Логопедические подсказки
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Алла Анатольевна

Логопедические подсказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Консультация для родителей473.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей На тему: Логопедические подсказки Подготовила: учитель-логопед Колесникова Алла Анатольевна

Слайд 2

Каждый родитель мечтает о правильной, "чистой" речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен трудоёмок. П ричиной недостатков речи и плохой успеваемости может быть слабый слух. Погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечаютсразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет) и оставшись незамеченным, он может трагично отразиться на судьбе ребенка. Исследования показывают, что взрослым нет необходимости слышать слова во всех деталях, чтобы понимать речь. Если разговор ведется на достаточно знакомом языке, то невоспринятые слухом элементы слов дополняются по смыслу, по догадке. Именно поэтому даже подчас значительное снижение слуха мало отражается на общении и деятельности взрослого человека. Совсем иное положение у маленького ребенка, который при помощи слуха не только общается, но и овладевает речью, учится произносить слова. Решающее значение в этом процессе имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух понижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других - слышит их не полностью, и поэтому они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас. Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение. Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они сторят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят "тани" вместо "сани", путают звонкие и глухие ("пумака" вместо "бумага"), свистящие и шипящие ("сапка" вместо "шапка"). Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами .

Слайд 3

Все эти дефекты в устной речи могут быть выражены слабо и остаются незамеченными. Страдания ребенка начинаются, когда он поступает в школу. Грамотой он овладевает с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, "не узнает" слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано "зима", а он знает слово "димА". Но этого мало. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла. Даже при небольшом, но рано возникшем понижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, "ля кулял" вместо "я гулял". Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваимаости. Порой, не проверив слух, этих детей переводят в щколы для умственно отсталых, но и здесь они тоже не успевают все по тем же причинам. Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя замечены. Как только обнаружена задержка развития речи, можно попытаться самим проверить слух. Для этого поставьте ребенка спиной к себе на расстоянии 5-6 метров и произнесите шепотом хорошо знакомые ему слова. Шепот не должен быть утрированным. Прежде, чем произнести слово, необходимо сделать полный выдох. Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают такой шепот. Если ребенок не слышит на таком расстоянии, нужно постепенно приближаться к немудо тех пор, пока он сможет повторить все сказанные вами слова. Но, допустим, шепота ребенок не разбирает. Отойдите от него снова на то же расстояние и произносите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удается установить, на каком расстоянии ребенок слышит нормальную речь.

Слайд 4

Заподозрив, что ребенок плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить лечение, а если понадобится, то и укажет, какой звукоусиливающей аппаратурой следует пользоваться. Если ребенок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости, на расстоянии 3-4 метров, можно в домашних условиях помочь развитию его речи и предупредить неуспеваемость в школе. Ребенка, способного слышать нормальную речь, хотя бы у ушной раковины, желательно определить в специальный детский сад, а затем он сможет обучаться в школе для слабослышащих и позднооглохших детей. Ребенка, у которого установлено нарушение слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Подбирайте короткие, двух-, трехсложные слова и предлагайте ребенку повторять их вслед за вами. Иногда приходится проделывать это по нескольку раз, прежде, чем удается добиться результата. Чтобы малыш не утомлялся и не избегал этих занятий, вначале придавайте им вид игры, проводите их во время прогулки, при выполнении несложных поручений и т.п. Впоследствии можно наладить систематические занятия от 15 до 30 минут, во время которых с ребенком припоминают уже известные ему слова и выражения и дают небольшое количество новых слов. Слабо слышащего ребенка необходимовозможно раньше научить читать. Нет надобности рано учить письму - вместо этого лучше складывать из букв разрезной азбуки хорошо знакомые слова. Таким способом ребенок усвоит чтение, которое поможет ему с большей точностью овладеть звуковым составом слова. Начав с отдельных слов и коротких предложений, постепенно переходите к рассказам по картинкам и к чтению детских книг. Очень полезно также прослушивание детских музыкальных пластинок. Проигрывайте одни и те же пластинки часто, чтобы ребенок научился узнавать их. Следует помнить, что отклонения в развитии речи, а значит, и в общем умственном развитии иногда возникают из-за самых незначительных нарушений слуха.

Слайд 5

Что должно насторожить взрослых С рождения: -Низкая оценка новорождённого по шкале Апгар -Недостаточная масса тела ребёнка -Любые патологии, не связанные напрямую со слухом -Проведённое агрессивное лечение в раннем возрасте (назначение сильных антибиотиков) Это , разумеется, не означает, что при наличии вышеуказанных обстоятельств малыш будет плохо слышать. Просто повод тщательнее обратить внимание на все факторы развития, в том числе – слух. Дети до 3 лет: -Ребёнок не реагирует или плохо понимает сказанное тихим голосом -Воспринимает говорящего, только если видит того -Малыш всё время старается приблизиться ухом к источнику звука -Громко и или нечетко (не по возрасту) разговаривает С 3 лет: -Малыш неправильно говорит слова, пропускает часть букв и окончаний -Часто переспрашивает. Всматривается в лицо собеседника, как бы пытаясь того понять -Плохо воспринимает информацию на слух -Повышает громкость гаджетов: телевизора, планшета и проч Дети старшего возраста: -Сами жалуются, что стали хуже слышать -Начинают делать ошибки в словах, чего раньше не замечалось -Учителя жалуются, что ребёнок их не понимает. Письменные работы лучше, чем устные ответы, общение у доски Что делать, если проблемы обнаружены? Обращаться к сурдологу – врачу, занимающемуся проблемами слуха (для начала можно записаться к лору) и назначать лечение. Других вариантов СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логопедические подсказки для заинтересованных родителей» № 1

«Логопедические подсказки для заинтересованных родителей" № 1          Родители могут воспользоваться подбором мультимедийных презентаций и практического материала, который вк...

«Логопедические подсказки для заинтересованных родителей» № 2

3 Блок — информационныйНикто лучше родителей не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате. Бывает, что родители отказываются от логопедическо...

"Самостоятельные логопедические занятия дома" (подсказки логопеда)

Ребенок плохо говорит? Как помочь ему, если рядом нет профессионала? Предлагаю подсказки логопеда для самостоятельных занятий дома с малышом "Самостоятельные логопедические занятия дома"...

Логопедический досуг для детей подготовительной логопедической группы « Ключи к чтению. Подсказки из сказки»

Цель: Активизация высших психических функций, повышение  мотивации к  обучению, развитие познавательных интересов, профилактика дисграфии и дислексии...

"Консультации для родителей" Логопедические подсказки.

Все о логопедической группе      [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24011077","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]...

Логопедические подсказки

советы логопеда...