«Особенности речевого развития детей 2-3 лет»
консультация по логопедии (средняя группа)

Светлана Ивановна А.

Система речи включает в себя пять компонентов: звукопроизношение, словарь, фонематическое восприятие лексико-грамматический строй (словообразование и словоизменение (по числам, родам, падежам) и связанную речь. Развитие речи процесс длительный. Данные лексические темы должны быть отражены в ИЗО, на занятиях физкультурой и в других видах деятельности детей (тематические физкультминутки, а также упражнения для развития мелкой моторики представлены в книге «Начинаем говорить», здесь вы найдете стишки для заучивания, которые также разделены на темы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psportal.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности речевого развития детей 2-3 лет»

Система речи включает в себя пять компонентов: звукопроизношение, словарь, фонематическое восприятие лексико-грамматический строй (словообразование и словоизменение (по числам, родам, падежам) и связанную речь. Развитие речи процесс длительный. Данные лексические темы должны быть отражены в ИЗО, на занятиях физкультурой и в других видах деятельности детей (тематические физкультминутки, а также упражнения для развития мелкой моторики представлены в книге «Начинаем говорить», здесь вы найдете стишки для заучивания, которые также разделены на темы).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь

Учить детей по словесному указанию педагога: находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик», «Спой песенку маленькому медвежонку»), различать их местоположение («Матрешка на верхней полочке (высоко)», «Поставь рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

- существительными, обозначающими названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;

- глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, гладить, лечить), взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть);

- прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов (большой, короткий; красный, синий; сладкий, кислый);

- наречиями (сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно).

Учить детей использовать эти слова в речи.

Звуковая культура речи. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний (кря-кря, тик-так, динь-дон), отдельных слов. Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громче).                  

Грамматический строй речи. Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3—4 слов.                                                        

Связная речь. Продолжать учить детей понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы.

К концу года научить рассказывать в 2—4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке.

К концу года дети должны уметь:

говорить не торопясь, внятно;

отвечать на несложные вопросы воспитателя;

рассказывать о виденном в 2—4 предложениях.

К концу года дети должны уметь воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы без наглядного сопровождения.

К концу года дети должны уметь:

различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения;

различать и называть части тела животного.

К трем годам произносительная сторона речи детей ещё недостаточно сформирована, Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраст не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время еды).

Следует отметить, что к трём годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребёнок заменяет шипящие и свистящие на «Т» и «Д» («санки» - «танки»), Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, призубное, боковое произношение свистящих). Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем.

К трём годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка: усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные предложения, бессоюзные сложносочиненные предложения. Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребёнка. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш тренирует и артикуляционный аппарат.      

С детьми четвёртого года жизни воспитатели проводят работу по уточнению и закреплению правильного произношения следующих групп звуков: «М», «П», «Б», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «X», «Й», «Ф», «В», «С», «З», «Ц»: учат чётко и внятно произносить слова и фразы, развивают слуховое внимание детей. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков взрослый осуществляет, предлагая ребёнку отчётливо называть игрушки, животных, предметы, изображенные на рисунках в книгах, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют стихи типа небылиц, перевертышей, загадок. Отгадывать загадки дети будут лучше и быстрее, если отгадка есть среди двух - трёх предметов, лежащих на столе. Дети этого возраста лучше запоминают загадки, если предварительно слышат рассказ о предмете-отгадке.                

Для постановки речевого дыхания используются игры на развитие плавности и продолжительности выдоха (дуем через соломинку в стакан с водой, надуваем шары, пускаем мыльные пузыри, играем на духовых музыкальных инструментах).

Развитие силы голосового аппарата осуществляется при чтении чистоговорок, считалок с различной силой голоса (тихо - громко). В качестве подготовительного упражнения для развития, выработки нужного темпа речи можно предложить ребёнку произносить строчки из народных потешек с различной скоростью. Взрослые должны поддерживать разговор с ребёнком, беседовать с ним о предметах домашнего обихода, одежде, игрушках, домашних животных. Постоянно занимайтесь со своими детьми, беседуйте с ними. Эти занятия создадут базу для дальнейшего развития ребёнка.

На основе обогащения представлений об окружающем расширять и активизировать словарь детей.                        

Обогащение словаря. Учить детей различать и называть части предметов (у платья, рубашки—рукава, воротник, пуговицы), качества предметов (величину, цвет, форму, материал), различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка—блюдце, чашка—стакан, стул—табурет); понимать, обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

Активизация словаря. Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (их признаки, действия и местоположение в пространстве).

Звуковая культура речи.

Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Грамматический строй речи.

Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами: а, на, под, за. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек); составлять предложения с однородными членами {Миша посадил на ковер куклу, мишку, зайку).

Связная речь.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, картин, иллюстраций и др. Готовить к обучению рассказыванию: воспитывать умение повторять за воспитателем рассказ из 3—4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины, побуждать участвовать в драматизации отрывков и знакомых сказок.

2-я младшая группа:

Тематическое планирование по всем видам деятельности ведется также по периодам в 2 недели 1 тема. Имеет смысл данные темы отражать не только в аппликации, лепке и рисовании, но и в математике при счете (1 кошка, 2 кошки, большое яблоко – маленькое яблоко).

Средняя группа (4-5 лет).

Продолжается планирование по лексическим темам, причем темы берутся на 1 неделю и дробятся: Если раньше мы говорили просто дикие животные, то в этой группе мы уже говорим первую неделю просто о диких животных, а 2-ю неделю дикие животные и их детеныши, или 1 неделю – домашние птицы, 2 неделю – дикие птицы, 3 неделю – домашние и дикие птицы.

 К концу года дети должны:

знать: свое имя и фамилию, имя, отчество воспитателя и няни; названия двух деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений; отличительные особенности внешнего вида животных (домашних—собаки, кошки, корову, козы; диких—зайца, лисы, медведя); детенышей домашних животных;

уметь: различать и называть предметы ближайшего окружения, их величину, цвет и форму, существенные детали и части, действия предметов;

- понимать обобщающие слова; игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда;

- называть состояние погоды;

- находить и называть у дерева ствол, ветки, листья, у травянистых растений стебель, листья, цветок;

- различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи, фрукты, наиболее распространенные в данной местности.

Речь детей пятого года жизни.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребёнок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) даёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).

Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи).

Свои высказывания четырёхлетний ребёнок строит из двух — трёх и более простых распространённых предложений.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений.      

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие всё ещё не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.

У четырёхлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.

 На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлятьточные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. У детей полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «РЬ»; отчётливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет), неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.                              

Достаточно развитый речевой слух даёт ребёнку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребёнка удлиняется выдох. На данном возрастном этапе закрепление звуков осуществляется в такой последовательности: «С», «З», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Р». При работе над каждым звуком малыш выделяет его интонационно и длительно в словах (С-С-САД, ЛИС-С-СА).              

Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха - умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков. На какие недостатки в речи следует обращать внимание прежде всего?

Межзубное произношение свистящих, боковое произношение шипящих, горловое произнесение «Р», двугубное произнесение «Л» - все эти недостатки требуют логопедической помощи.                

На основе углубления знаний и представлении об окружающем пополнять и активизировать словарь детей.

Обогащение словаря. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили на занятиях, глаголы, обозначающие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (огорчен, весел).

Активизация словаря. Учить детей использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы и наречия, предлоги.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.

Звуковая культура речи.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята—лисят, медвежата—медвежат); правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок, помидоров). Учить употреблять формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать.

Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей. Учить их поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы.

Учить пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные. Учить составлять (по образцу) небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.

К концу года дети должны уметь:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили;

- употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды., животные;

- согласовывать слова в роде, числе, падеже;

- пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам.

знать: название родного города, села; основные трудовые действия повара, врача;        

уметь: называть 3—4 дерева, один кустарник, 3—4 травянистых растения, 2 (новых) комнатных растения; узнавать по голосам 2—3 птицы; называть бабочку, жука; узнавать мухомор как несъедобный гриб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...