Мастер – класс: «Использование статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса у дошкольников»
план-конспект занятия по логопедии

Павлова Людмила Николаевна

       Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса, как одно из современных средств работы с дошкольниками.

 

       Задачи:

   1. Знакомство участников мастер-класса с эффективными статико-динамическими  упражнениями для развития артикуляционного праксиса, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

    2. Выявление совместно с участниками мастер-класса последовательности действий и приемов работы по применению статико-динамических упражнений  в работе с дошкольниками.

    3. Повышение мотивации к овладению статико-динамических методик, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

 

Оборудование: алгоритмы статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса, карточки для игры «Угадай-ка», карточки для пальчиковой гимнастики, «Сказка про язычок»,

 

Ход мастер – класса.

     У каждого из нас уже есть любимые упражнения, которые мы используем в своей практике.

      И сегодня, я надеюсь, вы пополните свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

     Для этого я расскажу вам об  одном из методов  развития  дошкольников- это статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса.

        Для начала предлагаю активизироваться.

 

 Упражнение: «Массаж ушных раковин»: помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

 

           А теперь уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в рощу у реки. Ведь где как не в роще можно прекрасно отдохнуть.

         Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в роще, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самом начале у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах травы и листвы. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш мастер-класс по теме  «Использование статико-динамических упражненийдля развития артикуляционного праксиса у  дошкольников».

    Одним из первых звеньев в общей системе современного образования является – дошкольное. Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает родным языком, что является для него одним из самых важных приобретений. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин.

  В настоящее время многих интересует проблема речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Наиболее часто встречающимся речевым отклонением от нормы является нарушение артикуляционного праксиса.

   Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

   Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

   Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Если дефекты в произношении звуков вызваны недостаточной подвижностью у ребенка губ и языка, то средством преодоления этих дефектов являются – статико-динамические упражнения  артикуляционного праксиса.

   Артикуляционный праксис —  это способность произносить звуки речи и их серии, а также это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

    Цель статико-динамических упражнений: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения и сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.        

  Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для речевого развития. При неблагоприятном течении и отсутствии коррекционной помощи отклонения речевого развития после пяти лет усложняются, приобретают вторичные формы и переходят уже либо в общее, фонетико-фонематическое или фонетическое недоразвитие речи.

  В работах исследователей Е.М. Мастюковой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается особая роль речевого развития ребенка – как важная составляющая нервно-психического развития, становление которой активно происходит в течение первых лет жизни, но при этом определяет ее качество во все дальнейшие возрастные периоды.

    В литературе приводятся данные исследований по проблеме нарушений артикуляции. Авторами освещаются вопросы классификации, этиологии, особенностей довербального развития при нарушениях артикуляционного праксиса, а также Б.Ж. Монделаерсом выделяются «показатели расстройств артикуляционного праксиса» в доречевой период развития. А.Н. Корнев отмечает, что категория детей с нарушениями артикуляции достаточно многочисленна и заслуживает подробного изучения. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата.

    Так на базе чего формируется артикуляционный праксис, что служит «предметом» для артикуляционной позы?    Неправильное  строение артикуляционного аппарата: неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения, что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии.

  Известно, что в тех случаях, когда отклонения в развитии выявлены на ранних

 Наиболее характерным признаком нарушения артикуляционного праксиса является: выполнение тонких дифференцированных движений, ограничена подвижность мимической и речевой мускулатуры, движения языка и губ также ограниченны. Отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. Ребенок не удерживает артикуляционную позу: дети не могут поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому.

Для каждого этапа характерны свои задачи, методы и приёмы работы над звуком.              

     Основная форма работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, возможны также подгрупповые. Цель, задачи, методы, приемы, средства для коррекции звукопроизношения подбираются исходя из нарушения, а также личностных особенностей ребенка, т.е. необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка и его компенсаторные возможности.

  Предлагаю вниманию коллег систему упражнений, которая поможет учить детей справильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнении для развития мелкой моторики.

     Статико-динамические упражнения или артикуляционная гимнастика являются основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений, звукопроизношения; они включают упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата (Приложение №1).

«Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики» (М.И. Кольцова. Е.И. Исенина,  А.В. Антакова-Фомина и др.). Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

    У многих детей обнаруживается  недостаточность развития моторики: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность.        Наша задача — с помощью игр и упражнений сформировать и откорректировать различные виды упражнений.

    Для повышения качества постановки звуков у детей  есть система статико-динамических упражнений артикуляционного праксиса, соединив ее с упражнениями для развития мелкой моторики, мы добьёмся наиболее эффективных результатов. Пальчиковую гимнастику необходимо проводить одновременно со статико-динамическими упражнениями на занятиях по звукопроизношению (Приложение №2)

      Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению статико-диномических  упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме (Приложение №3), рассказываем совместно с детьми сказки (Приложение №4), поговорки (Приложение №5), стихотворения (Приложение №6).

    Таким образом, статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса преподносящиеся детям в виде сказок, стихов, поговорок, считалок, игр,  становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Разрешите  порекомендовать несколько правил по проведению статико-динамических упражнений для развития  артикуляционного праксиса.

  • Проводить упражнения нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  • Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • При отборе упражнений  надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  • Упражнения  выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.  Поэтому ребенок и взрослый во время проведения статико-динамических упражнений должны находиться друг перед другом или перед зеркалом.   Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ и языка (Приложение №7).

   Исходя из выше перечисленного хочется заметить, что статико-динамические упражнения улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

     Эти упражнения дают как мгновенный эффект, так и накопительный.

Вот поэтому статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса является одним из современных и действенных средств,  в развитии дошкольников.

      В заключении,  хочется процитировать слова одного педагога: «Человек тогда станет родителем, когда научит цыпленка танцевать». Другими словами, во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.

Я надеюсь, что информация, полученная,  на мастер - классе, вам пригодится.

Спасибо за внимание!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Мастер-класс «Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников»

Задачи:Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области  современных развивающих технологий по интеллектуально-познавательному  направлению развития дошкольников.Ра...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

·         Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры при...

Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор» для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ

Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор»для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ Игры Воскобовича.Цель: распространение опыта ...

Мастер -класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный слова...

Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для   развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждениедетский сад№ 37 г. Новочеркасск       МАСТЕР-КЛАСС «Использование  театра «Би-ба-бо» в разви...