Развитие эмоциональной сферы детей с РАС средствами театрализации.
методическая разработка по логопедии

Михеева Юлия Викторовна

Публикация.

 

В процессе роста ребенка с особенностями в развитии происходит изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера развиваться не может. Её необходимо развивать, тем более у детей с РАС, которые способны к агрессии, неадекватному поведению.  

Театрализованная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств социализации и реабилитации детей с ОВЗ, потому что помогает ребенку преодолеть неуверенность и скованность. Участвуя в театрализованных постановках, ребенок обогащается эмоционально, переживает состояние своих персонажей, «впитывает» их мысли, способы поведения и разрешения возникающих проблем.

В инклюзивном театре «Лучики», где дети с особенностями в развитии играют спектакли совместно со здоровыми сверстниками. Все специалисты нашего  образовательного учреждения  (воспитатели,  логопед, музыкальные руководители, физ. инструктор) в своих перспективных планах работы отражают тему предполагаемого к постановке спектакля.

И прежде чем перейти к постановке спектаклей, педагогам необходимо  научить детей с нарушениями в развитии правильно говорить, выражать свои мысли, выстраивать отношения со всеми сверстниками и при этом чувствовать себя уверенно.

Многие дети с РАС не умеют контролировать свои эмоции. Именно поэтому педагоги используют на занятии упражнения для развития эмоциональной сферы, играют в специальные игры, упражнения, этюды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emots_sfery_detey_detey_s_ras.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация.

Развитие эмоциональной сферы детей   с РАС

средствами театрализации.

В процессе роста ребенка с особенностями в развитии происходит изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера развиваться не может. Её необходимо развивать, тем более у детей с РАС, которые способны к агрессии, неадекватному поведению.  

Театрализованная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств социализации и реабилитации детей с ОВЗ, потому что помогает ребенку преодолеть неуверенность и скованность. Участвуя в театрализованных постановках, ребенок обогащается эмоционально, переживает состояние своих персонажей, «впитывает» их мысли, способы поведения и разрешения возникающих проблем.

В инклюзивном театре «Лучики», где дети с особенностями в развитии играют спектакли совместно со здоровыми сверстниками. Все специалисты нашего  образовательного учреждения  (воспитатели,  логопед, музыкальные руководители, физ. инструктор) в своих перспективных планах работы отражают тему предполагаемого к постановке спектакля.

И прежде чем перейти к постановке спектаклей, педагогам необходимо  научить детей с нарушениями в развитии правильно говорить, выражать свои мысли, выстраивать отношения со всеми сверстниками и при этом чувствовать себя уверенно.

Многие дети с РАС не умеют контролировать свои эмоции. Именно поэтому педагоги используют на занятии упражнения для развития эмоциональной сферы, играют в специальные игры, упражнения, этюды. (cм. Приложение ).

Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР часто бывают напряжены, и для снятия у них эмоционального напряжения проводятся этюды на расслабление. Например, «Лисенок боится». Детям рассказывается история  про лисенка: «Однажды лисенок гулял со своей мамой по лесу. Он погнался за разноцветной бабочкой. Бабочка улетела. Лисенок оглянулся, чтобы посмотреть, где мама. Он увидел свою маму на другом берегу ручья, но теперь он никак не может решиться войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко». Предлагаю разыграть эту историю. Коллективно решается, кто будет лисенком, мамой-лисой, бабочкой. Ребенок в игровой форме проживает данную ситуацию и это способствует снятию эмоционального напряжения.

Многие дети с нарушениями в развитии не умеют адекватно выражать свои эмоции. Поэтому в нашу программу включены упражнения, обучающие методам саморегуляции.  (cм. Приложение ).

Для формирования позитивной атмосферы в группе, для развития чувства принадлежности, а также сплочения коллектива используется упражнение, как «Котенок». «Представьте, что мама принесла  домой маленького котенка. Он напуган, ведь он первый раз в этой квартире.

  • Кто может показать, как двигается котенок? Предлагается разбиться на пары, один из пары будет изображать такого котенка.
  • Котята, выходите в центр, покажите, как вам страшно в новом доме.

Во время игры каждый  из детей попробует познакомиться со своим котенком. Подружиться с ним, успокоить его, приласкать и уговорить уснуть на коврике».

Подобные этому упражнения помогают детям быть раскованными, уверенными. Они начинают изображать различных персонажей, легко вживаются в роль, помогают друг другу.

В ходе использования таких упражнений на занятиях дети меняются:

- эмоционально реагируют на события, происходящие в группе;  например, поздравляя Эвелину с днем рождения, дети целуют ее, гладят и очень активно проявляю свои положительный эмоции;

- становятся  более уверенными в себе, уже не боятся отвечать на вопросы, активно работают и с интересом реагируют на новое;

-легко вступают в контакт с малознакомыми взрослыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры и упражнения

на развитие эмоциональной сферы.

  1. Упражнение «Солнечный зайчик»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Солнечный зайчик заглянул к тебе в    глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

  1. Игра «Спасти птенца».

Цель: ознакомление детей с методами саморегуляции.

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к

себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

  1. Игра «Я – лев».

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себя, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я лев Гоша». Пройдите по кругу города, уверенной походкой…

  1.  Игра с платком

Цели: снятие эмоционального напряжения; дать детям возможность творчески выразить себя; развитие способности к переключению внимания с одного образа на другой.

- Представьте себе, что мы в театре. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики изобразить:

  • бабочку;
  • принцессу;
  • волшебника;
  • бабушка;
  • фокусника;
  • человека, у которого болит зуб;
  • морскую волну;
  • лису.

После показа каждого нового персонажа задайте детям следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу…) иначе? Кто хочет попробовать?». Комментируйте: «У вас прекрасно получилось. Кому понравилось исполнять роли? ... Кому понравилось смотреть? ... Может быть, кто-то из вас надумал сейчас изобразить еще что-нибудь?».

  1. Игра «Мой зверь».

Дети закрывают глаза и вспоминают, какое животное им нравится. Затем показывают это животное: его движениями, мимику, как оно разговаривает. Остальные отгадывают.

  1. Игра «Колобок».

Дети встают в круг и катают по полу друг другу мяч-колобок. Тот, к кому попадает колобок, должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. После того как ребенок сказал, что-нибудь колобку, передает его соседу.

  1. Игра «Зеркало»

Дети изображают страх в своих лицах. Воспитатель передает им зеркало, а дети изображают страшное лицо и пугаются. Потом дети рассказывают, чего они испугались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей ...

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей в старшей группе - Путешествие к царевне Несмеяне

Закрепление у детей представлений об эмоциях: "радость", "грусть"....

«Развитие эмоциональной сферы детей, как фактора развития гармоничной личности»

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста....

Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...