МАСТЕР-КЛАСС «Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»
консультация (старшая группа)

Кокоревич Раиса Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад№ 37 г. Новочеркасск

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

 

«Использование  театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Кокоревич Р.Н.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для молодого специалиста в рамках наставничества

Тема: «Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»

Цель: обучение молодого специалиста применению театрализованной деятельности для развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить молодого специалиста с методами и приемами развития диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагога.

3. Вызвать у начинающего педагога интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.

Оборудование: ширма кукольного театра, куклы театра «Би-ба-бо», пальчиковый театр.

Ход мастер-класса:

Сегодня мы с вами превратимся в актеров кукольного театра,  и Вы попробуете работать с куклой. Мы поговорим о роли кукольного театра в развитии диалогической речи дошкольника. Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребёнка.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.

Через проведение театрализованных игр мы решаем целый ряд задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп:

  • способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
  • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
  • формировать волевые черты характера;
  • развивать и тренировать выразительность речи;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала.

Каждый ребенок приходит в коллектив со своим своеобразным характером, различными навыками, способностями, умениями и особым укладом в семье, не говоря уже о творческих талантах. Все они такие разные, но раз здесь собрались, то есть что-то общее. Я убеждена в том, что в самом начале работы необходимо  показать ребенку, что вокруг друзья, люди, всегда готовые помочь ему. И в этом нам поможет игра    «Ладошки» (выполняем вместе с педагогом).

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

и ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора, (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: ура! (машут руками)

Сейчас мы приступим к практической части нашего мастер-класса.   Работая с куклой нужно  обязательно учитывать возрастные  особенности детей. Рука у ребенка меньше руки взрослого, поэтому и куклу мы подбираем соответствующего размера.

Демонстрация  куклы для ребенка и для взрослого.

Для работы с куклой мы пользуемся тремя пальцами: большим, указательным и средним.

- Я предлагаю Вам выбрать куклу и надеть ее на руку (куклы: кошка, лиса, заяц, волк, медведь)

- Объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту куклу?

Работа с куклой начинается со знакомства с ней. Ребенок ее разглядывает,  пытается производить с ней разные действия. Посредством куклы, надетой на руку, ребенок говорит о своих переживаниях, тревогах, радостях, поскольку полностью отождествляет себя с куклой. Пока кукла лежит на столе, она является просто куклой, но стоит нам одеть ее на руку и она оживет.

- Предлагаю  выполнить  несколько движений с куклой.

Игровое упражнение «Кукловод»

- Вот как  хлопаем в ладоши и киваем  головой,

повернёмся мы направо,

повернёмся мы налево

и поклонимся не раз.

Вот так, вот так,

мы поклонимся не раз (все слова сопровождаются показом действий).

- Кукла у нас на руке ожила и   начала  не только двигаться, но и говорить, голосом своего героя.  Все наши куклы  это образы животных, которые живут в лесу.  В лесу очень много интересных новостей. Я предлагаю вам голосом своего героя,  рассказать любую лесную новость.

Упражнение  «Новости в лесу».

-  Упражнения такого характера помогают ребенку эмоционально  и выразительно показать характер своего героя, составить небольшой рассказ и почувствовать себя уверенней, так как он говорит от лица персонажа.

Важно научить ребенка изменять тембр своего голоса.  Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение:

 

Дидактическое упражнение «Давай знакомиться». В этом упражнении можно использовать любую  пальчиковую куклу – кошечку, Незнайку, зайку и так далее. Я возьму кошечку.

- (от лица кошечки, измененным голосом, обращаясь к воспитателю – поворачиваю куклу к себе лицом) Я хочу познакомиться с детьми. Что я должна  сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)

- Меня зовут Кисонька-Мурысонька, а тебя как? (ответ)

- Моё имяКисонька -  Мурысонька, а твоё как? (ответ)

- Я – Кисонька - Мурысонька , а ты кто? (ответ)

- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)

В этом  упражнении  я повторяла  готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения).

Это упражнение направлено на  социально-коммуникативное общение ребенка и на развитие диалогической речи.

Следующий этап работы с куклой – это работа над выразительностью реплик персонажей, художественной выразительностью образа. В качестве примера обыграем стихотворение  «Кисонька – мурысонька». Диалог между куклами «Кошка» и «Заяц» (предлагаю надеть кукол на пальцы)

Кисонька-мурысонька

Заяц  - Кисонька-мурысонька,
Где была?
Кошка - На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Заяц - Что там делала?
Кошка - Муку молола.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
Кошка - Прянички.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
Кошка - Одна.
Заяц - Не ешь одна!
Не ешь одна!

Обращаю ваше внимание, что новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, она становится эмоционально выразительной.

В подготовительной группе, когда у детей накоплен опыт владения куклой, умение вести диалог,  эмоционально и выразительно показывать характер героев  мы переходим к следующему этапу  - творческому.  В этом процессе тоже очень важно участие воспитателя.  Детям часто бывает сложно выбрать персонажи для своих сценок, придумать тему.  В данной ситуации, я предлагаю использовать набор кукол кукольного театра, чтобы ребята могли выбрать себе своего персонажа.

-   Я предлагаю Вам выбрать любую куклу и определиться со своим персонажем.    А теперь придумайте ситуацию, в которой может участвовать ваш  герой.  В сценке могут участвовать несколько персонажей (вдвоем обговариваем ситуацию, одеваем кукол на руку и разыгрываем небольшую сценку).

Показ сценки.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами,  выразительно и эмоционально произносить диалог между героями, использую красивые обороты речи, эпитеты, сравнения.

Таким образом,  у детей в группе с помощью театрализованной деятельности  развиваются творческие и социально-коммуникативные способности, речь ребенка становится образной, эмоционально выразительной.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kukolnyy_teatr.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад№ 37 г. Новочеркасск

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование  театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»

 

Подготовила: Кокоревич Р.Н.,  

                                                                                           воспитатель

Мастер-класс для молодого специалиста в рамках наставничества

Тема: «Использование театра «Би-ба-бо» в развитии диалогической речи дошкольников»

Цель: обучение молодого специалиста применению театрализованной деятельности для развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить молодого специалиста с методами и приемами развития диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагога.

3. Вызвать у начинающего педагога интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.

Оборудование: ширма кукольного театра, куклы театра «Би-ба-бо», пальчиковый театр.

Ход мастер-класса:

  Сегодня мы с вами превратимся в актеров кукольного театра,  и Вы попробуете работать с куклой. Мы поговорим о роли кукольного театра в развитии диалогической речи дошкольника. Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребёнка.

 Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.

Через проведение театрализованных игр мы решаем целый ряд задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп:

  • способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
  • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
  • формировать волевые черты характера;
  • развивать и тренировать выразительность речи;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала.

    Каждый ребенок приходит в коллектив со своим своеобразным характером, различными навыками, способностями, умениями и особым укладом в семье, не говоря уже о творческих талантах. Все они такие разные, но раз здесь собрались, то есть что-то общее. Я убеждена в том, что в самом начале работы необходимо  показать ребенку, что вокруг друзья, люди, всегда готовые помочь ему. И в этом нам поможет игра    «Ладошки» (выполняем вместе с педагогом).

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

и ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора, (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: ура! (машут руками)

Сейчас мы приступим к практической части нашего мастер-класса.   Работая с куклой нужно  обязательно учитывать возрастные  особенности детей. Рука у ребенка меньше руки взрослого, поэтому и куклу мы подбираем соответствующего размера.

Демонстрация  куклы для ребенка и для взрослого. 

Для работы с куклой мы пользуемся тремя пальцами: большим, указательным и средним.  

- Я предлагаю Вам выбрать куклу и надеть ее на руку (куклы: кошка, лиса, заяц, волк, медведь)

- Объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту куклу?

 Работа с куклой начинается со знакомства с ней. Ребенок ее разглядывает,  пытается производить с ней разные действия. Посредством куклы, надетой на руку, ребенок говорит о своих переживаниях, тревогах, радостях, поскольку полностью отождествляет себя с куклой. Пока кукла лежит на столе, она является просто куклой, но стоит нам одеть ее на руку и она оживет.

- Предлагаю  выполнить  несколько движений с куклой.

Игровое упражнение «Кукловод» 

- Вот как  хлопаем в ладоши и киваем  головой,    

повернёмся мы направо,

повернёмся мы налево  

и поклонимся не раз.

Вот так, вот так,

мы поклонимся не раз (все слова сопровождаются показом действий).

- Кукла у нас на руке ожила и   начала  не только двигаться, но и говорить, голосом своего героя.  Все наши куклы  это образы животных, которые живут в лесу.  В лесу очень много интересных новостей. Я предлагаю вам голосом своего героя,  рассказать любую лесную новость.

 Упражнение  «Новости в лесу».  

 -  Упражнения такого характера помогают ребенку эмоционально  и выразительно показать характер своего героя, составить небольшой рассказ и почувствовать себя уверенней, так как он говорит от лица персонажа.

Важно научить ребенка изменять тембр своего голоса.  Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение:  

Дидактическое упражнение «Давай знакомиться». В этом упражнении можно использовать любую  пальчиковую куклу – кошечку, Незнайку, зайку и так далее. Я возьму кошечку.

- (от лица кошечки, измененным голосом, обращаясь к воспитателю – поворачиваю куклу к себе лицом) Я хочу познакомиться с детьми. Что я должна  сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)

- Меня зовут Кисонька-Мурысонька, а тебя как? (ответ)

- Моё имяКисонька -  Мурысонька, а твоё как? (ответ)

- Я – Кисонька - Мурысонька , а ты кто? (ответ)

- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)

В этом  упражнении  я повторяла  готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения).

Это упражнение направлено на  социально-коммуникативное общение ребенка и на развитие диалогической речи.

Следующий этап работы с куклой – это работа над выразительностью реплик персонажей, художественной выразительностью образа. В качестве примера обыграем стихотворение  «Кисонька – мурысонька». Диалог между куклами «Кошка» и «Заяц» (предлагаю надеть кукол на пальцы)

Кисонька-мурысонька

Заяц  - Кисонька-мурысонька,
Где была?
Кошка - На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Заяц - Что там делала?
Кошка - Муку молола.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
Кошка - Прянички.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
Кошка - Одна.
Заяц - Не ешь одна!
Не ешь одна!

Обращаю ваше внимание, что новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, она становится эмоционально выразительной.    

В подготовительной группе, когда у детей накоплен опыт владения куклой, умение вести диалог,  эмоционально и выразительно показывать характер героев  мы переходим к следующему этапу  - творческому.  В этом процессе тоже очень важно участие воспитателя.  Детям часто бывает сложно выбрать персонажи для своих сценок, придумать тему.  В данной ситуации, я предлагаю использовать набор кукол кукольного театра, чтобы ребята могли выбрать себе своего персонажа.

-   Я предлагаю Вам выбрать любую куклу и определиться со своим персонажем.    А теперь придумайте ситуацию, в которой может участвовать ваш  герой.  В сценке могут участвовать несколько персонажей (вдвоем обговариваем ситуацию, одеваем кукол на руку и разыгрываем небольшую сценку).

Показ сценки.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами,  выразительно и эмоционально произносить диалог между героями, использую красивые обороты речи, эпитеты, сравнения.

Таким образом,  у детей в группе с помощью театрализованной деятельности  развиваются творческие и социально-коммуникативные способности, речь ребенка становится образной, эмоционально выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационной технология Бизиковой О.А. "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

Усвоение диалогической речи дошкольниками характеризуется следующими критериями: общительность детей, использование детьми всего набора инициативных реплик (стимулов) и реплик-реакций на них, а также ...

Роль художественной литературы в развитии диалогической речи дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» являются игровые методы. Но они используются в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми, чтением...

Создание традиционной игровой среды для реализации технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Важной для реализации игровой технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» является предметно-развивающая игровая среда. Она должна включать многофункциональный набор эл...

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Развитие диалогической речи дошкольников с речевыми нарушениями

В предлагаемой  консультации кратко рассказывается о важности развития диалогической речи  ребёнка старшего возраста. А также предлагается ряд игр, способствующих развитию и формированию это...