Фонетическая ритмика
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кулагина Надежда Ивановна

Фонетическая ритмика является эффективным средством логопедической работы с дошкольниками, так как способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, снятию негативизма; улучшению кровообращения, расслабления либо повышения мышечного тонуса (в зависимости от целей); развитию мелкой моторики, улучшению координации; развитию пространственных представлений, активизации звукопроизношения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_foneticheskaya_ritmika.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Фонетическая ритмика»

Фонетическая ритмика является эффективным средством логопедической работы с дошкольниками, так как способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, снятию негативизма; улучшению кровообращения, расслабления либо повышения мышечного тонуса (в зависимости от целей); развитию мелкой моторики, улучшению координации; развитию пространственных представлений, активизации звукопроизношения.

Дети очень эмоциональны. Они любят подражать друг другу и взрослым. Эти способности использует фонетическая ритмика. Для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Детям предлагаются для подражания различные виды движений, которые сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов, фраз и стихотворных текстов. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным.

Регулярное использование фонетической ритмики показало, что:

 - повышается речевая активность детей;

 - уточняется артикуляция имеющихся звуков;

- вызываются по подражанию некоторые отсутствующие звуки;

- быстрее идет процесс автоматизации поставленных звуков;

- развивается фонематический слух;

- формируется речевое дыхание;

- развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Цели фонетической ритмики в работе логопеда:

- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

- способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

- развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;

- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.

Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем-логопедом несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.

Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Рекомендации по проведению игровых упражнений на основе фонетической ритмики.

1. Проводить занятия следует регулярно лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки.

2. Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

3. Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным:

- гласные звуки: [а],[о],[у],[э],[и],[ы];

- согласные звуки: [м],[н],[ф],[в],[п],[б],[т],[д],[к],[г],[х],[с],[з],[ц],[ш], [ж], [ч], [щ],[л],[р],[й], (йот) и йотированные гласные).

4. Фонетическая зарядка должна приносить детям радость и удовлетворения, носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

5. Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей.

6. Во время занятий активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки - улыбку, мимоходом прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание.

7. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной, эмоциональной и обязательно фонетически правильной.

8. Педагогу потребуется умение слышать недостатки произношения не только при индивидуальной работе с ребёнком, но и улавливать их при хоровом проговаривании речевого материала. Исправлять ошибки детей он должен тактично.

9. Предлагаемый практический материал может быть, использован на индивидуальных и групповых занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста. Он поможет и старшим дошкольникам при подготовке к обучению грамоте, и, конечно, детям, имеющим речевые недостатки, на коррекционно-речевых занятиях.

10. Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельное занятие или как часть речевого занятия, а могут с успехом использоваться (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве веселых динамических пауз на других занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Фонетическая ритмика».

Статья для педагогов, логопедов, психологов, родителей для работы с  детьми у которых есть проблемы со звукопроизношением и некоторые психологические проблемы....

Консультация для воспитателей «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Детям предлагают для подражания различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, звукосочетаний, слов...