Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика и игры на развитие мелкой моторики"
статья по логопедии (средняя группа)

Васильева Мария Александровна

Семинар-практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley1.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Колпинского района Санкт – Петербурга

Семинар-практикум для родителей на тему

 «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

и игры на развитие мелкой моторики»

                                     

Подоготовили:

Учитель-логопед Васильева М.А.

Учитель-дефектолог Бузкина К.Г.

                                                               

                                                              Санкт-Петербург

2021 год

Цель: Оказание помощи родителям, в овладении основными приемами артикуляционной гимнастики в домашних условиях и знакомство с  играми на развитие мелкой моторики.

Задачи:

  1. Активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  2. Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  3. Обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
  4. Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
  5. Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  6. Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей с ЗПР.
  7. Познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики.
  8. Предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Теоретическая часть:

Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.

Большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей с  артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Повторяя вместе с родителями и логопедом упражнения, у детей развиваются  мышцы щек, губ и языка, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Практическая часть:

Показ артикуляционной гимнастики:

Комплекс артикуляционной гимнастики

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Трубочка. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ.

6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

7. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

8. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

9. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

10. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

11. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

12. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

13 Чашечка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

14. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

15. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

16. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

17. Футбол. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

18. Почистим зубы. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

19. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

20 Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

21. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

22. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

23. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Теоретическая часть:

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие психические функции как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать как можно раньше.

Практическая часть:

Уважаемые родители! На столе вы заметили различные предметы, связанные с темой нашего практикума.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Показ пальчиковой гимнастики:

1. Сидит белка на тележке

2. Капуста

3. Фрукты

4. Грибы

5. Листопад

• Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (массажным мячиком, карандашами, мячиком-ёжиком, воздушным шариком с наполнителем, грецкими орехами, карандашами, сенсорными подушечками, зубными щётками и т.д)

(Упражнение проводится с родителями)

Катают между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать»

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

• Игры с прищепками

Упражнения с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха(Упражнение проводится с родителями)

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш!».

«Солнышко и лучики». Прикрепите к солнышку лучики (прищепки)

«Найди прищепки» Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все «спрятавшиеся» прищепки.

• Игры с пуговицами

Пуговичный массаж.

Пуговичное ожерелье. Пуговицы можно нанизывать на нитку, леску изготавливая бусы.

Попросите своего ребенка помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднююмелкие — в маленькую.

Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п.

• Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы» (Упражнение проводится с родителями).

«Дорисуй картинку с помощью пробок» - заполнить крышками нужного цвета отверстия на картинке.

Дидактическое пособие «Бусы» - одевать бусы на шнурок и чередовать по цветам.

«Логические цепочки» - дефектолог предлагает родителям  рассмотреть карточки с заданием, а затем продолжить ряд, расставляя цветные крышечки в свободные клеточки.

• Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. 

 Подведение итогов семинара-практикума 

(рефлексия)

Упражнение «Чудесная сумка (сундучок)» Дефектолог предлагает участникам семинара-практикума ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений. (Родители пишут на листочках и кладут в сумку, дефектолог зачитывает). «Удачным сегодня было…»«Я задумалась…»«Мне бы хотелось в следующий раз…» Передаём по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...

Семинар-практикум для родителей «Превратим обучение в игру или развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Обучающий семинар по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики руки с использованием диагностических тестов по определению уровня развития мелкой моторики   детей старшего дошкол...

Семинар - практикум "Игры на развитие мелкой моторики"

Информация для развития мелкой моторики у детей...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и...

Семинар – практикум для родителей Первой младшей группы на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителейПервой младшей группы  на тему:«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Семинар - практикум для педагогов на тему : "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деят...