Конспект занятия по развитию речи на тему"Рассказывание по картине "Весна"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.

  Закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь.

Развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи.

Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vesna.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Группа: старшая группа

Тема:  Рассказывание по картине «Весна».

Образовательные результаты:

Обучающиеся

  •  имеют практическое представление о временах года (составлении рассказа)
  • формулируют лексическое значение слов половодье, пробуждение, проталина
  • умеют выделять
  • составляют рассказ по картине по алгоритму

Целевой ориентир: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:

Задачи:

Образовательные задачи:

1.        Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.

2.        Закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь.

3.        Закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов.

4.        Закрепить умение составлять рассказ – описание о птицах по алгоритму.

Развивающие задачи:        

1.        Развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи.

2.        Развивать логическое мышление, воображение, память.

3.        Развивать слуховое восприятие, зрительное внимание, учитывать модальность детей.

4.        Развитие артикуляционного аппарата.

Воспитательные задачи:

1.        Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

2.        Воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.

3.        Создавать положительный эмоциональный настрой.

4.        Активизировать биологически активные точки на стопа, профилактика плоскостопия. (массажные коврики, босоножье)

5.        Активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, совмещая движения рук и артикуляцию, развивать координацию движений. (пальчиковая гимнастика, физкультминутка)

Предварительная работа:

        Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

        Чтение произведений и рассматривание картин о весне.

        Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах.

        Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Птицы»

Демонстрационный материал: картина с изображением весны, алгоритм описания картины.

Тип занятия: Урок закрепления полученных знаний.

Материалы и оборудование: сюжетная картина, картинки из серии «Времена года», шкатулка.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность

воспитателя

Деятельность обучающихся

Формирова-ние УУД

Мотивационно – побудительный

(организационный)

Основная часть

Заключи-

тельная часть

- Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то около двери нашей группы я увидела конверт с надписью «Ребятам старшей группы».

Хотите посмотреть, что в этом конверте?

Воспитатель достает картинки с изображение времен года.

- Ребята, а на одной из картинок загадка. Послушайте:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает?

- Правильно. А как вы догадались?

- А какие еще изменения происходят в природе весной?

- Весна красивое время года. Ребята, у нас с вами есть шкатулка, где живут разные слова, но в ней еще нет весенних слов, может быть мы пополним нашу шкатулку?

По ходу называния слов, воспитатель работает над смысловым значением слов (что такое проталинка; почему подснежник так называют; почему весной бывает капель и откуда появляются сосульки.

- Вы замечательно говорили и наша шкатулка пополнилась весенними словами. Кто-то из вас вспомнил слова сам, а кому-то помогла картина.

- Давайте посмотрим на картину.

- Кто изображен на картине?

- Как они одеты?

- Почему?

- Какой день изобразил художник?

- Где гуляли ребята?

- Что они увидели в лесу?

- Почему девочка и мальчик, так внимательно смотрят на цветы?

Какого цвета подснежники выросли на проталинке?

- Что еще можно сказать о них, какие они?

- Что еще видели ребята в лесу?

- А как можно назвать картину?

Физминутка .

Наши алые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветы

Закрывают лепестки.

Головой качают

Тихо засыпают.

- Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово».  Я назову слово, а вы подберете к нему о котором можно так сказать.

- Про что можно сказать «весенний»?

- Про что можно сказать «весенняя»?

- Про что можно сказать «весеннее»?

- Молодцы! Было бы здорово, если бы мы с вами попробовали придумать рассказ о том, что изображено на картине.

  - Попробуем?

- Давайте свами вспомним как мы будем составлять рассказ? По какому плану? О чем мы расскажем сначала, о чем потом?

- Хорошо. Кто попробует составить рассказ по картине?

Воспитатель дает оценку рассказам детей, обращает внимание на полноту рассказа.

- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

- Весна – это удивительное время года, когда оживает природа, все распускается и цветет. Об этом времени года написано очень много картин, рассказов, стихов.

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- О чем мы говорили?

- давайте вспомним по какому плану  мы составляли рассказ.

- Молодцы! Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы с вами пойдем на прогулке и постараемся найти все признаки весны.

 

 Дети сидят полукругом.

Дети отвечают: - Да.

Ребята рассказывают по каким признакам они узнали времена года.

 - Весной.

- Потому что зазвенели ручьи, грачи прилетели, пчела принесла свой первый мед.

- Тает снег, набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, небо становится голубым.

Дети называют слова на весеннюю тематику.

На картине нарисованы дети.

- Пальто, сапожки, шапочка, теплый свитер, теплые штаны, шарф.

- Потому что на улице ранняя весна и еще не совсем тепло.

- Художник изобразил ясный солнечный день.

- Ребята гуляли в лесу.

- В лесу ребята увидели ручей, деревья, на одном из которых скворечник, скворцов, на земле кое-где виднелись первые проталины, подснежники.

- Мальчик и девочка любовались цветами, потому что они очень красивые.

- На проталинке росли подснежники беленькие и синенькие.

- Маленькие, красивые, нежные, весенние, первые.

- Вдалеке, за рекой, виднеется деревня с домами и церковью.

Дети предлагают свои варианты: «Весенняя прогулка», «Весной в лесу», «Подснежники».

Дети повторяют слова и выполняют движения.

- Про ручеек, дождь, лес, день.

- вода, трава, река, проталина, погода.

- Небо, облако, солнце.

- Да.

- сначала мы скажем о том когда происходило действие и какой был день.

- Где все происходило?

- Что интересного увидели дети?

- Чем все закончилось?

Дети по желанию выходят к доске на которой висит картина и составляю рассказ. Рассказы детей (3-4 ребенка).

Дети высказывают свое мнение.

- Составляли рассказ по картине, играли в игры.

- Мы говорили о весне.

1. когда происходило действие и какой был день.

2. где все происходило.

3. что интересного увидели дети.

4. чем все закончилось.

Формирование познавательной и социальной мотивации

Умение узнавать и называть объекты и явления окружаю-щей действительности; умение выделять существенные признаки; умение работать по иллюстрации; умение производить синтез объектов.

Умения узнавать, называть и определять объекты и явления окружаю-щей действительности, умение производить классификацию объектов.

Умение работать по иллюстрации; умение производить анализ и синтез объектов; умение выделять существенные признаки объектов; ориентировка в пространстве; умение отвечать на вопросы; умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Умение осуществлять действие по образцу.

Умение производить классификацию объектов; умение называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Умение производить анализ; умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение удерживать внимание, слушая короткий текст или рассматривая репродукцию; умение работать по заданному алгоритму; формирование адекватной самооценки; формирование способности учитывать чужую точку зрения.

Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; умение работать по заданному алгоритму.

формирование адекватной самооценки; формирование познавательной и социальной мотивации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»

Конспект занятия по развитию речи на тему:«Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»...

Конспект нод по развитию речи на тему : «Рассказывание по картине «Подснежники».

конспект нод по развитию речи для детей подготовительной группы....

Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".

Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов....

Конспект занятия по развитию речи и рисованию «Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта»

Тема недели: Международный женский день. Конспект занятия по развитию речи и рисованию «Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта» Цель: учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изобр...

Конспект занятия по развитию речи - обучение детей рассказыванию, старшая группа

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение детей рассказыванию по серии картин "Старушка"....

Конспект занятия по развитию речи на тему: рассказывание произведения К. Д. Ушинского «Гуси».

Конспект занятия по развитию речи на тему: рассказывание произведения К. Д. Ушинского «Гуси».Цель: умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.Задачи: учить детей...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Рассказывание сказки "Лисичка со скалочкой" средняя группа

Задачи: - учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию полным предложением;- совершенствовать грамматический строй речи;- активизировать словарь; - формировать умение ...