Мастер - класс для педагогов "Путешествие в страну ЗВУКляндию"
материал по логопедии (старшая группа)

Гусева Наталья Владимировна

Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx600.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

"Путешествие в страну ЗВУКляндию"

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. 

Задачи:

1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

3. Поделиться с участниками мастер-класса конкретными приемами, используемыми на занятиях по звуковой культуре речи.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас на мастер-класс"Путешествие в страну ЗВУКляндию"

                                              Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

                                                   А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Речь -это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова.

Самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами: дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата, развитие силы голоса и дыхания);

— этапа появления звука (постановка звука)

этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стиха

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных упражнений. Он непрост для детей — они еще очень малы.  Мы должны прикладывать все необходимые усилия для достижения положительных результатов.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

  1. Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия

Предлагаю туда отправиться.

Но сначала мы сделаем зарядку

Фонетическая зарядка.
Давайте поиграем со звуками.
Как тикают часы?
Как подзывают цыплят?
Как жужжит жук?
Как воет волк?
Как паровоз выпускает пар?
Как поют комарики?
Как рычит мотор?
Как фыркает кот?
Как выходит воздух из шара?
Как шипит змея? 

-Вот мы и очутились с вами в волшебной стране звуков. В стране Звукляндии есть два замка. На башнях первого – красные крыши, этот замок охраняет Красный Гном, второй замок – синий с зелеными крышами на башенках. Его охраняют два гнома – Синий и Зеленый.

-Как вы думаете, кто живет в этих замках?

-Звуки. В красном замке – гласные звуки, в сине-зеленом замке – согласные звуки: твердые и мягкие. (замки из мягких модулей)

-Чем гласные отличаются от согласных?

Гласные можно пропеть, протянуть, в ротовой полости нет преграды для воздушной струи. Согласные звуки не поются, воздушная струя встречает преграду – губы, зубы, язык.

- Чтобы правильно произносить звуки мы должны тренировать мышцы.

-Как вы думаете какие мышцы мы должны тренировать?

Отгадайте загадку:

Красные двери в пещере моей,https://e7.pngegg.com/pngimages/1022/811/png-clipart-smile-smile-lips-copyright-cartoon.png

Белые звери сидят у дверей;

И мясо, и хлеб – всю добычу мою —

Я с радостью белым зверям отдаю.

                            (рот, зубы)

Тридцать два богатыря Охраняют вход в меня,

А дорожка позади - Помогает всем в пути.

(на замок приклеивается картинка рта, зубов и языка) 

  1. Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.

Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная) https://sun6-21.userapi.com/s/v1/ig1/kg7dPVrwWUYAc2APvta06gLRHZ4oQX-OlY53L4xGe7wFXRlAA5TwqLL-mFoo3otRejQYqm6b.jpg?size=922x1121&quality=96&crop=39,39,922,1121&ava=1

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили — старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые — лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись — в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем — малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили — никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак — варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

-Молодцы!

3.А теперь еще одна загадка:    

Легче пера, но долго не удержать. Что это? 

Что невозможно удержать и десяти минут, 

Хотя оно легче перышка?

Ответ: Дыхание (выставляется значок )

  https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3966998/pub_609959337ffcba2d9ebf083c_609959c6c235fb60b6e9958d/scale_1200

 Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система -это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

«Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.

 «Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.

«Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.

«Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.

-Молодцы! Справились.

  1. Отгадайте, что это такое рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Чистоговорка – Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи , чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи .

https://sun6-23.userapi.com/s/v1/ig2/Nx21mfJ1erj_HU4vBkctjn7T64TmQ_cpDdjh9BixlCQ2LJ1pFKEhhteponYDwgpYeD9OldJKYFRwSkB_nXEMLDLp.jpg?size=1077x1077&quality=96&crop=1,2,1077,1077&ava=1 https://www.isu.by/data/catalog/273/1611845903_51_crop2_1.jpg 

«Вошебный мешочек» сейчас я к каждому буду подходить,

Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.

Шел гуськом гусак с гусаком,

Смотрит свысока гусак на гусака;

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Дятел, дятел — наш приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги нам, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

Ёж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка 
    (раздраженно).
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 
    (спокойно)

5.Как вы думаете, тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове что это?. https://zharptitca.ru/public/users/993/JPG/111220201442.png(выставляется картинка)

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … 
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети 
    … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (
    портфель)

6. рефлексия.

Говорить про звуки можно очень долго, но наше с вами время путешествия по стране Звукляндия заканчивается, и я сделаю такой вывод:

Грамотная, четкая, чистая речь ребенка -это не дар, она приобретается благодаря усилиям всех участников процесса формирования речи детей.

-Если вам понравилось наше путешествие, и вы нашли в нем что-то новое для себя выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ЛОСКУТНАЯ СТРАНА.

Этот материал является частью долговременного проекта КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО НАРОДА, его частью РУССКАЯ ОБРЯДОВАЯ ИГРУШКА. Мастер-класс разрабатывался для курсов повышения квалификации для воспи...

Мастер - класс "Путешествие в Песочную страну"

Открытое занятие по познавательному развитию старших дошкольников. Экспериментирование с песком....

Мастер-класс для родителей «В стране счастливого детства. Любимые стихи А.Л.Барто»

углублять и расширять знания детей о творчестве А.Л. Барто;развивать у детей литературные способности, в ходе которых формируется интеллект ребенка, обогащается его словарный запас, развивается творче...

Консультация для родителей и детей "Особенности организации жизни детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет" и мастер-класс "Путешествие в математическую страну"

25.03.2017 в ГБОУ Школе №809  пройдет "День открытых дверей" по  теме "Давайте познакомимся!" в средней группе №2. Консультация  "Особенности организации жизни ...

Мастер-класс с родителями «В стране русских народных сказок»

Вовлечение родителей в образовательный процесс посредством изготовления театра....

Мастер класс "Путешествие в математическую страну" по ФЭМП

Повышение профессионального уровня педагогов....