Мероприятие в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ «Обучайся грамоте, играя!»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация: данное мероприятие разработано в технологии «Ситуация» для родителей детей старшего дошкольного возраста по повышению родительской компетенции в вопросах подготовки ребенка к обучению грамоте. В ходе мероприятия родители узнают, какими компонентами речевой деятельности должен владеть ребенок при подготовке к обучению грамоте, получат практические советы в рамках данной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятие в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ «Обучайся грамоте, играя!»

Образовательная область: Социально-коммуникативное, речевое развитие

Возрастная группа: родители детей старшей группы 5-6 лет

Тема: «Обучайся грамоте, играя!»

Основные цели: повышение родительской компетенции в вопросах подготовки детей к обучению грамоте с помощью дидактических игр и упражнений.

Дидактические материалы:  

Демонстрационный: презентация; картограф «Фиолетовый лес», комплект дидактических игр для картографа «Фиолетовый лес».

Раздаточный: бусы из фетра, лепестки ромашек, картинки с разными позициями звука «р» слоговым составом.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор

Краткая аннотация: данное мероприятие разработано в технологии «Ситуация» для родителей детей старшего дошкольного возраста по повышению родительской компетенции в вопросах подготовки ребенка к обучению грамоте. В ходе мероприятия родители узнают, какими компонентами речевой деятельности должен владеть ребенок при подготовке к обучению грамоте, получат практические советы в рамках данной темы.

Ход образовательной ситуации:

1.Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать родителей на включение в деятельность, актуализировать знания родителей о подготовке детей к обучению грамоте

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас. Нашу встречу хочу начать со знакомства.

Игра «Давайте познакомимся»

Каждый участник мероприятия называет свое имя и по первому звуку своего имени называет качество, присущее ему: «Здравствуйте, меня зовут Тамара и я тактичная!»

- В скором времени Ваши дети пойдут в школу и, наверное, каждый из Вас задумывался, как подготовить ребенка к обучению грамоте. Хотели ли Вы узнать, как это сделать и с чего начать? (Ответы родителей)

- Ваши ответы говорят о том, что тема нашего семинара-практикума «Обучайся грамоте, играя!» для вас актуальна. Думаю, что сегодняшняя информация поможет Вам правильно сформировать понятия о подготовке ребенка к обучению грамоте.

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализация знаний родителей (о буквах и звуках, речевом слухе) необходимых для построения нового знания.

- А теперь я попрошу Вас ответить на следующие вопросы.

«Блиц-опрос»

- Какие бывают звуки? (Ответы родителей) Да, гласные и согласные.

 -Как мы их различаем? (Ответы родителей) Верно, гласные и согласные звуки различаются по способу образования. Когда мы произносим гласные, воздух проходит свободно через полость рта, без препятствия, а вот при образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта преграду.

- Дайте характеристику согласным звукам (ответы родителей). Да, конечно, согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.  Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

- Скажите, чем отличается звук от буквы? (Ответы родителей). Правильно, согласна с Вами, звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

- Бытует мнение, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Вы с этим согласны? (Ответы родителей)

- А что еще у ребенка должно быть сформировано, кроме того, что он знает буквы? (Ответы родителей). Да, я с Вами согласна. Но, кроме этого, готовность ребенка к обучению грамоте неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность, различать звуки речи на слух, определять количество слогов в слове и находить место звука в слове. Если эти процессы нарушаются, у детей возникают сложности при обучении грамоте.

3.Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: организовать осознание родителей того, каких именно знаний им не хватает.

- Как вы думаете, а Ваши дети готовы к обучению грамоте? (Ответы родителей).

-А как Вы сможете это узнать? (Ответы родителей).

-  С помощью каких игр и упражнений Вы это проверите? (Ответы родителей).

- А если Вы не знаете, но очень хотите узнать, кто Вам может в этом помочь? (Ответы родителей)

- Вижу, что для Вас эта тема актуальна и я, как учитель – логопед, готова Вам помочь.

4.Открытие нового знания.

Дидактические задачи: формирование представлений родителей о этапах подготовки ребенка к обучению грамоты с применением игровых упражнений.

(представление презентации)

- Перед вами на экране представлены основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

(Слайд 2)

Во-первых, ребенок должен владеть правильным и чётким произношением звуков. Дети старшего дошкольного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. 

Во-вторых, у ребенка должны быть сформированы все фонематические процессы, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

в-третьих, готовность ребенка к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, подразумевает умение выделять начальный гласный из состава слова; проводить анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.

Так же ребенок должен быть знаком с такими терминами, как: «звук», «слог», «слово», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

Процесс подготовки к обучению грамоте длительный и в свою очередь направлен на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

- обеспечивает готовность к освоению грамоты;

- способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Представленные игровые упражнения помогут Вам выявить уровень сформированности фонематических процессов   у ребенка, и если Ваш ребенок не справляется с этими заданиями, обратить на это особое внимание.

(Слайд 3)

Игра «Запомни и скажи». Предложите ребенку запомнить ряд звуков, которые Вы произнесете, а он их повторит. Для начала используйте ряды, только из гласных звуков, только потом из согласных.

АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…

СЧП, КТР, ПТСМ…

Игра «Поймай нужный звук хлопком». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нарушенного звука, например, хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [K], затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Придумать слова на заданный звук». Игра проводится при помощи мяча. Предлагаете ребенку послушать слово и назвать первый (последний) звук в слове. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове.

Игра «Угадай слово».  Чтобы развивать у ребенка синтез мышления, предлагаю поиграть с ребёнком в игру «Угадай слово». Здесь Вы произносите слово с паузами между звуками, а ребенок, послушав, должен назвать слово целиком. Для начала достаточно давать слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно задание усложнить и предложить воспроизвести слово из 5-6 звуков, затем со стечением согласных.

Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, п-а-с-т-а и т.д.

(Слайд 4)

Игра «Найди место звука в слове». В этой игре мы упражняем ребенка в определении места звука в слове. Определение места звука в слове – это тоже один из этапов формирования фонематических процессов. Учить определению места звука в слове можно начинать в конце среднего возраста, начале старшего возраста. Это продолжительный этап работы, который заключается в умении определять звуки в начале, затем в конце, только потом в середине слова.  Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место какого звука и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке, например, сссанки, подноссс. Если звук слышится вначале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там. И если звук не первый и не последний, то он будет находиться в середине. 

(Слайд 5)

Игра «Звуковая цепочка». Взрослый раскладывает перед детьми картинки, просит назвать, что на них нарисовано. Игру начинает взрослый называет первую картинку и просит произнести последний звук в слове. Объясняет, что мы будем собирать цепочку слов с помощью картинок, следующая (вторая) картинка та, название которой начинается на последний звук первого слова.

(Слайд 6)

Игра «Звонкие ладошки» Здесь мы учим ребенка делить слова на слоги, но прежде вы должны объяснить ребенку, что такое слоги, как можно определить, сколько слогов в слове. Говорим ему, что слова мы можем делить на слоги при помощи хлопков, можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов, сколько в слове гласных, столько и слогов. Только затем приступаем к игре. Если вы работаете с наглядным материалом, как представлено на слайде, то начните игру со следующего: называй предмет, который ты видишь на картинке и считай хлопками, сколько в нем слогов. Теперь подбери к нему подходящую схему.

Усвоив все эти этапы, о которых мы говорили ранее, знакомим ребенка с характеристикой звуков и учим его делать звуковой анализ, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие согласные. В начале встречи, мы с вами это вспомнили.

Когда ребенок знает все звуки, знаком с их характеристиками и цветовым обозначением предлагаем ему выполнить следующее задание, но чтобы ему было интересно используйте развлекательные моменты. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, а и при помощи мелких пуговиц – игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

(Слайд 7)

Выберите, понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова МАК. Послушай, меня и скажи, как я – мммак. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его под картинкой.

Снова послушай меня и скажи, как я - мааак.  Какой звук ты слышишь после М? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук и положи его после М.

Затем снова произнесите слово МАК и уточните, какой звук мы слышим в конце.  Он гласный или согласный? Возьми фишку, которая обозначает согласный звук, положи его после звука А.  Предложите ребенку назвать все звуки в слове МАК по порядку и при помощи вопросов уточните:

Где находиться звук А: в начале, в конце или в середине слова? Какой первый звук в слове МАК? А какой в этом слове последний звук? Назови гласный звук в слове. Назови согласные звуки в слове. Сколько всего звуков в слове МАК?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Помните, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: выполнение заданий, связанных с применением полученных ранее знаний.

- Сейчас я предлагаю вам применить практический опыт и выполнить несколько игровых заданий, но для начала выполним звуковую разминку.

(родители слушают и отвечают на вопросы)

- В одном лесу, на большой красивой поляне, жили насекомые. Утром, когда встало солнце, насекомые просыпались, поляна оживала. Вот проснулась пчела и, перелетая от цветка к цветку, запела свою песенку:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Комар, услышав жужжание пчелы, звонко запел:

З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.

Расправляя свои крылья, застрекотала стрекоза: Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.

Пение насекомых разбудило змею, и она сердито зашипела: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Ёж под деревом не испугался, но свернулся в клубок и зафыркал: Ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф.

Подул лёгкий ветерок и зашелестел ветками деревьев: В-в-в-в-в-в-в-в-в-в.

Далеко за лесом, по железной дороге разгонялся поезд: Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

А над лесом пролетел вертолёт. Его мотор рычал: Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

- Наступил день. Стало жарко. Животные спрятались в норы. Только стрекозы и пчёлки продолжали жужжать.

- Какие насекомые и животные жили на поляне? Какие звуки мы слышали? (Ответы родителей).

Игра «Город говорящих попугаев»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: сегодня мы идем в гости к попугаям. Давайте подарим попугаям подарки. На домиках мы видим схемы звуков (начало, середина, конец). Будем класть картинку в тот домик, где услышим звук р (участники раскладывают картинки в соответствием с заданной ситуацией).

Игра «Волшебные бусы»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: долька гуляла по лесу и не заметила, как потеряла свои бусы. Давайте поможем девочке найти бусы и собрать их. Но бусинки будем скреплять так, чтобы последний звук в слове начинал следующее слово (участники прикрепляют бусинки в соответствии с решаемой ситуацией).

Игра «Собери ромашки»

Цель: развитие слоговой структуры слова и умения делить слова на слоги.

Ход игры: помоги гусенице Фифе подобрать лепестки к ромашкам, в соответствии со схемой, если в серединке ромашки мы увидим один прямоугольник, то там будут находиться лепестки в названиях, которых мы слышим один слог, где 2 прямоугольника - 2 слога, где 3 - то 3 слога (участники выполняют задание согласно предъявляемой инструкции).

Игра «Подбери словечко»

Цель: развитие звукового анализа.

Ход игры: помоги пчелке Жуже составить схему слова "роза" и дать характеристику этим звукам (участники с помощью звуковых цветочков разного цвета (красный, зеленый, синий) выкладывают схему слова заданного слова).

6. Осмысление

Дидактические задачи: фиксирование достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь 

- Чем мы с вами сегодня занимались, для чего мы этого делали, что нового вы узнали? Какие задания вызвали у вас затруднения? (Ответы родителей).

Согласны ли вы с мнением, что если ребенок будет знать буквы, он будет готов к обучению грамоте? (Ответы родителей).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучайся грамоте, играя!»

Слайд 2

Основные компоненты которые входят в процесс обучения грамоте: -ребенок должен владеть правильным и чётким произношением звуков. Дети старшего дошкольного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ ш ], [ж], [ч’], [ щ ’], многие начинают верно произносить звуки [ р ], [ р ’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. у ребенка должны быть сформированны все фонематические процессы, т. е.умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; - готовность ребенка к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, подразумевает умение выделять начальный гласный из состава слова; проводить анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Так же ребенок должен быть знаком с такими терминами , как: «звук», «слог», -«слово», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

Слайд 3

Игра «Запомни и скажи » Цель: развивать фонематическое восприятие. Ход игры: Предложите ребенку запомнить ряд звуков, которые вы произнесете, запомнить их и повторить. Для начала используйте ряды, только из гласных звуков, только потом из согласных. (АОУ , ИОА, АУОИ, ЭОИ, СЧП , КТР, ПТСМ) Игра «Поймай нужный звук хлопком» Цель: упражнять ребенка в умении выделять определенный звук из ряда других. Ход игры: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K] овь , шалаш, ботино [K]. То же с любыми другими звуками: Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов… Игра «Придумать слова на заданный звук» Цель: упражнять ребенка в придумывании слов на заданный звук. Ход игры: Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.) Игра «Угадай слово» Цель: упражнять ребенка в умении называть слово из отдельных звуков. Ход игры: Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш- а,п -а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы .

Слайд 4

Игра «Определить место звука в слове» Цель: упражнять ребенка в определении места звука в слове. Ход игры: Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . . Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

Слайд 5

Игра «Звуковая цепочка» Задачи: упражняем детей в умении находить первый и последний звук в слове. Ход игры: Взрослый называет первую картинку, а ребенок определяет последний звук в слове, который будет начинать следующее слово и находит соответствующую картинку.

Слайд 6

Игра «Звонкие ладошки» Цель: упражнять ребенка в умении делить слова на слоги Ход игры: Взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам и одновременно отхлопать его в ладоши. Посчитав количество слогов в слове ребенок выбирает подходящую схему.

Слайд 7

Алгоритм проведения звукового анализа слова мак 1.Определяем первый звук в слове (выделяем голосом - мммак ), затем второй ( мааак ), потом последний звук (мак). 2. Обязательно даем характеристику каждому звуку и его цветовое обозначение. (Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми фишку, который обозначает согласный звук и положи его под картинкой .) 3. Предложите ребенку назвать все звуки в слове МАК по порядку .

Слайд 8

Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные мероприятия в рамках семинара для родителей "Родительская академия"

В работе представлен цикл мероприятий по работе с родителями. В рамках семинара "Родительская академия" представлены такие тематические занятия: "Волшебный мир книги", "Телевидение в жизни дошкольника...

«Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ». Тема: «Программа «Мир открытий», технология «Ситуация».

Основные цели: Создание условий для благополучного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение практической компетентности родителей в вопрос...

План тематической недели в рамках взаимодействия с родителями "Песочная страна"

Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми ви...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК МОЖНО ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАЯ»

  Кто из родителей не желает,чтобы его ребенок учился на»хорошо» и «отлично»? Многие с энтузиазмом берутся за сложное дело обучения. И сколько из них терпят неудачу...

Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот

Модель  развития  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...

Мероприятие в рамках работы с родителями. Тема: «Границы в жизни ребёнка»

Краткая аннотация к работе: данное мероприятие предназначено для проведения в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM для родителей ДОУ в рамках встреч «Родительского клуба». В осно...

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И АПРОБАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ «СЕНСОРНОЙ ДИЕТЫ», В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В рамках данной статьи мною описывается один из вариантов построения «Сенсорной диеты», для конкретного ребенка с ОВЗ. Данная «Сенсорная диета», составлена после сбора анамнеза...