"Лексико-грамматические игры".
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Олейникова Татьяна Викторовна

Игра для ребёнка – это мощнейшая сфера “самости” : самовыражения,  самоопределения, самопроверки, самореабилитации . Она оказывает  большое влияние и на развитие речи , так как игровая ситуация требует от каждого , включённого в неё , определённой способности к коммуникации . С помощью игры можно корректировать , улучшать, развивать в  детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико – грамматические

игры.

Игра для ребёнка – это мощнейшая сфера “самости” : самовыражения,  самоопределения, самопроверки, самореабилитации . Она оказывает  большое влияние и на развитие речи , так как игровая ситуация требует от каждого , включённого в неё , определённой способности к коммуникации . С помощью игры можно корректировать , улучшать, развивать в  детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

        В речевой  игре  от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях и обстоятельствах . Играя , ребёнок самостоятельно решает разнообразные  мыслительные задачи , описывает предметы , выделяет  их характерные признаки , находит сходство и различие , отгадывает по различным свойствам. Речевые  игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия,  образных представлений ,  обучению анализу ,  сравнению предметов их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребёнка.

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определённых навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.

Игра «Один – много»

Цель: учить детей правильному употреблению имён существительных и имён прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имён существительных и имён прилагательных множественного числа в родительном падеже.

Упражнения

Мяч                           мячи                         много мячей

Кукла                        куклы                        много кукол

Кубик                        ---------                       -------------------

Пирамидка               ---------                       -------------------

Машинка                  ---------                       -------------------

Стол                          столы                       много столов

Стул                          ---------                        ------------------

Диван                        ---------                        ------------------

Шкаф                         ---------                        ------------------

Кресло                       ----------                        ------------------

Тумбочка                   ----------                        ------------------

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имён прилагательных.

Упражнения

Яблоко                       яблочко

Груша                        ------------

Слива                         ------------

Лимон                        ------------

Ананас                       ------------

Апельсин                    ------------

Добрый слон                         добренький слоник

Зубастый крокодил             ---------------------------

Ленивый бегемот                ---------------------------

Быстрая обезьяна                ---------------------------

Страшный лев                      ---------------------------

Высокий жираф                     ---------------------------

Игра «Вершки и корешки»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то , что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).

Капуста                                              вершки

Морковь                                               корешки                                            

Баклажан                                             -------------

Свекла                                                   -------------

Картофель                                           -------------

Кабачок                                                 -------------

Помидор                                                -------------

Репа                                                        -------------

Огурец                                                    -------------

Редис                                                       -------------

Игра «Чьё гнездо?»,  «Чьи перья?»

Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных.

Гнездо грача  -  грачиное гнездо

Гнездо журавля  -  -------------------

Гнездо скворца  -  --------------------

Гнездо ласточки  -  ------------------

Перо у гуся  -  гусиное

Перо у курицы  - --------

Перо у утки  -  ----------

Перо у индюка  -  -------

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имён существительных.

Шуба из меха  -  меховая шуба

Платье из ситца  -  ---------------

Носки из шерсти  -  ---------------

Перчатки из кожи  -  -------------

Халат из шёлка  -  ----------------

Игра «Посчитай: 1-2-5»

Цель: научить детей правильно согласовывать числительные с существительными.

Автобус  -  один автобус, два автобуса, пять автобусов

Самолёт  -  -----------------------------------------------------------------

Поезд  -  ----------------------------------------------------------------------

Лодка  -  ----------------------------------------------------------------------

Машина  -  ------------------------------------------------------------------

Игра: «Кто где живёт?»

Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.

Нора (чья?)  -  лисья нора

Берлога (чья?)  -  ------------

Логово (чьё?)  -  --------------

Дупло (чьё?)  -  ---------------

Игра «Кто внимательный?»

Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.

-  Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным.

Дети учатся  ----  школе.

Дети гуляют  --- школой.

Дети вышли  ---  школы.

Дети идут  ---  школе.

Дети зашли  ---  школу.

 

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"УЧИМСЯ, ИГРАЯ" - интерактивные игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9126427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.

Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...

Фрагмент занятия по формированию лексико – грамматических представлений. Игра: «Прятки»

Повышение эффективности работы по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников: является возможным, при условии целенаправленного применения системы специально подобранных иг...

Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....