«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Лунькова Екатерина Александровна

Для правильной речи, а в последствии письма и учебы, очень важно, чтобы ребенок различал звуки. Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. в 4 года, максимум в 5-6 он должен быть полностью сформирован.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Для правильной речи, а впоследствии письма и учебы, очень важно, чтобы ребенок хорошо различал звуки. Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. В 4 года, максимум в 5–6 лет он должен быть полностью сформирован.

Что такое фонематический слух?

 Фонематический слух позволяет слышать и различать звуки человеческой речи. Благодаря ему, ребенок учится не только понимать речь и говорить, но и улавливать смысл сказанного, в зависимости от характера звуков (интонации, ударения, окончаний и прочего). Например, слышать разницу между похожими «мишкой» и «миской», скорбным «ох» и удивленным, цветками «гвоздиками» и папиными «гвоздиками».

Почему нужно его развивать?

Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – кук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое.

В каком возрасте начинать занятия?

Процесс развития фонематического слуха у детей индивидуальный. Бывает, что ребенок начинает прекрасно улавливать звуки и говорить в 1,5–2 года. Но чаще активное формирование приходится на возраст 4 года и продолжается до 5–6 лет. При этом наиболее чувствительным, значимым периодом развития остаются первые годы жизни. Если до 2 лет с ребенком разговаривать правильно, не сюсюкая, читать понятные ему стихи, учить чистоговорки, то риск нарушений фонематического слуха уменьшается в разы. Иными словами, проводить занятия можно с самого раннего дошкольного возраста. 

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха

 Занятия по развитию фонематического слуха предполагают не только работу со словами и текстом. Необходимо тренировать также и узнавание неречевых звуков — бытовых и природных. Особенно это актуально для малышей, которые еще не готовы к вербальным упражнениям.

Игры на развитие фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста

Разговор игрушек 

Упражнение подойдет для детей 2–3 лет. Нужно подобрать несколько хорошо знакомых ребенку игрушек, производящих различные звуки: погремушку, уточку-пищалку, музыкальную книжку, заводную обезьянку. Малыш отворачивается, а взрослый активирует один из предметов. Ребенок должен определить на слух, какая из игрушек издала звук, и указать на нее. Это самый простой этап, и если он не вызывает трудностей, игру пора усложнить. Теперь не одна, а две и больше игрушек «разговаривают» по очереди или одновременно, и малышу придется постараться расслышать их всех.

Кто сказал «мяу»? 

В этой игре могут участвовать несколько человек, детей или взрослых. Малыш отворачивается, а все остальные рассаживаются за его спиной полукругом, изображая котят, один из которых мяукает. Ребенок поворачивается и показывает, кто, по его мнению, сказал «мяу».

Игра «Коробочки гремят».  

Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают   потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Веселые картинки

Начиная с 3 лет, когда идет ускоренное расширение словарного запаса ребенка и совершенствование связной речи, нужно уделять больше внимания упражнениям на правильное восприятие и произношение слов. 

Игра с картинками, на которых изображены предметы с созвучными названиями, поможет выявить и исправить возможные ошибки. Взрослый говорит слово, а дети показывают соответствующее изображение (кот или кит, дом или сом).

Заблудившиеся слова 

Для этой игры нужно подобрать несколько забавных стихотворений, в которых легко заменять слова на созвучные.

Например:

Падал снег на порог,

Кот испек себе творог.

***

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную топили.

***

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

***

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

***

Стужа. Снег. Метут метели.

Тёмной ночью бродят двери.

***

Своей младшей дочке Тосе

заплетает мама. осы.

Дети должны услышать подмену и исправить ведущего. Чем смешнее получится стихотворение, тем больший успех будет иметь игра у дошкольников.

«Слушай внимательно»

Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.

Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).

Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»

Игра «Покажи звук».

Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой — длинная. Взрослый бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Чего не хватает? 

Ребенку или группе детей педагог показывает картинку и говорит ее название, опуская первую букву: «(з)айка», «(р)омашка», «(к)апуста». Дети должны догадаться, какого звука не хватает, и произнести его, а затем и все слово целиком. Таким же образом можно поиграть и с последней буквой: «хвос(т)», «дерев(о)», «жира(ф)».

Дифференциация фонем.

На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.

Игра «Танцуй – стой» (на определение гласных и согласных звуков)

Педагог произносит звуки, гласные и согласные. Когда произносятся гласные звуки – дети танцуют, когда согласный – останавливаются.

Игра "Угадай-ка".

Педагог раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно ( а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.  

Игры на определение места звука в слове.

Например:

Игра «Голова, живот ноги». 

Педагог называет слова с заданным звуком. Если звук в начале слова – ребенок показывает на голову, если в середине – на живот, если в конце – на ноги.

Только после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале слов.

Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...