиновна

задача дифференциации звуков заключается в тм , чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитаннного звука, без смешения его акустически артикуляторно близкими звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

                     Дифференциация звуков [С – Ш]

    Главная задача дифференциации звуков [С – Ш] заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Дифференцируя звуки, мы учим ребенка различать смешиваемые звуки, учим правильно использовать и произносить их. Это достигается путем специальных упражнений.

 АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.  

Артикуляция звука [с]:

Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены.

Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм).

Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы.

Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута.

Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха.

Воздушная струя сильная.

Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость.

Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Артикуляция мягкого [с’] отличается от твердого [с] только тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской (желобок при этом сглаживается). Используйте различные приемы: показ артикуляции звука на себе, на схеме, на картинке.

Артикуляция звука [ш]:

Губы находятся в полуулыбке;

Рот приоткрыт. между зубами есть щель (3-5 мм);

Кончик языка широко распластан. Он поднят к краю твердого неба;

Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом поднимается и оттягивается назад;

Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха;

Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость;

Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Используйте различные приемы: показ артикуляции звука на себе, на схеме, на картинке.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С – Ш]  В ИЗОЛИРОВАННОМ ЗВУЧАНИИ

Дифференциация звуков [С – Ш] ведется одновременно. Начинаем работу с дифференциации звуков [С – Ш] в изолированном звучании.  Произносим звуки [С – Ш] попеременно или в разной последовательности. Для опоры используем схематическое изображение звуков [С – Ш]: С – «НАСОС», Ш – «ЗМЕЯ».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш

Дифференциацию звуков [С-Ш] начинаем только тогда, когда смешиваемые звуки правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, т. е., когда они полностью автоматизированы. На этапе дифференциации сложность речевого материала нарастает постепенно. Дифференциация звуков проходит последовательно.

В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Для дифференциации звуков [С – Ш] в прямых слогах группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности.

Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ.

С – язык внизу, за нижними зубами,  губы – в улыбке, холодная струя воздуха;

Ш – язык вверху в форме «чашечки»,  губы круглые, «бублик», теплая струя воздуха.

В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Дифференциация звуков [С – Ш] в обратных слогах: группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности и с различными гласными.

Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ.

В ИНТЕРВОКАЛЬНЫХ СЛОГАХ

Дифференциация звуков [С – Ш] в интервокальных слогах. Это задания на чтение слогов с двумя гласными и согласной между ними.

Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ.

АСА – АША         ОСА – ОША       УСА – УША        ЫСА – ЫША

АСО – АШО        ОСО – ОШО       УСО – УШО       ЫСО – ЫШО

АСУ – АШУ         ОСУ – ОШУ        УСУ – УШУ        ЫСУ – ЫШУ

АСЫ – АШИ        ОСЫ – ОШИ      УСЫ – УШИ       ЫСЫ – ЫШИ

В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Дифференциация звуков [С – Ш]  в закрытых слогах помогает ребенку дифференцировать звуки [С – Ш] одновременно в конце и начале слогов, слов.

Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ.

САШ – ШАС               СОШ – ШОС

СУШ – ШУС               СЫШ – ШИС

Постановка звуков в речи ребенка очень важна, именно поэтому, при возникновении сложностей, ребенка необходимо показать коррекционному педагогу. Но, к сожалению, как это часто бывает, одних занятий не хватает и надо продолжать также активно заниматься и дома.

В СЛОВАХ

   Сложность дифференциации звуков [С – Ш] продолжает нарастать от слогов к словам. Ребенку необходимо четко произносить звуки в словах. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые слова, то обязательно покажите ребенку картинки/видео, и объясните значение данного слова.

После прочтения и произнесения слов попросите ребенка составить словосочетания и предложения с данной группой слов. Например: из пары слов. Сытый, мишка, каша, миска: СЫТЫЙ МИШКА, КАША В МИСКЕ.

Постепенно ребенок будет подготавливаться к заключительным этапам дифференциации звуков [С – Ш] в словосочетаниях, предложениях и текстах.

В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Ребенку необходимо четко произносить звуки в словосочетаниях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые словосочетания, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения.

СОСНОВАЯ ШИШКА, СОННАЯ КОШКА, СОНИНА ШУБА, ВЫСОКИЙ ШЕСТ, ЯШИНЫ САНИ, ДУШИСТЫЙ КУСТ, ПЫШНОЕ ТЕСТО, ДУШИСТОЕ СЕНО, ШЁЛКОВАЯ  КОСЫНКА

В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

    Ребенку необходимо четко произносить звуки в предложениях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые предложения, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения.

В РАЗГОВОРНОЙ  РЕЧИ

  Этот вид дифференциации наиболее сложен, потому что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых звука, а все: свистящие, шипящие, аффрикаты, с которыми данные звуки не должны смешиваться. На этом этапе очень важна роль родителей, так как они, выполняя задания, помогают логопеду, контролировать речь ребёнка дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...