Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы
- Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».
Цель: учить подбирать определения к предмету, явлению. Игровое правило: педагог (возможно дети) называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету. Например: Белка – пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая…. Пальто – теплое, зимнее, новое, длинное, короткое, синее… Снег – холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий и т. д.
- Дидактическая игра «Какое что бывает?».
Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение. Игровое правило: воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает… Например: новым – шуба, валенки, шапка, пальто…; зимним - день, утро, вечер, лес, погода, одежда, обувь…; пушистым – снег, белка, лиса, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф…; холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, мороженое, сосулька, компот…; белым - снег, молоко и т. д.
- Дидактическая игра «Подбери признак к предмету».
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Игровое правило: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие? Например: зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д.
- Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку».
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Игровое правило: воспитатель предлагает детям назвать предмет подходящий к слову… Например: снежный – ком, дом, колобок, вихрь…; снежная – баба, постройка, полоса, дорога…; снежные - заносы, постройки, дома, кучи…; снежное – поле и т. д.
- Дидактическая игра «Что лишнее?».
Цель: закреплять знание признаков разных времён года, учить чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Игровое правило: воспитатель называет время года: «Зима». Затем называет признаки разных времён года (день стал коротким, а ночь длинной, птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишние признаки и объясняют свой выбор.
- Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).
Цель: развивать речь, память, мышление, быстроту реакции. Игровое правило: воспитатель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом – (не бывает); снег зимой – (бывает); мороз летом – (не бывает); капель летом – (не бывает); лёд зимой замерзает –(бывает); летом дети делают кормушки птицам – (не бывает); зимой текут ручейки – (не бывает) зимой носим сарафаны – (не бывает); и т. д.
- Дидактическая игра «Придумай сам».
Цель: учить детей составлять предложения с заданным количеством слов. Игровое правило: воспитатель предлагает детям опорные слова: снег, снежинки, снегопад, мороз. Воспитатель просит детей составить предложении е из 4, 5, 6 слов. Ребёнок первым составивший предложение получает фишку. Например: В ноябре выпал первый пушистый снег. Белые пушинки в воздухе кружатся. Уже несколько дней на улице снегопад. Трескучий мороз не позволяет детям гулять.
- Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года. Игровое правило: воспитатель называет время года (зима) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему и т. д.
- Дидактическая игра «Кто больше знает слов».
Цель: найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по теме «Зима». Игровое правило: воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово «снег». Например: снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.
- Дидактическая игра «Времена года».
Цель: развивать внимание, мышление и речь. Игровое правило: воспитатель называет приметы какого-либо времени года (зима, весна, лето, осень). Дети по приметам определяют и называют время года.
- Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Игровое правило: воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.
- Дидактическая игра «Слова – родственники».
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов. Игровое правило: воспитатель называет слово (снеговик, дети подбирают однокоренные слова.
- Дидактическая игра «Придумай предложение».
Цель: развивать связную речь, умение правильно построить распространённое предложение. Игровое правило: воспитатель называет слово (зима). дети придумывают предложение с заданным словом.
- Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игровое правило: воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к заданным словам на тему «Зимняя одежда», «Зима». Например: шуба – (шубка); снег – (снежок); шапка – (шапочка); мороз – (морозец); горка – (горочка) и т. д.
- Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель: закрепить обобщающие слова на тему «Зимняя одежда», «Зимняя обувь». Игровое правило: воспитатель показывает картинки на тему «Зимняя одежда», «Зимняя обувь», дети называют обобщающие слова к предложенным картинкам.
- Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель: учить составлять распространённые предложения. Игровое правило: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают. Например: Вот какого замечательного мы слепили… (снеговика). На нашем участке стоит… (весёлый снеговик).
- Дидактическая игра со снежком «Подбери слово».
Цель: учить подбирать слова к заданным. Игровое правило: воспитатель задаёт слово, а дети подбирают слова характеризующие заданное слово. Например: снег (какой) белый, пушистый, легкий, искристый, холодный, блестящий и т. д. ; шуба (какая) теплая, меховая, пушистая и т. д. ; лыжи (какие) деревянные, пластиковые, легкие, длинные и т. д. ; настроение (какое) весёлое, грустное, радостное и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-387963-1391009161.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи на тему: «Мой любимый город – Белорецк!»
Цель:Формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на фотографии города, закреплять знания о памятниках города.Формировать быструю реакцию на слово, развивать уме...
Открытое занятие по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе
Итоговое занятие по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-1016637-1519734260.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи на тему "Зима"
Картотека дидактических игр по развитию речи на тему "Зима"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1069620-1568819818.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/02/picture-991629-1675314660.jpg)
Конспект по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе
Конспект по развитию речипо теме "Зима"в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-824052-1475420781.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Насекомые».
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Насекомые»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1452592-1674581929.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли....