05.12.2022 Развитие речевого дыхания
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)

Цель - отработать удлиненный выдох через рот с одновременным произнесением гласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания

1.Дыхательно упражнения на материале гласных звуков

Цель - отработать удлиненный выдох через рот с одновременным произнесением гласных звуков.

Инструкция. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произнесением гласных.

-Произнесение гласного звука на выдохе.

-Произнесение двух гласных наодном выдохе: а-э, о-у, и-ы,

- Произнесение трех гласных: а-э-о; о-у-и и

-Произнесение четырех гласных.

- Произнесение гласного ряда на одном выдохе

-Произнесение гласных в звукоподражаниях: труба гудит: у-у-у...; кукла плачет: уа-уа-уа Используем игровые приемы:«Кукла плачет»;«Дудочка» Упражнения можно выполнять с опорой на наглядность: символ используемого звука; «звуковая волна»; таблица с гласными звуками и др. Упражнение « Поющие звуки».Материал:таблица с изображением гласных звуков. Дети произносят эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе. Сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух.

2. Дыхательно упражнения на материале согласных звуков

Цель - отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произнесением согласных звуков.

 Инструкция: произнесение согласных идет на одном выдохе. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха (отмечать время отчетом, либо разноцветными линиями).

 -Произнесение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.

-Произнесение двух согласных на одном выдохе. Затем отрабатывается произнесение трех, четырех согласных.

-Произношение согласных в звукоподражаниях предметов (зазвонил телефон –з-з-з...; ревет трактор –р-р-р...; качаем насос –ш-ш-ш...), животных, явлений природы (лес шумит –ш-ш-ш...; воет вьюга –в-в-в...), людям («не шумите» - тс-с-с).

-«Ёжик».Сидя на ковре, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди –медленный вдох на звуке [ф]. Выпрямить ноги –вдох (4-5 раз).

3. Дыхательно упражнения на материале слогов

Цель - тренировать удлиненный выдох через рот с одновременным проговариванием слогов. Инструкция: слоги произносятся на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием нарастания слогов.

- Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па-па-па; пап-па-па; апа-апа-апа...

-Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па; ти-пи; та-па-ва; и др.

 -Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу; па-па-пу-пу; па-па-па-пу-пу-пу.

-Повторение слогов с разными гласными и согласными звуками: па-то-пу-ти; ту-по –пи-па; и др. -«Часики».Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносит: тик-так.

 -«Дровосек».Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх –вдох, опустить вниз-выдох с произнесением слова ух-х-х.

5. Дыхательно упражнения на материале предложений, фраз

Цель - тренировать удлиненный выдох с одновременным произнесением предложений, фраз. Инструкция. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движением рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

 1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

-Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя еѐ одним словом, второй ѐще одним и т.д.

 -Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя еѐ названием игрушки: «Саша любит слоненка». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняет еще одним словом и т.д.

-«Цветы». Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят фразу. Фраза постепенно усложняется. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

 2. Полные ответы на вопросы логопеда, которые произносятся на одном выдохе.

3. Произнесение на одном выдохе пословиц, скороговорок, потешек, коротких стихотворений. Постоянство и систематичность – необходимое условие при постановке и развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика укрепит здоровье ребенка и поможет справиться с нарушениями в речевом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Консультация для родителей "Развитие речевого дыхания", апрель 2022

В консультации предлагаются комплексы упражнений для развития речевого дыхания....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...