Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация работы учителя-логопеда с родителями»
методическая разработка по логопедии

Андреева Ольга Николаевна

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы логопеда и родителей. Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organiz._rab._logop._s_rodit.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1373»

(ГБОУ Школа № 1373)

Выступление на педагогическом совете

на тему:

 «Организация работы учителя-логопеда с родителями»

 

                                                                           

                                                                                            Составила:

учитель-логопед

                                                                                                    Андреева О.Н.

Москва

«Организация работы учителя-логопеда с родителями»

 Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя- логопеда является работа с родителями, как одно из

условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских собраний, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.

                  Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Первая организованная встреча с родителями проводится в середине или в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы:

  1. Необходимость специально направленного обучения детей.
  2. Знакомство с диагностическим обследованием детей. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
  3. Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.
  4. Информация о содержании логопедических занятий (по периодам обучения).

          Отношение родителей к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что всё «само исправится к школе» или вовсе не замечают речевых нарушений.

Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать об отрицательном влиянии недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой; о нарушении со стороны связной речи, которые без правильно организованных систематических занятий приведут к тому, что ни в детском саду, ни в школе, ребёнок не сможет составить рассказ, подготовить пересказ и дать правильный полный развёрнутый ответ на предложенный вопрос; несформированность лексико-грамматического строя, проявляющаяся в устной речи у детей дошкольников, окажет негативное влияние в письменной речи учащихся в виде систематических ошибок.  При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.

                На собрании необходимо обратить внимание родителей на индивидуальных положительных чертах характера ребёнка, подчеркнуть сильные стороны дошкольника.  

На общем собрании нельзя подчёркивать слабые стороны кого-либо из детей. Можно в обобщённом виде рассказать о имеющихся речевых нарушениях, характерных для детей данной группы (возраста).

              Необходимо расположить к себе родителей, так как достигнуть положительной, стойкой и быстрой динамики, возможно лишь в тесной взаимосвязи логопеда, родителя и воспитателя.

              Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Логопед выборочно знакомит детей с приёмами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

              Логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

а) единство требований к ребёнку;

б) контроль за выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетради ребёнка, игр, дидактического материала;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).

         Таким образом, логопед создаёт установку для включения родителей в коррекционный процесс.

          На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приёмы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком, подчёркивает его успехи, в корректной форме обращает внимание родителей на имеющиеся трудности у ребёнка. У каждого ребёнка есть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы, а также родительский чат, созданный учителем-логопедом.

Родителям разъясняется, как необходимо оформлять тетрадь. Даются образцы выполнения домашних заданий.

       В течение года, логопед проводит консультации для родителей.

 Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике,

  связанной с особенностями воспитания и обучения детей:

          1. Результаты логопедического обследования ребёнка.

2. Речевые нарушения и причины их возникновения.

3. Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.

4. Краткие советы родителям, имеющим детей с общим недоразвитием речи первого уровня.

5.Правила проведения артикуляционной гимнастики.

          6. Взаимосвязь между развитием устной и письменной речью  

          обучающихся.        

7. Приёмы по развитию навыков звукового анализа и синтеза.

8. Что делать, если у ребёнка плохая память?

9. Как развивать слуховое восприятие у детей?

10 Учим запоминать стихотворения.

11.Игровые упражнения развивающие мелкую моторику ребёнка.

12.Мы учим детей рассказывать.

13.Развитие графомоторных навыков у детей.

14.Внедрение здоровьесберегающих технологий в повседневную жизнь ребёнка.

15. Что делать родителям, если ребёнок начал заикаться?

16. Приёмы по растягиванию короткой уздечки у детей.

17. Логопедические домашние задания на летний период.

        Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда и воспитателя. Родитель получает возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности и т.п.

        В середине учебного года проводится второе родительское собрание. На нём подводятся итоги работы за 1-е полугодие. Кратко освещается динамика речевого продвижения каждого ребёнка, определяются задачи и содержание занятий в последующий период обучения, требования к речи детей.

        Третье родительское собрание планируется в конце года. На нём подводятся итоги всей коррекционной работы. Даётся анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, школе).

        Тесная связь между родителями и логопедом осуществляется на протяжении всего коррекционно-педагогического процесса. На родительских собраниях затрагиваются общие темы, связанные с коррекцией речевого развития ребёнка. В индивидуальных беседах, которые логопед проводит либо по собственной инициативе, либо по просьбе взрослого, затрагиваются моменты, касающиеся индивидуальных, личностных особенностей ребёнка. Логопед сообщает родителям об имеющейся положительной динамики, в процессе логопедических занятий.

         Речевая коррекция - это процесс очень трудоёмкий. Может пройти месяц, другой, третий, а родители не видят положительных результатов. Родителям кажется, что логопед «топчется на месте». А так не бывает.  Логопед сообщает родителю об имеющихся, даже малейших успехах. Если речь идёт о постановке звука, то логопед объясняет родителям, что ребёнок должен пройти определённый путь коррекционного воздействия прежде, чем звук услышим в речи.

              Необходимо провести работу по развитию фонематического слуха, по подготовке артикуляторной базы, выработке нужных артикуляторных поз. Параллельно ведётся работа по развитию и совершенствованию графомоторных навыков, развитию познавательных психических процессов и т.п. Родителей, как и детей необходимо ободрять, активно включать в работу с ребёнком. Объяснять, что без тесного взаимодействия родителя и логопеда, родителя и воспитателя, мы добъёмся наименьших результатов.

            Если это ребёнок с ТНР, неоднократно сообщаем родителям, что мы занимаемся не только постановкой звуков. Нам необходимо развивать все стороны речи (коррекция лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, связной речи). Поэтому, к заданиям направленным на коррекцию других компонентов речи надо относиться с повышенным вниманием, так как остаточные нарушения негативно скажутся на овладении ребёнком грамотным письмом и чтением.  

         

        

                   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВОсновной вид деятельности д...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями».

Часто педагоги детских садов задают вопросы: Что такое взаимодействие с родителями? Как эффективнее организовывать этот процесс?          Действительно, совреме...

Выступление на педагогическом совете. Тема " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"

Выступление на педагогическом совете. Тема: " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"...

Выступление на педагогическом совете по теме «Организация работы педагогов по приобщению родителей к ЗОЖ»

Приоритетным направлением нашей работы группах  оздоровительной направленности является работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Поиск эффективных способов сохранения и...

Сообщение на педагогическом совете «Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»

Сообщение на педагогическом совете«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»...

Выступление на педагогическом совете тема «Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в средней группе »

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности передобществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому,Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Чувство п...