Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Зайцева Ольга Владимировна

Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_2.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

                ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 830»

          125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-13-45

ИНН/КПП 7733826016/773301001    ОГРН 1127747247100   ОКПО 13265763    E-mail: 830@edu.mos.ru

Интегрированное занятие по развитию речи по теме: «Рассказывание по картине «В школу». Лексико-грамматические игры и упражнения»

Составила и провела воспитатель ГБОУ Школа №830 ДО «Умка»

                                     Зайцева Ольга Владимировна.

Москва, 2016 год.

Интегрированное занятие по развитию речи по теме: «Рассказывание по картине «В школу». Лексико-грамматические игры и упражнения». (Подготовительная группа).

Составила и провела воспитатель ГБОУ Школа №830 ДО «Умка» Зайцева Ольга Владимировна.

Задачи. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;

грамматикаучить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков ж и ш; Развивать интонационную выразительность речи: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости, учить подбирать антонимы к словам, различать значения многозначных слов, образовывать множественное число у существительных в родительном падеже.

             Оборудование:  картина «В школу», «волшебный мешочек» с предметами, мяч, раздаточный материал (карточки), наглядные пособия по теме: «Антонимы», «Многозначные слова», «Множественное число».

Ход занятия

  1. Воспитатель помещает на стенд картину «В школу».
  2. — Ребята, вы уже в подготовительной группе, на следующий год пойдете в школу. Вот сегодня мы с вами и поговорим о школе.  Задает вопросы:

— Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

— Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

— Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)

— Что находится у школьников в портфелях? (Пенал, тетради, учебники...) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности.)

— В какое время года дети начинают учиться? (осенью).

— Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц и др.)

— Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная.)

— Послушайте слова — учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов-родственников общая? А у слова школа есть родственные слова? (Школьник, школьный, школьница.)

Дети придумывают рассказ по картине «Осень». Предварительно воспитатель поясняет«Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем — о том, что вы видите на картине. Два рассказа детей (Таня, Илья).

Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким:

«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Еще с вечера они приготовили портфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся опоздать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу...»

Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.

Воспитатель дает задание: «Скажите предложение  Я пойду в школу так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу... А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете».

2.Физкультминутка.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко (расставить ноги, руки на пояс, на плечи, вверх – 2 хлопка; на плечи, на пояс, вниз -2 хлопка. Темп  ускоряется – 3 раза).

- А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

3.  А сейчас, ребята, отгадайте загадку:

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа
).

– Молодцы, правильно. Давайте представим, что мы с вами на уроке в школе. – Как себя ведут ученики на уроке?  (Тихо, спины прямые, Внимательно слушают).

4. – Сейчас поиграем

Называется игра «Скажи наоборот». 

Воспитатель дает мяч детям. Демонстрирует картинки при затруднении. Большой - маленький, мокрый- сухой, тонкий – толстый, чистый – грязный, узкий – широкий, грустный – веселый, подниматься – спускаться, подъезжать – отъезжать, плакать – смеяться, идти – стоять, отдыхать – работать, въезжать – съезжать, надевать – снимать, одевать – раздевать.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … ( низко ).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай… (конец).

5. Игра «Один – много». 

Воспитатель называет один предмет, дети – много. Одно яйцо – много яиц, одна ворона – много ворон, один ключ – много  ключей, один ребенок – много детей, один лоб – много лбов, одна птица – много  птиц, одна пчела – много пчел, один пень - -много пней.

6. Словообразование. Дом -  домик – домище, кот – котик – котище, слон – слоненок – слонище, хвост – хвостик – хвостище, глаза – глазки – глазищи, рука – ручка – ручища, кресло – креслице – креслище, сапоги – сапожки – сапожищи.

7. Многозначные слова. Воспитатель показывает «волшебную коробку», в которой лежат ручка, лук, кисть.

Значения слов: ручка, лук, кисть, ножка(человека, стула, стола, гриба), ключ ( от двери, скрипичный, родник).

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

 И обычный ключ – дверной.

8. – А сейчас мы будем делить слова на слоги, приготовили ладошки: ма – ма, па-па, шко-ла, школь-ник, у-че-ник, у-чи-тель.

Далее дети прохлопывают и делят на слоги свои имена.

9. Работа со звуками [ ш ] и [ ж ].- Теперь я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук [ш] или [ж] вы слышите:

Школа, жук, шаг, шоссе, железо, шел, журавль.

- Ребята, а теперь поработаем с карточками. Вам нужно определить, где находятся звуки [ж] и [ш] в начале слова, в середине или в конце?

-Школьник, жираф, мишка, карандаш, крыжовник,  шалаш,  шашки.

10.Итог занятия.

Вспомнить, о чем говорили: о многозначных словах, антонимах, описывали картину. Что запомнилось? Все молодцы, и учителя рады будут, когда вы придете в школу. Звенит звонок. Занятие окончено.  Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"

В конспекте  рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народ...

Конспект занятия по развитию речи на тему"Рассказывание по картине "Весна"

Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.  Закрепить умение использовать речь – доказательство, ре...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков" (лексические игры и упражнения)

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие»Возрастная группа подготовительнаяТема занятия «Путешествие в страну Смешариков» (лексические игры и упражнения).Цель...

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе.

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по развитию речи на тему: рассказывание произведения К. Д. Ушинского «Гуси».

Конспект занятия по развитию речи на тему: рассказывание произведения К. Д. Ушинского «Гуси».Цель: умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.Задачи: учить детей...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Рассказывание сказки "Лисичка со скалочкой" средняя группа

Задачи: - учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию полным предложением;- совершенствовать грамматический строй речи;- активизировать словарь; - формировать умение ...