Артикуляционная гимнастика и правила её проведения
консультация по логопедии (старшая группа)

Сазонова Татьяна Владимировна

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика и правила её проведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._ag_i_pravila_eyo_provedeniya.docx273.77 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика, иАртикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, РЬ.

правила её проведения

Четкое разборчивое произношение звуков родного языка как изолированно, так и в речевом потоке обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Как показывают результаты обследования детей, имеющих недостатки произношения, часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата, их недостаточная подвижность. В таких случаях проводится артикуляционная гимнастика — работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений

органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Правила и требования к проведению артикуляционной гимнастики

  • Выполняют упражнения сидя, в специально отведенном месте, чтобы никто не мешал, перед зеркалом, глядя на лицо взрослого и на себя в зеркало.
  • Проводят артикуляционную гимнастику ежедневно. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.
  • Артикуляционную гимнастику лучше делать перед едой и после дневного сна.
  • На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполняют медленно и под счет.
  • Следует помогать выполнять упражнения, если ребенок затрудняется.
  • На начальном этапе, из выполняемых 5–7 упражнений первые два — новые, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то новые движения не вводятся, а отрабатывается старый материал.
  • Каждое упражнение надо стараться выполнять минимум семь секунд, постепенно увеличивая время.
  • Движения должны быть четкими и плавными без подёргиваний.
  • Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как ребенок выполняет упражнение.

Комплекс артикуляционной гимнастики

1. «Окошко открывается и закрывается». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. «Улыбка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

3. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет.

4. «Улыбка - Хоботок». На счет «раз-два» чередовать упражнение «Улыбка» и упражнение «Хоботок».

5. «Блинчик». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6. «Остуди блинчик». Зажать слегка губами широкий язык и подуть на кончик языка. Можно пытаться сдуть с ладошки ватку

7. «Накажем непослушный язычок». Губы в улыбке. Легко пошлепать язычок губами, произнося звук пя-пя-пя..., затем покусывать зубками произнося звук та-та-та...

8. «Толстячок». Сначала надувание обеих щек одновременно. Потом надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую.

9. «Худышка». Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

10. «Причешем язычок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

11. «Качели». Улыбнуться, открыть рот на счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

12. «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние

зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

13. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать данное пложение на счет. "Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

14. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать губу вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

15. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки, рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не поворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

16. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен

подворачиваться, губы — в улыбке. Удерживать данное положение на счет. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

17. «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку.

18. «Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

19. «Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении.

20. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

21. «Посчитай нижние/верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот.  Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

22. «Чистим нижние и верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала верхние зубки с внешней стороны, двигая языком вправо-влево, затем нижние. Нижняя челюсть при этом не двигается.

23. «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

24. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

25. «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот. Кончиком языка упереться в верхние резцы с внутренней стороны. Удерживать данное положение

26. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок

закрывает рот: чтобы этого не происходило, можно зажать зубами ватную палочку.

27. «Горка». Улыбнуться, широко открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы с внутренней стороны. Удерживать данное положение

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас всё получится. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят говорить правильно, четко и красиво.

Рисунок Дети ПНГ на Прозрачном Фоне • Скачать PNG Рисунок Дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика. Рекомендации по её проведению.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков...

"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)

Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....

Буклет консультация для родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста

Буклет консультация для воспитателей и родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста. Артикуляционные упражнения «...

Методическая разработка «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»

laquo;Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»Цель консультации: познакомить педагогов с правилами и особенностями  проведения артикуляционной гимна...

"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)

Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....

Мастер-класс для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению»

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звук...

Консультация для родителей: "Что такое артикуляционная гимнастика?Рекомендации к её проведению. Самомассаж.

Знакомит родителей с понятием артикуляционная гимнастика, артикуляционные упражнения и для чего они нужны. Даёт представления о том,  как можно проводить занятия с ребёноком дома. Рассказывает о ...