Лексико -грамматические игры для родителей
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Грамматический строй речи усваивается ребёнком постепенно, самостоятельно, путём подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики.

Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребёнок не осознаёт этих значений, употребляет их интуитивно

У детей с той или иной речевой патологией понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким образом, у детей, имеющих нарушения речи формирование грамматического строя языка характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. У них значительно затруднён механизм словообразования и словоизменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грамматический строй речи усваивается ребёнком постепенно, самостоятельно, путём подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики.

Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребёнок не осознаёт этих значений, употребляет их интуитивно

У детей с той или иной речевой патологией понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким образом, у детей, имеющих нарушения речи формирование грамматического строя языка характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. У них значительно затруднён механизм словообразования и словоизменения.

Предлагаю игровые упражнения, способствующие развитию лексико- грамматической стороны речи у детей 5-7 лет.

  • Игра «Скажи ласково».

Учим        ребёнка        образовывать        уменьшительно-ласкательные        формы существительных.

Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький. Например: мяч – мячик.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Один и много».

Учим ребёнка образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже.

Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребёнок называет существительное во множественном числе именительного падежа.

Например: стакан – стаканы.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Жадина».

Учим        ребёнка        согласовывать        притяжательные        местоимения        с существительными.

Взрослый        называет        существительное,        а        ребёнок        подбирает        подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».

Например: кукла – моя кукла.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Я вижу».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в винительном падеже.

Взрослый показывает натуральные предметы или предметные картинки, а ребёнок, говорит, что или кого он видит.

Например: Мяч – Я вижу мяч.

Собака – Я вижу собаку.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Есть – нет».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в родительном падеже.

Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет. Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Кому что нужно?»

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в дательном падеже.

Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Кисть нужна … (художнику).

Кость нужна … (собаке).

  • Игра «Чем угостишь?»

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в творительном падеже.

Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Зайца угощу … (морковкой).

Собаку угощу … (косточкой). Курицу угощу … (пшеном).

  • Игра «Я думаю».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в предложном падеже.

Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает. Например: Кукла – Я думаю о кукле.

Самолёт – Я думаю о самолёте.

  • Игра «Один – одна».

Учим ребёнка согласовывать числительные «один», «одна» с существительными.

  1. Взрослый        называет        существительное,        а        ребёнок        подбирает        к        этому существительному числительное «один» или «одна».

Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.

Например: Шапка – одна шапка.

Мяч – один мяч.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  1. Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.

Например: Один – нос, мяч и т.д.

Одна – кукла, кровать и т.д.

  • Игра «Два – две».

Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными.

Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».

Например: Два самолёта.

Две машины.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Сосчитай от 1 до 5».

Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.

Предложите ребёнку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш. Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Скажи, какой, какая?»

Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.

Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок). Стакан из стекла - … (стеклянный стакан). Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).

Лист берёзы - … (берёзовый лист).

  • Игра «Вместе делать веселей».

Учим ребёнка изменять глаголы по числам.

Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу. Например: Он сидит. – Они сидят.

Он лежит. – Они … (лежат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико-грамматические игры для дошкольников

В данном материале содержится подборка игр по формированию грамматического строя речи дошкольников, которые можно использовать как в режимных процессах, так и в ходе непосредственно-образовательной де...

Лексико - грамматические игры

Лексико - грамматические игры, способствуют развитию словаря и формированию правильных лексико - грамматических категорий....

"Лексико-грамматические игры".

Игра для ребёнка – это мощнейшая сфера “самости” : самовыражения,  самоопределения, самопроверки, самореабилитации . Она оказывает  большое влияние и на развитие речи , так как игровая ситуа...

Буклет "Лексико - грамматические игры для дошкольников"

Материал содержит логопедические игры, направленные на развитие лексико - грамматического строя речи дошкольников....

Рекомендации для родителей лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме Насекомые

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме "Насекомые"...

Лексико-грамматические игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "ЛЕТО" (материал для родителей в речевой газете)

Картотека лексико-грамматических игр направленных на развитие связного словаря для детей старшего дошкольного ваозраста....