ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Якуш Ирина Сергеевна

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие сделать коррекционную работу интереснее. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них  новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_neyrouprazhneniy_v_rabote_logopeda.docx102.46 КБ

Предварительный просмотр:

                       

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  УПРАЖНЕНИЙ  В

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

                                     Подготовила: учитель-логопед

                                       Якуш Ирина Сергеевна

                                      МБДОУ детский сад №40

                                         «Березка»

                             г. Серпухов 2022

Слайд 2

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие сделать коррекционную работу интереснее. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них  новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.  

Слайд 3

Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже. В том случае, когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает испытывать трудности в обучении. Раньше, в давние времена, в 15,17 веке профессия логопеда не была популярна. Люди говорили правильно, грамотно. Язык был насыщенный, богатый эпитетами, это нам доказывают произведения художественной литературы, написанные в то время. Не было модных удобных бутылок, латоксных сосок, памперсов, блендеров. Людям приходилось все добывать самим, прилагать к этому усилия. В 11 месяцев малышей уже сажали на лошадь. При езде верхом всадник активно взаимодействует с движением лошади. Предки очень рано начинали чувствовать свое тело.

Жизнь современных детей стала более легкой. Зачем учиться завязывать шнурки, если есть липучки. Зачем высмаркивать нос, когда есть специальные отсосы. Зачем рисовать, когда есть компьютер. Зачем придумывать игру, когда есть современные мультики и герои.

Слайд 4

Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимнодополняющего влияния».

Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия. Он  разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.

Слайд 5

Три основных функциональных блока мозга:

I блок – энергетический;

II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;

III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.

Слайд 6

Формирование мозга похоже на строительство дома.

Первый блок - это фундамент дома, он закладывается во время беременности и первого года жизни. Всё, что происходит с мамой в это время, оказывает влияние на «фундамент дома». 

          Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.

Слайд 7

Второй блок это стены дома, на плохом фундаменте они будут плыть, оседать и не будут прочными. Второй блок формируется от 1 до 7 лет. Всё, чему учат родители и педагоги в это время, и будет укреплением стен. Это блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из  внешнего мира. Благодаря этому блоку человек обрабатывает информацию, которую нужно услышать, увидеть, почувствовать, он может распознавать внешние стимулы по качеству и значению.

Недосформированность второго блока мозга, который отвечает за различные операции и действия, приводит к тому, что у ребенка нарушена координация движений, межполушарное взаимодействие, способность к восприятию на слух и различению звуков. Страдает зрительно-пространственное восприятие, соотношение форм и размеров предметов (позже высота и ширина букв на письме). Наблюдаются низкие способности к восприятию инструкции и ее выполнению, скудная речь или ее отсутствие. Ребенок с трудом может воспринимать ситуацию: одновременно слышать, видеть, думать, принимать решения. Соответственно, не умеет организовывать свою деятельность. Осведомленность об окружающем мире минимальная.

Слайд 8

Третий блок мозга – контролирует любую деятельность человека, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна. Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.

Третий блок –это крыша - собственно психическая деятельность.

Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое.

Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.

Именно несформированность этого блока лежит в основе большинства синдромов дизонтогенеза, она же в значительной степени обусловливает трудности обучения и поведения ребёнка в школе.

Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга.

Определяющее значение в таких ситуациях будет иметь нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области.

- дыхательные упражнения;

- массаж, самомассаж;

- растяжки;

- релаксация;

- тренировка мышц речевого аппарата;

- упражнения для шеи, плеч, рук и ног.

Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.

Комплекс нейропсихологического сопровождения 2-го блока мозга

 включает в себя следующие направления развития:

- Тактильные и кинестетические процессы – у ребенка нарушается формирование представлений о своем теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Нарушение тактильного восприятия может выражаться в гипер– или гипосензитивности.

Упражнения: «Повтори позу». Я использую часто игру «Веселые человечки», «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». - «Предметы с различной фактурой поверхности». - «Игра с палочками «Ладушки»

- Зрительный гнозис – при нарушении зрительного гнозиса ребенок плохо опознает картинки или даже реальные предметы. Также возможны серьезные трудности при опознавании лиц знакомых людей. Работа начинается с того уровня, на котором ребенок успешно справляется с предлагаемыми ему действиями.

Упражнения: «Разрезные картинки». - «Выбор недостающего фрагмента изображения». -«Чего здесь не хватает?» - «Дорисуй предмет до целого». - - «Что перепутал художник?»  - «Лабиринт». -«Допиши букву». -«Письмо в воздухе». -«Исправь ошибки», «Лото».

- Пространственные и «квазипространственные» представления.  Пространственные схемы и диктанты. - Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). - «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». - «Графические диктанты».

- Графические способности - Различные «обводилки». - Специальные рисунки.

- Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы - при нарушении слухового восприятия ребенок недостаточно хорошо различает окружающие его звуки. Он плохо ориентируется в мире, так как не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом. Часто это приводит к страху. Также таким детям трудно контролировать свои действия. Трудности слухового восприятия проявляются и в развитии речи. Так, дети не «слышат», не понимают интонации говорящего, не чувствуют эмоциональной составляющей коммуникации. В дальнейшем при такой слабости слухового восприятия искаженно формируется и речевое восприятие (и собственная речь ребенка).

Упражнения: - «Чудо-звуки». Прослушивание аудиозаписи звуков природы, их обсуждение. - «Шумящие коробочки». - Развитие чувства ритма. - «Скажи слово наоборот». - «Игра в рифму» - «Первый звук, последний звук». - «Буква изменилась». - «Конец и начало» (написать в скобках такие буквы, чтобы они стали концом первого и началом второго).

        

Комплекс нейропсихологического сопровождения 3-го блока мозга

Третий блок мозга обеспечивает организацию активной, сознательной психической деятельности – это регуляция поведения, составление плана и программы действий и контроль за их выполнением. С ребенком, не способным произвольно регулировать свое поведение, невозможно заниматься, сидя долгое время за столом и ожидая, что он будет выполнять задания. Основное средство для детей с нарушениями развития (по крайней мере, на первых этапах работы) является доступная им игра.

Важным условием развития произвольности является обучение правилам, их принятие и выполнение ребёнком. Естественно, что сформироваться это может только в игре, так как именно она представляет собой свободную деятельность со своими чёткими законами, нарушение которых приводит к невозможности полноценного в ней участия.

Игры для развития функций программирования и контроля.


Прятки.
В них требуется учет точки зрения другого, распределение ролей, стратегии, знание пространственных функций, работа над своими страхами (страх одиночества, замкнутых пространств).

Воробьи и вороны. Сейчас мы будем играть в игру «воробьи и вороны». Как вы думаете, какие воробьи – большие или маленькие? Когда я говорю воробей, ты присаживаешься, когда говорю ворона – встаешь.

Пожалуйста. Я буду показывать вам что делать. Вы делаете, если я скажу при этом волшебное слово «пожалуйста», и не делаете, если я не скажу «пожалуйста»
  Съедобное – несъедобное. Сейчас я буду бросать вам мяч. Если я назову при этом что-нибудь съедобное, ловите мяч. Если назову несъедобное – не ловите.
Если я назову что-нибудь съедобное, вы будете хлопать п ладоши. Если назову несъедобное – не хлопайте. Выбор по значению или по звучанию.

Вкусные слова. Инструкция: мы сейчас будем соревноваться, кто придумает больше «вкусных» слов. Дети (2-3 человека) по очереди говорят слова, например, конфета, зефир, мармелад, мороженое, торт.
    Города. Дети по очереди называют слова, начинающиеся на последний (второй, третий) звук предыдущего слово. Предпочтительно использовать разные категории.

Руки-ноги-голова.
Сейчас я буду называть вам части тела, а вы показывать их. Но будьте внимательны! Вы будете показывать ту часть тела, которую я назвала в прошлый раз. Давайте потренируемся.

   Все наоборот. 

Хлопаем в ладоши. Когда вы хлопнете 1 раз, ребёнок должен хлопнуть 2 раза. И наоборот: когда вы хлопаете 2 раза, он хлопает 1 раз. Варианты: стучим рукой по столу или деревянными ложками, топаем ногой и др. Упражнение улучшает динамику психических процессов, учит быстро переключаться с одного задания на другое.

   Колечки.

Соединяем большой палец левой руки с другими пальцами в колечки по очереди, начиная с указательного пальца. Большой палец правой руки соединяем с другими пальцами, начиная с мизинца. Делаем одновременно двумя руками. Тренируем концентрацию и переключение внимания, а также контроль и порядок выполнения серии движений.

Игры для развития серийной организации движений.

Прыжки со скакалкой. Прыжки через веревочку (вращение веревки, прыжки).
Игра с мячом (правой рукой, левой рукой, попеременно).
    Лобные доли отвечают за контрольные функции. Можно было бы сказать, что лоб — главный в этой системе. Но что программировать, если хранилище памяти пустое? Или не работает восприятие, памяти нечего хранить, потому что система восприятия не накапливает информацию? А бывает, ребёнок настолько истощён соматически, что весь мозг никогда не работает на всю свою мощь.

Все вышеперечисленные упражнения мы все время используем в своей работе, только не всегда есть время уделять внимание тому или иному виду деятельности.

Самый доступный инструмент, который мы можем использовать постоянно – это руки. Они всегда находятся рядом с нами.

Слайд 9

Самое любимое упражнение «Разминка». Используем его на каждом занятии, как только начинаем изучать звуки. Каждый пальчик обозначает определенный гласный звук. Соединяем ладошки и поочередно вращаем пальцами, начиная с большого, и заканчивая мезинцем. Пока пальчики вращаются, тянем песенку с определенным звуком. Позже можно добавить согласный звук, например: М –МА_МО_МУ_МЫ_МЭ.

https://sun9-53.userapi.com/impg/Ai-h_ZfoNKWvs8vl-V7zuL-LkX51FWpRFx4cXw/7kAkvnNRreE.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=c862c90cc33727ec6451abbb3ad9ee3c&type=album https://sun9-78.userapi.com/impg/tuo8O6C7V8dpIAy3F-gqUxmWH_UoXrXY6t-Ijg/M2bQVYCX7VM.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=d75de3d3d4b08e1a1ddcbd4c40381c75&type=album

Слайд 10

Самое трудное в работе, лично для меня – это автоматизация звуков. На каждый звук есть такое пособие «Назови и повтори». На слайде представлен звук Л.

Слайд 11-12

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!» .Здесь представлены не только позы рук, но и всего тела. Очень люблю игру «Веселые человечки». Отличная физминутка и подходит к любой теме, а так же когда работают дети двумя руками.

Слайд 13

Игра: «Разложи фишки двумя руками». 

Цель. Научить ребенка видеть на игровом поле одинаковые картинки и закрывать их одновременно двумя руками. Ребенок должен быть внимательным, потому что в каждом ряду есть лишняя картинка, которую закрывать не надо.

Слайд 14

А здесь работают не только руки, но и ноги. На каждое движение говорим слово. Начинаем с простого:

  1. Ком  - том – дом.      Лак – рак – мак.      Год - кот – рот.
  2. Проворонила ворона вороненка.   У елки иголки колки.
  3. Стишки и чистоговорки можно подбирать под любые схемы.
  4. Слайд 15

А теперь давайте попробуем произнести чистоговорку, используя схемы.

Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. Работа предполагает последовательное прохождение ряда этапов, соответствующих закономерностям развития каждой психической функции в онтогенезе. Время перехода к новому этапу зависит от индивидуальных особенностей ребенка, глубины нарушений. В некоторых случаях возможна отрицательная динамика развития (например, после тяжелой болезни, длительного перерыва в занятиях ребенок теряет приобретенные навыки) — тогда так же, как и на начальном этапе работы, необходимо еще раз вернуться к предшествующему хорошо освоенному этапу и повторно освоить незакрепившуюся деятельность.

В настоящее время, в век компьютерных технологий, ребенка сложно чем-то завлечь. Но надо стараться. Мы сами не представляем своей жизни без телефонов и гаджетов. Это наша работа, это наша жизнь, наш досуг. Дети все это видят и подражают взрослым. Давайте не лишать их детства, игр, развлечений вне виртуального мира.

Литература

  1. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «ACADEMA», 2002.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.
  5. Цветков Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

использование мнемотехникив логопедической работе

использование мнемотехникив логопедической работе...

«Виды вестибулярных пластинок и возможность их использования в логопедической работе»

quot;Виды вестибулярных пластинок и возможность их использования в логопедической работе»Создатель вестибулярных пластинок – немецкий врач ортодонт Доктор Хинц. Он придумал множество мето...

Лепбук. Использование в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Лепбук позволяет учителю-логопеду собрать материал по изучаемой теме, организовать индивидуальную и самостоятельную работу с детьми, подать материал в компактной форме....

Использование в логопедической работе игровых технологий для развития речи детей дошкольного возраста

Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста...