Проект "Сундучок сказок"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Лёвкина Елена Александровна

данный проект может быть использован в логопедической работе, применены приемы сказкотерапии-логосказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедический проект34.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД№39 «Юбилейный»

Проект


«Сундучок сказок»

(Сказкотерапия. Арт-терапия)




Автор проекта: учитель-логопед Левкина Е.А.

Вид проекта: информационно-практико-терапевтический

По числу участников: подгрупповой

По времени проведения: долгосрочный ( сентябрь-май 2022-2023 уч. год)

По характеру контактов: среди детей одной группы

Заявитель: воспитанники подготовительной группы

Новизна проекта: использование новых форм в логопедической работе: приемы сказкотерапии-логосказки

Востребованность проекта Проект может быть использован в условиях детских садов, логопункта.

Актуальность

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Сухомлинский В.А.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно - ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими

( Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок. При пересказе, драматизации — становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Сказка выполняет развивающую и терапевтическую функции, поскольку имеет психотерапевтический эффект.

Гипотеза проекта - приёмы сказкотерапии – логосказки являются одними из оптимальных приёмов при формировании всех компонентов устной речи.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки, способствующие формированию связной речи.

Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.

Передо мной возникла следующая проблема: когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения и воспитания в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Для решения этой проблемы мною был разработан проект «Сундучок сказок»

Цель проекта: Коррекция и развитие речи детей через использование приемов сказкотерапии – логосказки, формирование позитивного отношения ребенка к свому «Я».  

Задачи проекта:

1.Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности.

2. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.

3.Улучшить звукопроизношение.

4.Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом

5. Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.

7.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.

8. Снижение уровня тревожности и агрессивности детей.

9. Развитие умения преодолевать трудности и страхи

10. Выявление и поддержка творческих способностей детей

Участники проекта:

1.Дети.

2.Воспитатели.

3. Учитель-логопед.

4. Родители.

При реализации проекта с использованием логосказок осуществляется интеграция образовательных областей

Физическое развитие

-Развитие координации движений и моторной функции через:

-физминутки;

-пальчиковые игр

Познавательное развитие

-Развитие познавательной деятельности в процессе знакомства с логосказкой

Речевое развитие

-Развитие всех компонентов речевой деятельности

Социально-коммуникативное развитие

-Усвоение ребенком общепринятых норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание нравственных качеств через:

-игровые ситуации;

-мини-инсценировки;

-интерактивные игры

Художесвенно-эстетическое развитие

-Автоматизация звуков в сказках

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
  • Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
  • Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
  • Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
  • Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
  • Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Повысить уровень собственной компетенции, изучив опыт педагогов-новаторов по теме проекта

1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

Знакомство с работами исследователей Г.А. Быстрова ,Э.А.Сизова ,Т.А.Шуйская ,

А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, С.Ушакова,

Л.Н.Павлова, В.Гербова

Сентябрь

Пополнить предметно-развивающую среду

1.Подбор серии упражнений на развитие речевого дыхания, игр на развитие мелкой моторики.

2.Подбор комплексов логосказок:

  • сказки, направленные на формирование связной речи;
  • по развитию лексико-грамматических категорий

4.Отбор интерактивного материала по логосказкам (презентации сказок)

Сентябрь

Подобрать диагностический инструментарий для проведения мониторинга

1.Разработка критериев эффективности реализации проекта.

Сентябрь

Подобрать программно-методическое обеспечение для реализации проекта

1. Разработка цикла логосказок на учебный год .

2.Составление перспективного плана.

Рефлексивно-диагностический этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Проанализировать резерв своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений

1.Систематизация собственных знаний

Сентябрь

Выявить уровень знаний детей по теме проекта

1.Диагностика речевых нарушений

1-15

Сентября

Практический этап

Закреплять у детей приобретенные произносительные умения.

Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.

1.Применение разных видов логосказок в коррекционной работе с детьми

Сентябрь-апрель

Реализовать проект через взаимодействие с коллегами и родителями

1.Консультация для педагогов «Логопедические сказки – важное средство коррекции речи детей»

2.Консультация для родителей «Логопедические сказки в коррекционной работе логопеда»

В течение года

Повышать информированность родителей относительно особенностей речевого развития детей во время реализации проекта.

1.Индивидуальные консультации

В течение года

Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта

1.Защита проекта в рамках образовательного учреждения (презентация )

2.Представление опыта на муниципальном уровне (выступление на МО)

3.Публикация проекта на странице сайта работников образования

4.Участие в конкурсе педагогических проектов на всероссийском образовательном сайте «Портал педагога» portalpedagoga.ru

Заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Проанализировать достижение целей и полученных результатов

Закреплять у детей самоконтроль за собственной речью.

1.Мониторинг речевых процессов у детей.

2.Анализ достигнутых результатов в ходе реализации проекта

3.Итоговое мероприятие «Путешествие по сказкам».

20 мая

15-20 мая

20 мая

План реализации проекта

Срок проведения

Название логосказки

Октябрь

«Сказка про капельку»

«Вредный Вовка»

Ноябрь

«Сундук плохого настроения»

«Помощь светлячка»

Декабрь

«Обезьянка Непоседа»

«Тигренок ищет друзей»

Январь

«Так не бывает»

«Про Бяку-Вирусяку»

Февраль

«Как Кроша подружилась с Гошей»

Сказка о пропавшей улыбке

Март

Сказка о послушании

Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму

Апрель

«Путешествие на корабле»

«Волшебные конфеты»

Май

 «Путешествие по сказкам»

Заключение

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В начале работы мной была поставлена цель: коррекция речи детей путём использования приемов сказкотерапии-логосказок,в ходе реализации проекта эта цель была достигнута.

Результативность

В мае месяце надеюсь получить следующие результаты:

  • Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
  • Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
  • Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
  • Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
  • Улучшилось звукопроизношение.
  • Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
  • Повысился культурный уровень дошкольников.
  • Систематизирован методический и дидактический материал по темам логосказок.
  • Разработан цикл логосказок и апробирован на практике.
  • Сформировано позитивное отношения ребенка к свому «Я».  

Распространение опыта. Презентация проекта в рамках ДОУ, на муниципальном уровне МО, в интернет-сообществах.

Литература:

1.Бентюкова.        Е.В.        Сказкотерапия        в        логопедической                работе

2.Денисова, О. Использование сказкотерапии в работе учителя- логопеда        

3.Ивановская, О.Г. Читаем сказки с логопедом: практич.пособие / О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – М.: КАРО, 2007.

4.Левчук, Е.А. Грамматика в сказках и историях: Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е.А. Левчук. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

5.Сергеева Т. Логопедические сказки – помощницы / Т. Сергеева // Дошкольное воспитание. – 2001.

6.Токмакова        И.        П.        Поиграйте        с        ребятами        в        сказку /        И.П. Токмакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.

7.Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников: метод.пособие / О. А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...