индивидуальное занятие по постановке звука С.
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Волкова Татьяна Петровна

Учить нормированному произнесению звука [С] по подражанию. Развивать речеслуховое внимание и фонематическое восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по теме Постановка звука С.

Цели занятия:

Продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты голоса

Продолжить работу над развитием длительной, направленной по средней линии языка воздушной струи.

Продолжить работу над развитием переключаемости органов артикуляции и согласованностью работы губ и языка.

Продолжить укреплять и развивать подвижность лицевой и губной мускулатуры.

Продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры и созданию положительных кинестезий в мышцах.

Продолжить формировать правильную артикуляцию для звука [С].

Формировать зрительный, кинестетический и слуховой образы звука [С].

Учить нормированному произнесению звука [С] по подражанию.

Развивать речеслуховое внимание и фонематическое восприятие.

Развивать кинестетическую и кинетическую основы движений рук, познавательные процессы, воображение.

Формировать ориентацию во времени и пространстве.

Упражнять в правильном употреблении имен существительных ед. числа в косвенных падежах.

Оборудование:

Игрушки: кроватка, горка, кот, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Дует ветерок», 2 стеклянных пузырька, «письмо от кота Снежка», наглядное пособие для формирования кинестетического образа звука, предметные, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Релаксационное упражнение. Игра «Кот Снежок».

Вот открылась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Потянулся сладко-сладко (напряжение)

И уселся на кроватку (расслабление).

-К нам на занятие заглянул наш давний знакомый кот Снежок.

Ориентирование в пространстве. Игра «Прятки».

- Он хочет поиграть с тобой в прятки. Скажи, пожалуйста.

Где сидит кот? — Кот сидит на кровати.

Откуда спрыгнул кот? — Кот спрыгнул с кровати.

Куда забрался кот? — Кот забрался под кровать.

Где спрятался Снежок? – Снежок спрятался за кроватью.

Где оказался котик? – Котик оказался перед кроватью.

Развитие речевого дыхания и голоса.

Упражнение «Холодный ветер».

Наш Снежок в этот осенний день решил пойти прогуляться, а на улице дует холодный сильный ветер. Покажи, как ветер кружит листик.

Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на подвешенный осенний листик. Должна ощущаться резкая холодная струя. (Логопед -1 раз, ребенок- 3)

Упражнение «Поднялась буря».

- Осенняя погода очень переменчива, неожиданно поднялась буря. Послушай, как гудит буря.

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Произнести звук [у] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-у. (2 пузырька: логопед — 1 раз, ребенок -3)

Упражнения на развитие силы и направления воздушной струи по средней линии языка.

Упражнение «Теплый ветерок».

- Буря стихла, и вновь легкий ветерок кружит осенний лист.

Дуть на подвешенный осенний листочек. (Логопед -1, ребенок- 3)

Мимические упражнения.

- Вдруг, откуда ни возьмись, набежала темная туча, чему Снежок очень удивился (поднять брови).Туча становилась все темнее и темнее, и наш котик очень испугался (нахмуриться). А когда закапали капли дождя, Снежок  сильно огорчился. (уголки губ опустить вниз). Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашего друга (улыбнуться, уголки губ вверх).

Самомассаж

Самомассаж «Кошечка умывается».

- Настя, кошки очень любят умываться. Ты видела когда-нибудь, как они это делают? (Да.) Покажи, пожалуйста.

Укрепление лицевой мускулатуры:

-поглаживание лба от середины к вискам (5 раз);

- поглаживание щек от носа к ушам (5 раз);

- поглаживание щек от подбородка к ушам (5 раз);

-разминание скуловой и щечной мышц: спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам;

Укрепление губной мускулатуры:

- поглаживание от середины верхней губы к углам (5 раз)

- поглаживание от середины нижней губы к углам (5 раз);

Разминание носогубных складок: спиралевидные движения в области носогубных складок

-Молодец!

Кошечка моет лобик,

щечки,

ротик.

Формирование правильной артикуляции.

- А сейчас, превратись в киску и выполняй упражнения, которые я назову.

Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти.


Упражнение «Киска зевает»: широко открывать — закрывать рот (под счет до 7).

Упражнение для губ.

Упражнение «Киска улыбается»:удерживать сомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).

Упражнение «Киска злится»: удерживать разомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).

Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).

Упражнение «Киска дразнится»: положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.

Упражнение «Киска отдыхает»: положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (держать под счет до 7).

Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы.

Упражнение «Киска лакает молоко»: высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот (под счет до 7).

Игра «Я — не я».

- Катя, у меня есть письмо от кота Снежка. Посмотрим, что в нем? В своем письме Снежок  перечислил приметы осени. Но мне кажется, он допустил ошибки. Послушай, пожалуйста, и скажи, согласна ты со Снежком или нет. Если согласна, четко говори «И я», если возражаешь — «Не я». Снежок  думает, что…

Осенью прохладная погода. (И я.)

Осенью распускаются подснежники. (Не я.)

Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. (И я.)

Осенью дети купаются и загорают на пляже. (Не я.)

Осенью медведь просыпается после долгой спячки. (Не я.)

Осенью листья опадают с деревьев. (И я.) Умница! Заметила все  ошибки которые допустил Снежок!

Формирование зрительного образа звука [С].

— А теперь, смотри, пожалуйста, на меня в зеркало. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубы (показывает логопед). Выполни сама (выполняет ребенок). Молодец!

Формирование кинестетического образа звука [С].

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это нижние зубы). (Сначала показывает логопед, а затем — ребенок.)

- А сейчас, давай выполним это упражнение с помощью рук. Представь, что наши руки — это рот. Пальцы левой руки превратим в нижние зубы (пальцы сгибаются перпендикулярно ладони), а правую руку превратим в язык, кончик которого упирается в «зубки». Сделай сама.

 Закрепление слухового образа звука [С].

—У  машины  Снежка спустило колесо. Помоги, пожалуйста, котику его накачать с помощью насоса. И___ ребенок стоит прямо, руки подняты на уровне груди, ладони вниз ССС____ руки опускаются вниз. И____ССС_____ (5 раз). Я уверена, кот тебе очень благодарен.

Самостоятельное произнесение звука [С].

- Покажи, пожалуйста, нашему гостю, как ты научилась произносить звук С. (глядя в зеркало). (3-4 раза).

- Снежок  решил покататься с горки. Он мчится вниз так быстро, что ветер свистит в ушах. Игрушку «скатывает» с горки , произнося С____, сначала логопед, а затем 3-4 раза ребенок.

 Развитие кинестетической основы движения рук.

Катя, изобрази, пожалуйста, котика сначала правой, а затем левой рукой.

Руки в кулачок сожму, котика я покажу. Указательный с мизинцем вытяну, слегка согну.

Развитие кинетической основы движения рук.

— Давай покажем, какие острые коготки у кота.

У нашего Снежка  на лапках царапки

(сначала пальчики обеих рук «здороваются», начиная с указательного пальца, затем прижать подушечки пальцев рук к верхней части ладони).

Ты их спрятать не спеши, пусть посмотрят малыши! (несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно).

 Развитие фонематического восприятия.

Дифференциация звука [С] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.

Игра «Поймай звук [C]».

Cлушай звуки, которые я буду произносить и хлопни в ладоши, услышав звук [С].

С Ш С С Т С С С З С Ц С` С Ж С C`С С З С и т. д.

Игра с мячом. Поймай мяч и стукни им, если услышишь слог со звуком [С].

Са, зо, со, шу, су, сы, се, це, са, сы, жи, за, зе, со, сэ, зи и т.д.

 Игра «Встань, услышав верное слово».

- Посмотри на картинку. Я буду произносить слово правильно и неправильно. Встань, услышав верное слово.

СУП – туп, фуп, цуп, сюп, суп;

УСЫ – узы, уты, уцы, усы;

САНКИ – шанки, ванки, танки, цанки, санки.

Итог занятия:

Релаксационное упражнение. Игра «Кот Снежок»

Вот закрылась тихо дверь

Вышел наш усатый зверь

С котиком позанимались (напряжение)

И до завтра попрощались (ребенок расслабленно машет двумя руками жест «пока»).

Ориентирование во времени.

-Ты попрощалась с котом Снежком  до завтра. Какой день недели будет завтра? Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Назови оставшиеся дни недели.

Оценка работы ребенка.

- Сегодня на занятии ты играла с котом Снежком  в разные игры, училась слушать и правильно произносить звук [С] и показала Снежку, как хорошо это у тебя получается! Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие.Тема: «Постановка звука Р»

Формирование понятия  о механизме образования звука  и его акустических особенностяхФормирование понятия  о механизме образования звука  и его акустических особенностях....

Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ

В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы  коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Л.

Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме пре...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»

Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

конспект индивидуального занятия по постановке звука (К).

ЦЕЛИ:Образовательная:1.Дать понятие о механизме образования звука (к).Коррекционная:1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.2.Уточнение движений органов артикуляции на данный артикуляционный ...

индивидуальное занятие по постановке звука [р]+презентация

постановка звука [р] механическим способом...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука "л"

Формирование правильного произношения извука "Л", акустического и произносительного образа звука....